Продажи и управление продажами
Паблик рилейшнз
Сущность и предназначение паблик рилейшнз
Паблик рилейшнз охватывает более широкую область, чем продажи и даже маркетинг. Его приложения значительно шире и касаются всей организации, а также ее самых разнообразных внешних и внутренних «собеседников».
Его роль очень важна и в качестве вспомогательного средства для обеспечения продаж, причем выгода от такого сотрудничества обоюдна. Сотрудникам отдела продаж паблик рилейшнз необходим в качестве помощи в их повседневных операциях, а сотрудники, занимающиеся паблик рилейшнз, часто прибегают к помощи торговых представителей для распространения своих сообщений. С тех пор как появилось первое издание этой книги, стратегическое значение паблик рилейшнз получило гораздо более широкое признание; оно больше не рассматривается как средство, к которому прибегают только тогда, когда что-то «горит». Сейчас паблик рилейшнз играет в организации позитивную роль, и именно о такой роли и говорится здесь.
Специалист в области паблик рилейшнз должен заниматься видами деятельности, имеющими отношения к любым людям, с которыми его организация вступает в контакты. Конкретная сущность таких групп будет варьироваться в зависимости от обстоятельств, в которых они действуют.
Джефкинс УеШ^, 1989) выделяет семь групп людей, с которыми происходят такие контакты:
•местное сообщество;
•сотрудники;
•власти;
•финансовое сообщество;
• дистрибьюторы;
•потребители;
•лица, влияющие на обществвш*® Мнение.
Определение
Задача точного определения сущности паблик рилейшнз является трудной. Впрочем, существует множество этих определений, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект и пытается передать основную идею как можно более кратко и точно. Сложность в разработке простого и приемлемого определения отражает сложность и разнообразие описываемого явления. Мы рассмотрим два определения.
Практика паблик рилейшнз — это преднамеренные, запланированные и устойчивые усилия по установлению и поддержанию взаимопонимания между организацией и общественностью (Институт паблик рилейшнз).
Существенными характеристиками этого определения являются, во-первых, то, что практика паблик рилейшнз носит преднамеренный, запланированный и устойчивый характер, а не является случайной (например, когда необходимо отреагировать на внезапное загрязнение реки). Во-вторых, необходимо взаимопонимание, чтобы гарантировать, что коммуникации между организацией и общественностью являются понятными (то есть, что получатель воспринимает то же самое значение, которое подразумевает отправитель).
Альтернативное определение дал Франк Джефкинс (Frank Jefkins, 1989), признанный британский специалист в этой области.
Паблик рилейшнз состоит из всех форм планируемых коммуникаций, как входящих, так и исходящих, между организацией и теми людьми, с которыми она вступает в контакты, в целях достижения конкретных целей, касающихся взаимопонимания.
К модифицированной версии варианта Института паблик рилейшнз сделаны два дополнения:
•вместо общественности в целом даны люди, поскольку паблик рилейшнз адресован различным аудиториям;
•включение в определение понятия конкретных целей делает паблик рилейшнз более материально значимым видом деятельности.
Центральным в паблик рилейшнз являются коммуникации. Цель паблик рилейшнз — установить двусторонний процесс коммуникаций, позволяющий разрешать конфликты на основе отыскания общности или зон взаимных интересов. Это, конечно, лучше всего достигается в личном разговоре, и поэтому для обеспечения успеха паблик рилейшнз важно значение продаж как коммуникационного средства.
Если мы примем определение Джефкинса, то тогда должны также принять его последствия: паблик рилейшнз существуют независимо от того, нравится это организации или нет. Уже через простое выполнение своих повседневных операций организация передает определенные сообщения тем структурам и лицам, с которыми она взаимодействует. В результате об организации и ее деятельности каждый день формируется соответствующее мнение. Поэтому необходимо, чтобы люди, занимающиеся паблик ри - лейшнз, организовывали эти сообщения таким образом, чтобы это помогало сформировать необходимый корпоративный образ.
Корпоративный образ
Концепция корпоративного образа неразрывно связана с паблик рилейшнз. Все виды деятельности по паблик рилейшнз должны осуществляться в рамках заранее согласованной и одинаково понимаемой корпоративной персональности. Эта персональность должна разрабатываться так, чтобы отражать стиль высшего руководства, поскольку именно оно контролирует политику организации и ее видов деятельности.
Корпоративная персональность, если ею правильно и постоянно управляют, может стать материальным активом. Однако не следует исходить из того, что все менеджеры компании при принятии решений будут рассматривать их с точки зрения того, как эти решения работают на такую персональность. Поэтому менеджер, отвечающий за пиар, должен иметь в компании положение, позволяющее ему знать обо всем, что в ней происходит, а также о мнениях и отношениях, существующих в организации, которые могут повлиять на то, как эта организация может восприниматься со стороны.
В данном случае использование термина «персональность» вместо «образ» сделано преднамеренно. Образ — это отражение или впечатление, которые можно немного отполировать или улучшить. Однако истинный пиар глубже только такого смыслового наполнения. Но, может быть, из-за неправильного понимания и возникло порочащее выражение «пиаровская работа», к которому
Прибегают, когда хотят выразить, что под глянцевым или искусственным фасадом скрывается более непривлекательная правда. При правильном подходе пиар настаивает на необходимости демонстрации этой правды и предоставлении заинтересованным лицам полной информации.
Менеджер по паблик рилеишнз как лицо, отвечающее за корпоративную персональность, в долгосрочном плане может обеспечить поддержание такой персональности только тогда, когда в ее основе будет лежать истинное положение дел в организации.
Чем паблик рилеишнз не является
Неправильное понимание сущности паблик рилеишнз порой приводит к искажению его роли. В связи с этим следует прояснить следующее.
Паблик рилеишнз — это не бесплатная реклама.
1. Реклама дополняет продажи. Паблик рилеишнз — это информативное, образовательное и креативное понимание, достигаемое через знание.
2. Паблик рилеишнз не является бесплатным. Оно требует времени руководства и соответствующих денежных средств.
3. Выступления самих представителей газет и журналов и эфирных средств являются, как правило, менее тенденциозными и поэтому вызывают большее доверие, чем рекламное объявление.
4. Каждая организация целенаправленно и осознанно проводит паблик рилеишнз.
5. Паблик рилеишнз включает коммуникации с самыми разными группами и аудиториями, а не только с потенциальными потребителями.
Паблик рилеишнз не является пропагандой. Пропаганда разрабатывается с целью внушения каких-то идей, чтобы привлечь в свои ряды новых последователей. В этом случае этические вопросы не поднимаются, а факты часто искажаются или фальсифицируются в собственных интересах. Паблик рилеишнз старается убедить исходя из демонстрируемого признания каких-то отношений или идей.
Пабликрилеишнз — это не паблисити. Паблисити—это результат информации, которая стала известной. Этот результат может быть неконтролируемым и принести как пользу, так и вред. Паб - лик рилеишнз имеет дело с поведением организации, продукта или человека, которое обеспечивает паблисити, и, несомненно, старается контролировать его таким образом, чтобы попытаться гарантировать, что результирующее паблисити будет хорошим.
Паблик рилейшнз используется для того, чтобы сформировать более положительную среду для организации и осуществляемых ею видов деятельности. Его цели могут состоять в следующем: •способствовать получению запросов о продажах;
•усиливать потребительскую лояльность;
•привлекать инвесторов;
•привлекать партнеров к слиянию или способствовать такому слиянию;
•привлекать более квалифицированных сотрудников; •препятствовать возникновению профсоюзных проблем или разрешать их, если они уже возникли;
•минимизировать преимущество конкурента, когда вы стараетесь его догнать;
•открыть новый рынок;
•запустить новый продукт;
•вознаградить ключевых сотрудников через признание их достижений;
• способствовать принятию благоприятных для вас законов. Для того чтобы достичь этих целей, паблик рилейшнз следует рассматривать как часть общей стратегии коммуникаций в маркетинге, основой которой является функция продаж. В любой точке в ходе маркетинговых действий может проявляться пиаровская составляющая, что объясняется тем, что паблик рилейшнз связан с человеческими взаимоотношениями и является двусторонним процессом. Таким образом, пиаровский элемент присутствует в каждом аспекте маркетинга (например, торговый представитель, который преувеличивает достоинства товара, обманывает покупателя или грубо разговаривает с посетителем, несет ответственность и с точки зрения паблик рилейшнз).
Производителям необходимо быть ближе к людям. Для того чтобы выйти на различные их группы, имеющие отдельные интересы, они должны уметь пользоваться приемами работы с прессой, проведения семинаров, посещения предприятий, организации частных демонстраций продукции, использования возможности выставок, видеоматериалов и других вспомогательных инструментов. Более того, им также необходимо учитывать людей, влияющих на общественное мнение, каналы продаж и все коммуникационные медийные средства, через которые выражаются идеи и доводятся новости.
Этот аспект связан с групповым имиджем и базируется на основе долгосрочной и тщательно спланированной программы, разработанной для обеспечения максимальной узнаваемости и понимания целей организации и достижения таких ее показателей деятельности, которые соответствуют реалистическим ожиданиям.
Основным медийным средством для корпоративного паблик рилеишнз является престижная реклама (например, первопроходцы ICI, которые представляют общественности положительный образ этого крупного конгломерата). Другим средством является собственный стиль (например, специальный «логотип» из шерсти, разработанный International Wool Secretariat, помещаемый на головных уборах и униформе, которые носят люди, которых эта организация спонсирует). Спонсорство является важным направлением для таких спортивных видов, как гольф, футбол, крикет и авто - и мотогонки. Спонсорство может также включать частичное финансирование, результатом чего может быть соответствующее паблисити для таких событий, как концерты и муниципальные проекты.
На эффективность паблик рилеишнз влияют следующие факторы: •задание конкретных целей, которые позволяют их оценивать; •полное интегрированное пиаровской функции в организации; •отбор правильного персонала, которому поручается выполнение пиаровской функции.
Далее мы изучим каждый из этих факторов более подробно.
Установление целей
Это важное требование для практики паблик рилеишнз. Боумен и Эллис (Bowman and Ellis, 1982) утверждают:
Если пиаровская программа должна быть эффективной, необходимо, чтоб были определены ее цели; это означает, что следует установить, каким образом их можно достичь, чтобы продвижение к ним, степень успеха или неудачи могли быть проанализированы.
Так как иногда трудно решить, каким образом та или иная цель • может быть измерена, объективные цели могут задаваться в показателях повышения продаж, но установить, является ли такое увели
Чение следствием именно пиаровской активности или каких-либо других маркетинговых действий, порою совсем не просто.
Паблик рилеишнз в условиях кризиса, как правило, требует задания собственных целей. Если какая-то информация не должна оказаться достоянием прессы, тогда критерием удачи или неудачи становится сам факт, узнает об этой информации пресса или нет! Если целью является поддержание репутации компании, тогда следует попытаться дать определение «репутации» в соответствующих терминах, которые позволят это понятие измерить и оценить.
Традиционным методом измерения пиаровской активности является общая площадь (в сантиметрах) освещения деятельности организации в прессе. Однако этот метод не учитывает качества такого освещения. Более того, ценность высказывания редактором в своей колонке не может быть выражена в количественном виде в сопоставлении с эквивалентной по площади рекламой, так как доверие к словам редактора является гораздо большим.
По мере того как пиар совершенствуется, скорее всего, требование об объективности будет становиться все более насущным. По этому поводу Уорчестер и Инглиш (Worcester and English, 1985) утверждают:
Точно так же, как сегодня трудно представить себе маркетинг без измерений, так и пиаровское агентство, стремящееся изменить восприятие о себе своими клиентами... начнет квантовать диапазон проблем... и влияние своих видов деятельности во времени.
Интеграция
Интегрирование пиаровской функции в деятельность организации очень важно. Следует решить, должен ли паблик рилеишнз действовать в роли технического или политического средства. От этого зависят и последствия: техническая роль сводится только к выполнению указаний высшего руководства, в то время как политическая роль оказывает влияние на стратегические планы корпорации. Современные подходы больше признают вторую роль, поскольку каждое крупное решение в компании имеет пиаровские последствия. Поэтому считается, что если специалисты паблик рилеишнз не участвует в формировании политики, то высшее руководство само занимается паблик рилеишнз.
Роль, которая предназначается паблик рилеишнз, является одной из самых важных, поскольку предполагает коммуникации с большим числом людей. Это требует сотрудничества с другими
Функциями организации. В связи с этим паблик рилейшнз должен быть обоснованной автономной единицей, что позволит ему в равной мере независимо обслуживать все отделы и подразделения организации. Функция персонала должна быть позиционирована таким образом, чтобы он мог оказывать свои услуги на тех организационных уровнях, которые могут общаться с внешними группами. Важность паблик рилейшнз на более низких иерархических уровнях также не может быть переоценена (например, на репутацию компании влияет все: от того, как секретарь отвечает на телефонные вопросы до отношения к своей работе сотрудника, занимающегося доставкой продукции).
Степень ответственности паблик рилейшнз должна первоначально устанавливаться старшим руководством, что может быть сделано при помощи задания целей и хорошо описанного анализа работ. Паблик рилейшнз в качестве кадровой функции служит для оказания услуг линейным функциям. Поэтому отсутствие властных полномочий у паблик рилейшнз является желательным, поскольку минимизирует конфликты и гарантирует, что основное внимание уделяется сотрудничеству и консультациям между линейными и административными работниками. Здесь также необходимо учитывать, что повседневные обязанности выполняются на линейном уровне. Это, однако, означает и важность того, чтобы представители паблик рилейшнз имели прямой доступ к совету директоров с целью получить санкции на проведение пиаровских программ и реализовывать их при полной поддержке высшего руководства.
Отбор
Отбор персонала особенно важен в отношении сотрудников, которые, как предполагается, будут заниматься паблик рилейшнз на практическом уровне. Это охватывает настолько широкий набор задач, что очень важным становится гибкость. Институт по вопросам паблик рилейшнз считает:
Не существует такого понятия, как универсальный набор идеальных характеристик, и поэтому не существует формализованного пути, по которому приходят в эту профессию.
Представители Института паблик рилейшнз даже утверждают, что формальная квалификация для персонала, занимающегося паб- лик рилейшнз, не является необходимой. Однако паблик рилейшнз как профессия уже стала узаконенной, так как университет Stirling с 1988 г. начал присваивать степень магистра в области паблик рилейшнз, а университет Bournemouth с 1989 г. — бакалавра.
Практики в этой области идентифицировали ряд навыков и умений и атрибутов, необходимых для того, чтобы добиться здесь успеха: •обоснованные суждения;
•личностная цельность;
•коммуникационные навыки и умения;
•организационные способности;
•сильно проявляемые личностные качества;
•умение действовать в команде.
Традиционная важность умения строить взаимоотношения с медийными средствами обусловило то, что паблик рилейшнз занимаются люди с журналистским образованием. Однако некоторые считают адаптацию в этой области трудной из-за особенностей стиля письма, которому свойственны заранее запланированные рамки и шаблоны. Как свидетельствует широкий диапазон качеств навыков и умений, приведенный выше, соответствующий опыт может быть получен практически при любом базовом образовании. Гораздо более важным являются свойства личности, а также наличие чувства эмпатии и способность адаптироваться. Не следует даже говорить о том, что способности писать и выступать свободно, являются изначально важными.
Использование пиаровских консалтинговых структур
В некоторых ситуациях гораздо выгоднее с точки зрения соотношения затрат и эффективности воспользоваться внешней пиаровской консалтинговой структурой, особенно в тех областях, где организация не обладает должным опытом (например, это часто касается взаимодействия с местными властями или парламентом). Однако достаточно часто крупные компании приходят к выводу, что наилучшим вариантом работы в этой сфере является взаимодействие собственного отдела паблик рилейшнз и внешней структуры, специализирующейся в этом направлении. Консалтинговые агентства — это интегральная часть пиаровской индустрии — действительно обладают некоторыми преимуществами, связанными с накопленным опытом, независимостью и отдельными навыками и умениями, которые не столь очевидно проявляются во внутренних подразделениях.
Внешние пиаровские структуры можно сгруппировать следующим образом:
1. Внештатные авторы (консультанты), которые, как правило, являются специализированными авторами, способными написать статью пиаровской направленности.
2. Подразделения паблик рилейшнз рекламных агентств, которые могут варьироваться от небольших пресс-офисов, занимающихся паблисити продукции, направленных на повышение эффективности рекламных кампаний, до крупных пиаровских отделов, которые по своей сути не отличаются от агентств.
3. Дочерняя пиаровская структура рекламного агентства, которая стремится более полно заниматься пиаровской деятельностью в поддержку рекламного агентства, клиенты которого становятся полезным источником для потенциальных заказов. Ее связь с рекламным агентством может принести выгоды через совместные услуги, например художественные студии и производство.
4. Независимые пиаровские консультанты, которые, как правило, специализируются по конкретным направлениям бизнеса. Клиенты могут воспользоваться ими при возникновении необходимости или на основе краткосрочных отношений. Такие консультанты специализируются на деятельности театров, финансовых вопросов, сельском хозяйстве, строительстве, перевозках, моде и и. д.
5. Советники по паблик рилейшнз — это люди, которые дают рекомендации, но сами пиаровской работой не занимаются.
Эта глава по необходимости является достаточно длинной и рассматривает условия, в которых осуществляются продажи. Здесь также показаны различные подходы к продажам, которые должны адаптироваться в зависимости от той ситуации, в которой эти продажи осуществляются.
В главе были обсуждены ситуационные и управленческие факторы и показана их важность. Были рассмотрены различные условия, в которых осуществляются продажи, включая каналы продаж, промышленные (коммерческие) продажи и продажи органам власти, продажи с целью перепродажи и услуги, оказываемые при продажах.
Стимулирование продаж характерно для всех условий, в которых осуществляются продажи, поэтому в этой главе были показаны его активизация и важность с точки зрения потребительских и
Коммерческих рынков, а также того, какую помощь оно оказывает в мотивации персонала, занимающегося продажами. Кроме того, проанализирована роль выставок.
Подробно рассмотрено такое направление деятельности, как паблик рилейшнз, так как за последние годы это направление в значительной степени расширилось. Особое внимание было уделено тому, как деятельность паблик рилейшнз связана с функцией продаж, а также тому, что сотрудники, занимающиеся паблик рилейшнз, часто прибегают к помощи торговых представителей для распространения своих сообщений.
Далее приводятся три практических упражнения: в двух из них рассматриваются проблемы, возникающие из-за условий, в которых осуществляются продажи (Argent Distributors Ltd и Yee W. Plastic Piping Components Ltd), а еще в одном — специфические проблемы паблик рилейшнз (Quality Chilled Foods Ltd).
В следующей главе будут рассмотрены вопросы международных продаж. Хотя это, возможно, всего лишь одна из разновидностей условий, в которых осуществляются продажи, но из-за своего разнообразия и все повышающейся важности, особенно в свете активной законодательной деятельности Европейского союза и изменений, которые происходят в функции продаж под их влиянием, это направление разбирается отдельно.