ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА

Критерии определения малого и среднего предпринимательства

Предпринимательство является основным фактором развития об­щества, формируя не только экономические, но и политические, соци­альные отношения. Важной характеристикой предпринимательства вы­ступают формы предпринимательской деятельности. Можно выделить экономические и организационно-правовые формы предпринимательст­ва. Экономические формы связаны с размерами предприятия и структу­рой отрасли; соответственно предпринимательство подразделяется на крупное, среднее и малое, в рамках которого выделяется и микробизнес. Организационно-правовые формы отражают количественный состав и отношения собственников-учредителей предприятия, т. е., по сути, ин­дивидуальное или коллективное предпринимательство, и определяются действующим законодательством (в России - Гражданским кодексом РФ).

Предметом нашего исследования является малое и среднее предпринимательство, поэтому обратимся к истории возникновения малого бизнеса и рассмотрению его природы.

Как правило, изучение малого бизнеса начинают с определения сущности данной экономической категории, обращаясь затем к критериям малого и среднего бизнеса. Мы решили отойти от традиционной логики.

Важным фактором анализа малого и среднего предпринимательства, ремесленничества, которое явилось источником малого бизнеса и остается по сей день отдельной сферой хозяйства, среднего класса, о котором речь пойдет позже, является критериальная оценка данного явления.

Критерий (гр. кг^егюп), как известно, - это признак, на основа­нии которого производятся оценка, сравнение альтернатив, классифи­кация объектов и явлений[42]. Следует отметить многообразие критери­ев малого и среднего бизнеса не только в России, но и за рубежом.

Ремесленничество вообще не имеет каких-либо количественных критериев, а к качественным можно отнести критерии, указанные в Законе «О ремесленной деятельности в городе Москве». Основными критериями возможности отнесения профессии к категории ремесленных устанавли­ваются:

• производство конечного продукта труда без использования устройств телемеханики и полностью автоматического оборудования (способного выполнять целесообразные функции без непосредствен­ного участия и контроля оператора), за исключением измерительного оборудования;

• индивидуальность объективных и субъективных характери­стик продукта труда при выполнении разными лицами однородных операций.

Критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране за время становления и развития рыночных отношений неоднократно ме­нялись. Так, в ст. 3 Федерального закона «О государственной поддерж­ке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого пред­принимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим ли­цам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за от­четный период не превышает в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 чел., в сельском хозяйстве и научно-технической сфе­ре - 60 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населе­ния - 30 чел., в оптовой торговле и остальных отраслях и при осущест­влении других видов деятельности - 50 чел.

К субъектам малого предпринимательства согласно указанному Закону относились также физические лица, занимающиеся предприни­мательской деятельностью без образования юридического лица (инди­видуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпри­нимательства в Российской Федерации». В соответствии со ст. 4 дан­ного Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридиче­ских лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных пред­приятий), а также физические лица, внесенные в единый государст­венный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществля­ющие предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствую­щие следующим условиям:

1) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных обра­зований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, об­щественных и религиозных организаций (объединений), благотвори­тельных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционер­ных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юри­дическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего пред­принимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий кален­дарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников:

• для средних предприятий - от 101 до 250 чел. включительно;

• для малых предприятий - до 100 чел. включительно; среди ма­лых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 чел.;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета нало­га на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2010 г. предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавлива­ются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с уче­том данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

На международном уровне и за рубежом приняты несколько иные критерии отнесения предприятий к малым. Так, Организация эко­номического сотрудничества и развития, в которую входят развитые страны, относит предприятия с численностью занятых до 19 чел. к весь­ма малым, до 99 чел. - к малым, от 100 до 499 чел. - к средним и свы­ше 500 чел. - к крупным.

В Великобритании критериями отнесения к малому бизнесу яв­ляются небольшая доля на рынке; управление собственностью персо­нально (частично или полностью, без использования наемных управ­ляющих); независимость (предприятия не являются составной частью более крупных фирм); свобода собственников-управляющих от внеш­него контроля в принятии принципиальных решений.

В экономике Тайваня к предприятиям малого бизнеса (в обраба­тывающей промышленности) относят те из них, занятость на которых не превышает 100 чел., а размер основного капитала не более 40 млн тай­ваньских долларов (что составляло в середине 2000 г. около 1,3 млн долл. США). К среднему бизнесу относились предприятия с числом заня­тых свыше 100 чел., но не более 500, причем размер основного капи­тала не должен превышать 7,5 млн долл. США.

В табл. 1 представлены выделенные Европейской комиссией ви­ды предприятий, которые в совокупности составляют сектор малого бизнеса в экономике западноевропейских стран. Кроме того, пред­приятие должно быть экономически независимым. Это означает, что предприятию или группе предприятий, не относящихся к сектору ма­лого и среднего бизнеса, может принадлежать не более 25 % собст­венности предприятия из сектора малого и среднего бизнеса. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов пересмат­риваются обычно 1 раз в 4 года, чтобы учесть изменения, происходя­щие в экономике стран Европейского союза.

Таким образом, во многих промышленно развитых странах, в том числе и в России, существует не один, а несколько критериев отнесения предприятия к малым. Кроме того, в развитых странах иной критерий численности работников малого предприятия: в Рос­сии - 100 чел., в США - до 500 чел., причем с принятием нового за­кона в 2007 г. данная норма не изменилась, а появились приближен­ные к западным критерии микропредприятий и среднего предприни­мательства (табл. 1).

Таблица 1

Виды предприятий, образующих сектор малого бизнеса

Критерий

Средние

Предприятия

Малые

Предприятия

В том числе микропред­приятия

В Европейском союзе

Максимальное число рабо­тающих, чел.

Менее 250

Менее 50

Менее 10

Максимальная величина го­дового оборота, млн евро

40

7

Максимальная величина ба­лансовой стоимости акти­вов, млн евро

27

5

В России

Максимальное число рабо­тающих, чел.

До 250

До 100

До 15

Максимальная величина го­дового оборота, млн р.

1000

400

60

* См.: О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ № 556 от 22.07.2008 г. URL:Http://base. consultantru/ cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; п=78660.

При определении мер поддержки субъектов предприниматель­ства как за рубежом, так и в России часто используют несколько дру­гие критерии. Так, применение упрощенной системы налогообложе­ния в России возможно на малых предприятиях с учетом уровня их доходов в текущем финансовом году (до 60 млн р.)[43].

В Германии на поддержку могут претендовать предприятия с чис­ленностью занятых не более 250 чел. и годовым оборотом не выше 40 млн евро или годовой суммой баланса не выше 27 млн евро; доля капитала крупных предприятий не должна превышать 25 %.

Администрацией малого бизнеса США сформулированы крите­рии размера предприятия почти по каждой отрасли. С 2002 г. размеры предприятий добывающей промышленности, производственной сфе­ры, транспорта и оптовой торговли определяются штатной численно­стью работников, в других отраслях, например строительстве, роз­ничной торговле, сельском хозяйстве, - выручкой от продаж.

Практически все исследователи проблем малого и среднего предпринимательства опираются на критерии, установленные законо­дательством, но многообразие количественных критериев в разных странах говорит о размытости представлений о малом предпринима­тельстве и необходимости разработки теории малого предпринима­тельства.

Так, В. П. Буянов считает, что «всякое определение масштабов дается в зависимости от практических нужд и служит определенным целям», и приводит следующие обобщения по критериям малого и сред­него бизнеса: «... проблемы возникают при попытках установить при­емлемый верхний предел:

• финансисты часто говорят о верхних уровнях суммы основных фондов в их чистом виде или с прибавленной стоимостью;

• трудовики могут указать на общее число работающих;

• торговцы подчеркивают максимальный уровень объема продаж;

• производители предпочитают исходить из максимального ко­личества энергии, необходимой для производства и т. д.»[44].

Поскольку малое и среднее предпринимательство проявляет се­бя в системе по единым признакам, имеет единую сущность, то кри­терии при однозначной трактовке данной экономической категории должны в различных странах сближаться не только по своему количе­ственному значению, но и по качественным характеристикам. Разли­чие в критериях малого и среднего предпринимательства говорит о поверхностном, формализованном подходе.

Таким образом, в настоящее время во многих странах отсутст­вует единый (единственный для всех) критерий отнесения предпри­ятий к малым. Существующие отраслевые критерии значительно диф­ференцированы по странам. Кроме того, в зависимости от целей ма­нипуляции (статистика, государственная поддержка и др.) существует

^ /•~Ч ^

Деление сектора малых и средних предприятий на группы. С одной стороны, это позволяет оказывать поддержку только тем группам ма­лых предприятий, которым это действительно необходимо. С другой стороны, различия в определении малого и среднего предприниматель­ства, кроются на наш взгляд, в непонимании сущности данной системы.

Следует также отметить, что отсутствие единого критерия не толь­ко затрудняет достижение целей поддержки и анализа предпринима­тельского сектора, но и искажает реальную экономическую ситуацию, не позволяет сопоставлять уровень развития малого и среднего пред­принимательства в разных странах. Именно поэтому следует детально рассмотреть сущность малого и среднего предпринимательства.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА

характеристики малого и среднего пред­принимательства

Анализ обобщенной характеристики малого и среднего пред­принимательства через ремесленничество и средний класс показал тесную взаимосвязь этих понятий, отражающих различные аспекты функционирования данного сектора экономики. В этой связи имеет место теоретический …

Опыт формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом

Процесс формирования института государственной поддержки возможен только при развитии малого и среднего предприниматель­ства и повышении его экономической и социальной роли, что, как правило, связано с кризисными явлениями в экономике. Одно …

Теоретическое обоснование государственной поддержки малого и среднего бизнеса

В экономической науке при исследовании государственного воз­действия на предпринимательство используются различные термины, такие как «государственное регулирование предпринимательства» и «го­сударственная поддержка малого предпринимательства». Государст­венное регулирование предпринимательства - понятие, безусловно, более широкое, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.