Продажи и управление продажами
Информация о ключевых клиентах и система планирования
Важность ключевых клиентов означает, что поставщикам необходимо рассматривать информацию, которую следует собирать и хранить по каждому клиенту, а также по целям, стратегиям и системам контроля, которые требуются для управления этими клиентами. Это может быть выполнено гпж помощи использования информации о ключевых клиентах и_ системы планирования. В результате этого поставщик получит Следующие выгоды.
План помогает фокусировать принимаемые решения, которые в этом случае являются согласованными друг с другом и скоординированными между отвечающими за них менеджерами.
Процесс планирования побуждает менеджеров регулярно анализировать влияние происходящих изменений на клиента и рассматривать возможные действия, которые потребуется предпринять, чтобы отреагировать на изменившуюся ситуацию.
В ходе процесса планирования неизбежно возникают вопросы фундаментального характера о распределении ресурсов. Некоторые вопросы требуют обязательного решения: должен ли ключевой клиент получать больше ресурсов, столько же или меньше, чем остальные; как эти ресурсы должны быть размещены; как эти ресурсы следует распределить между ключевыми клиентами.
Планирование стимулирует проведение исследований по определению лучших способов обслуживания клиента, чтобы держать конкурентов на расстоянии.
Строительным блоком для планирующей системы является аудит клиента, в основе которого лежит создание информационной системы, позволяющей собирать, хранить и распространять важные данные по клиенту. В табл. 6.5 показаны те данные, которые могут войти в такую систему. В «жестких данных» учитываются такие факты и показатели по клиенту, как проданные ему товары и услуги, обслуживаемые рынки и объем продаж (по числу проданных единиц), поступления и прибыль по каждому потребителю. Такие общие данные позволяют сформировать основную информацию по клиентам.
Таблица 6.5. Информационная система по ключевому клиенту
Тип данных
Мягкие данные |
Жесткие данные
Общие |
Адреса, номера телефо - Члены структуры, отвечаю - нов, факсов и электрон - щей за принятие решения
Ной почты |
Критерии выбора,
Конкретны Продаваемая продукция
Е заказчика и рынки,
Обслуживаемые им (размеры и темпы роста) Объемы продаж и поступления
Прибыль
Используемый капитал Операционные показатели (например, поступления на используемый капитал, маржа прибыли)
Восприятия и отношения Процессы совершения покупок
Оценивание взаимоотношений
Проблемы и угрозы Возможности Сильные и слабые стороны поставщиков Сильные и слабые стороны соперников Изменения во внешней среде, влияющие на клиентов сейчас и в будущем
Продажи поставщика клиенту в разбивке по продуктам
Уровни цен поставщика и его рентабельность в разбивке по продуктам Подробности по скидкам Продукция, ценовые уровни и продажи соперников Даты завершения действия контрактов
Конкретные даты охватывают такие аспекты, которые фокусируются в ходе трансакций между торговым представителем и потребителем, например объем продаж торгового представителя и его прибыль в разбивке по продуктам; ценовые уровни поставщика и его соперников; продукты соперника, проданные вашему заказчику; их объем и поступления; подробности по скидкам и даты завершения действия контрактов. Здесь также могут учитываться абсолютные уровни, тренды и отклонения от целевых показателей.
«Мягкие» данные дополняют «жесткие», показывая качественные оценки по клиентам (иногда они являются также более субъективными). Ключевым требованием в этом отношении является наличие данных индивидуального характера: фамилии, должности, роли при принятии решений, критерии выбора (восприятие) отношение и участие в процессе покупки. Следует вести оценивание продолжающихся взаимоотношений, а также определение
Любых проблем, угроз и возможностей. Сильные и слабые стороны поставщиков и соперников должны анализироваться как с точки зрения абсолютных, так и относительных параметров. И наконец, внешние изменения (такие, как снижающиеся рынки, технологические изменения, появление потенциально новых соперников) также должно отслеживаться, поскольку это может повлиять на будущий бизнес с клиентом.
Результаты такого аудита клиента можно обобщить в виде анализа SWOT (рис. 6.4), при котором. изучаются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Первоначальные сильные и слабые стороны поставщика обобщаются таким образом, что их можно было соотнести с теми возможностями и угрозами, которые характерны для деятельности клиента. В целом, анализ SWOT обеспечивает удобную основу для принятия решений по повышению эффективности управления ключевыми клиентами и для той глубины понимания ситуации, которая необходима при разработке плана работы с таким клиентом. Например, могут быть предприняты действия для использования возможностей за счет имеющихся сильных сторон одновременно с минимизацией воздействия угроз.
В состав плана работы с клиентом входят процедуры по установлению целей, заданию стратегий и осуществлению контроля.
План по работе с клиентом должен установить четкие цели на весь период планирования. Как правило, эти цели устанавливаются по показателям продаж или прибыли по каждому продукту для каждого клиента на этот период. Ценовые цели определяют целевые изменения цены за этот период. Когда клиента обслуживают больше одного поставщика, могут задаваться цели в виде доли в обслуживании. Например, анализ SWOT может идентифицировать возможность, которая является результатом проблем в обслуживании потребителя соперником. Это может поощрить разработку другой цели, которая позволит увеличить долю бизнеса, например, с 40 до 55%.
Продажи ключевым клиентам характеризуются длительным циклом. Поэтому часто является обоснованным не просто достичь отдельной продажи, а задаться целью вовлечь потребителя в процесс длительного взаимодействия, особенно, если период планирования работы с этим потребителем является относительно коротким. Такие цели должны устанавливаться исходя из реакции клиента, а не из действий торгового представителя. Например, подходящими целями этого рода могут быть показатели, свидетельствующие о том, что потребитель согласился посетить рабочее место торгового представителя, участвовать в демонстрации его продукции или взять новый продукт на длительное опробование.
Стратегии — это средство, при помощи которых достигаются заданные цели. Например, цель убедить потребителя посетить рабочее место продавца потребует: определить, на кого из членов структуры, отвечающей за принятие решений, следует обратить особое внимание; выявить людей в команде, занимающейся управлением этого клиента, которые отвечают за взаимодействие с этими членами; решить, какие действия необходимо предпринять, чтобы убедить потребителя совершить этот визит, а также указать конечные сроки. Разумеется, далеко не каждую деталь можно спланировать; надо оставить достаточно места для индивидуальных инициатив, однако без общей направляющей все виды деятельности такого рода могут стать нескоординированными или, что еще хуже, не учитывать поставленные задачи.
Система контроля за планированием работы с клиентом позволяет проверить степень продвижения к достижению поставленных целей и по мере необходимости прибегать к корректирующим действиям. Так, оценить фактическое функционирование
8 Продажи и управление продажами по сравнению с целевым можно при помощи компьютеризированных продаж и анализа рентабельности. В некоторых случаях для сопоставления количественных и качественных параметров, которые достигнуты по сравнению с ожидаемыми, могут потребоваться повторные встречи. Конечно, при этом необходимо согласовать со всеми заинтересованными лицами частоту таких встреч, состав участников, круг обсуждаемых вопросов. После прибытия участников на такое совещание следует выработать повестку дня и проанализировать информацию по обсуждаемым вопросам.
Важным аспектом является рентабельность по каждому ключевому клиенту. В этом отношении проверке должны подвергаться как расходы по взаимодействию с таким клиентом, так и поступления от продаж ему. Расходы на взаимодействие можно разбить на несколько составляющих.
А) Расходы на торговых представителей
В эту категорию входят затраты, связанные с торговыми представителями, работающими с данным клиентом, например, менеджера по работе с клиентами, сотрудника, занимающегося данным клиентом, а также всех торговых представителей, работающих на местах и имеющих отношение к этому клиенту. Например, для клиента, имеющего множество точек розничной торговли, менеджер по работе с этим клиентом должен договориться с менеджером по управлению торговыми представителями на местах о необходимом уровне поддержки (возможно, два посещения каждой точки в неделю). Затраты на такие посещения необходимо включать при расчетах расходов этой категории.
Б) Расходы на вспомогательный персонал
В технических сферах, таких, как телекоммуникации или информационные технологии, к вспомогательному персоналу относятся специалисты, например системные инженеры, которые могут участвовать в предварительном анализе и планировании, а также те сотрудники, которые выделяются для ведения эксплуатационной деятельности.
В) Другие расходы на продажи и маркетинг
В эту категорию могут входить затраты на конкретные продвижения продукции для клиента, специальную упаковку и специальные условия платежей, например дисконтные скидки. Специальные соглашения по дистрибуции (например, доставка до каждого магазина вместо централизованного склада) также попадают в эту категорию.
Приведенный пример показывает, каким образом компания может разложить затраты на взаимодействие с клиентом на отдельные составляющие, однако, конечно, любая организация имеет возможности разделить подобные расходы на самые разные категории — в зависимости от тех обстоятельств, в которых она действует, или предъявляемых требований. Выделяя те или иные расходы в соответствующую категорию, можно сопоставить их с бюджетными параметрами или выявить участки, на которых необходимо провести исследование.
В этой главе была рассмотрена важная задача — продажа продукции ключевым клиентам и управление взаимодействием с такими клиентами. Наблюдается тенденция, что для работы в ситуациях, когда дело касается дорогих и дешевых продаж, требуются разные навыки и умения по продажам. В связи с этим в этой главе также рассмотрены дополнительные навыки, умения и приемы, необходимые для продаж ключевым клиентам.
Важнейшим ингредиентом в искусстве управления ключевыми клиентами является способность управлять взаимоотношениями с ними в течение длительного периода времени. Поэтому здесь мы обсудили способы, позволяющие формировать доверие, оказывать техническую и ресурсную поддержку, повышать уровень обслуживания и снижать риск у потребителя. Кроме того, в этой главе были рассмотрены способы принятия решения в отношении того, является ли система обслуживания ключевого клиента соответствующей, и если да, то как создать систему информации и планирования по взаимодействию с таким клиентом.