ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА
Критерии определения малого и среднего предпринимательства
Предпринимательство является основным фактором развития общества, формируя не только экономические, но и политические, социальные отношения. Важной характеристикой предпринимательства выступают формы предпринимательской деятельности. Можно выделить экономические и организационно-правовые формы предпринимательства. Экономические формы связаны с размерами предприятия и структурой отрасли; соответственно предпринимательство подразделяется на крупное, среднее и малое, в рамках которого выделяется и микробизнес. Организационно-правовые формы отражают количественный состав и отношения собственников-учредителей предприятия, т. е., по сути, индивидуальное или коллективное предпринимательство, и определяются действующим законодательством (в России - Гражданским кодексом РФ).
Предметом нашего исследования является малое и среднее предпринимательство, поэтому обратимся к истории возникновения малого бизнеса и рассмотрению его природы.
Как правило, изучение малого бизнеса начинают с определения сущности данной экономической категории, обращаясь затем к критериям малого и среднего бизнеса. Мы решили отойти от традиционной логики.
Важным фактором анализа малого и среднего предпринимательства, ремесленничества, которое явилось источником малого бизнеса и остается по сей день отдельной сферой хозяйства, среднего класса, о котором речь пойдет позже, является критериальная оценка данного явления.
Критерий (гр. кг^егюп), как известно, - это признак, на основании которого производятся оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений[42]. Следует отметить многообразие критериев малого и среднего бизнеса не только в России, но и за рубежом.
Ремесленничество вообще не имеет каких-либо количественных критериев, а к качественным можно отнести критерии, указанные в Законе «О ремесленной деятельности в городе Москве». Основными критериями возможности отнесения профессии к категории ремесленных устанавливаются:
• производство конечного продукта труда без использования устройств телемеханики и полностью автоматического оборудования (способного выполнять целесообразные функции без непосредственного участия и контроля оператора), за исключением измерительного оборудования;
• индивидуальность объективных и субъективных характеристик продукта труда при выполнении разными лицами однородных операций.
Критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране за время становления и развития рыночных отношений неоднократно менялись. Так, в ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 чел., в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел., в оптовой торговле и остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
К субъектам малого предпринимательства согласно указанному Закону относились также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.
С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии со ст. 4 данного Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников:
• для средних предприятий - от 101 до 250 чел. включительно;
• для малых предприятий - до 100 чел. включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 чел.;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 1 января 2010 г. предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
На международном уровне и за рубежом приняты несколько иные критерии отнесения предприятий к малым. Так, Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят развитые страны, относит предприятия с численностью занятых до 19 чел. к весьма малым, до 99 чел. - к малым, от 100 до 499 чел. - к средним и свыше 500 чел. - к крупным.
В Великобритании критериями отнесения к малому бизнесу являются небольшая доля на рынке; управление собственностью персонально (частично или полностью, без использования наемных управляющих); независимость (предприятия не являются составной частью более крупных фирм); свобода собственников-управляющих от внешнего контроля в принятии принципиальных решений.
В экономике Тайваня к предприятиям малого бизнеса (в обрабатывающей промышленности) относят те из них, занятость на которых не превышает 100 чел., а размер основного капитала не более 40 млн тайваньских долларов (что составляло в середине 2000 г. около 1,3 млн долл. США). К среднему бизнесу относились предприятия с числом занятых свыше 100 чел., но не более 500, причем размер основного капитала не должен превышать 7,5 млн долл. США.
В табл. 1 представлены выделенные Европейской комиссией виды предприятий, которые в совокупности составляют сектор малого бизнеса в экономике западноевропейских стран. Кроме того, предприятие должно быть экономически независимым. Это означает, что предприятию или группе предприятий, не относящихся к сектору малого и среднего бизнеса, может принадлежать не более 25 % собственности предприятия из сектора малого и среднего бизнеса. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов пересматриваются обычно 1 раз в 4 года, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике стран Европейского союза.
Таким образом, во многих промышленно развитых странах, в том числе и в России, существует не один, а несколько критериев отнесения предприятия к малым. Кроме того, в развитых странах иной критерий численности работников малого предприятия: в России - 100 чел., в США - до 500 чел., причем с принятием нового закона в 2007 г. данная норма не изменилась, а появились приближенные к западным критерии микропредприятий и среднего предпринимательства (табл. 1).
Таблица 1 Виды предприятий, образующих сектор малого бизнеса
|
* См.: О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ № 556 от 22.07.2008 г. URL:Http://base. consultantru/ cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; п=78660. |
При определении мер поддержки субъектов предпринимательства как за рубежом, так и в России часто используют несколько другие критерии. Так, применение упрощенной системы налогообложения в России возможно на малых предприятиях с учетом уровня их доходов в текущем финансовом году (до 60 млн р.)[43].
В Германии на поддержку могут претендовать предприятия с численностью занятых не более 250 чел. и годовым оборотом не выше 40 млн евро или годовой суммой баланса не выше 27 млн евро; доля капитала крупных предприятий не должна превышать 25 %.
Администрацией малого бизнеса США сформулированы критерии размера предприятия почти по каждой отрасли. С 2002 г. размеры предприятий добывающей промышленности, производственной сферы, транспорта и оптовой торговли определяются штатной численностью работников, в других отраслях, например строительстве, розничной торговле, сельском хозяйстве, - выручкой от продаж.
Практически все исследователи проблем малого и среднего предпринимательства опираются на критерии, установленные законодательством, но многообразие количественных критериев в разных странах говорит о размытости представлений о малом предпринимательстве и необходимости разработки теории малого предпринимательства.
Так, В. П. Буянов считает, что «всякое определение масштабов дается в зависимости от практических нужд и служит определенным целям», и приводит следующие обобщения по критериям малого и среднего бизнеса: «... проблемы возникают при попытках установить приемлемый верхний предел:
• финансисты часто говорят о верхних уровнях суммы основных фондов в их чистом виде или с прибавленной стоимостью;
• трудовики могут указать на общее число работающих;
• торговцы подчеркивают максимальный уровень объема продаж;
• производители предпочитают исходить из максимального количества энергии, необходимой для производства и т. д.»[44].
Поскольку малое и среднее предпринимательство проявляет себя в системе по единым признакам, имеет единую сущность, то критерии при однозначной трактовке данной экономической категории должны в различных странах сближаться не только по своему количественному значению, но и по качественным характеристикам. Различие в критериях малого и среднего предпринимательства говорит о поверхностном, формализованном подходе.
Таким образом, в настоящее время во многих странах отсутствует единый (единственный для всех) критерий отнесения предприятий к малым. Существующие отраслевые критерии значительно дифференцированы по странам. Кроме того, в зависимости от целей манипуляции (статистика, государственная поддержка и др.) существует
^ /•~Ч ^
Деление сектора малых и средних предприятий на группы. С одной стороны, это позволяет оказывать поддержку только тем группам малых предприятий, которым это действительно необходимо. С другой стороны, различия в определении малого и среднего предпринимательства, кроются на наш взгляд, в непонимании сущности данной системы.
Следует также отметить, что отсутствие единого критерия не только затрудняет достижение целей поддержки и анализа предпринимательского сектора, но и искажает реальную экономическую ситуацию, не позволяет сопоставлять уровень развития малого и среднего предпринимательства в разных странах. Именно поэтому следует детально рассмотреть сущность малого и среднего предпринимательства.