ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА

характеристики малого и среднего пред­принимательства

Анализ обобщенной характеристики малого и среднего пред­принимательства через ремесленничество и средний класс показал тесную взаимосвязь этих понятий, отражающих различные аспекты функционирования данного сектора экономики.

В этой связи имеет место теоретический вакуум в данной сфере, поскольку отсутствует единая (комплексная) трактовка этих понятий. Малое и среднее предпринимательство можно рассматривать как осо­бый тип предпринимательской деятельности, вбирающий в себя ос­новные признаки ремесла (нераздельность собственника и производи­теля, высокая доля творческого труда и др.) и образующий социаль­ную основу общества (средний класс), поскольку оно оказывает влия­ние на формирование условий производства, занятости и распределе­ния доходов.

Говоря о роли МСП, достаточно привести цитату из доклада Национального института системных исследований: «По меткому выражению известного российского экономиста Евгения Ясина, ма­лый бизнес - это подлесок, без которого не бывает леса: “В России практически нет новых крупных предприятий. В Польше 30 % ВВП производится на новых предприятиях, а у нас этот показатель не до­тягивает и до 8 %, наш бизнес по-прежнему вырастет на базе старых советских предприятий. У нас не поощряется развитие малого биз­неса, и он не сможет играть роль подлеска для леса крупных компа­ний и всей экономики.”. Малый бизнес - как вода, которая момен­тально устремляется туда, где возникает платежеспособный спрос со стороны либо населения, либо крупного производителя. А пока этот платежеспособный спрос, характеризующий состояние экономики в целом, не начал расти, не начнется сколько-нибудь серьезного роста и на внешние источники финансирования со стороны самого сектора малого и среднего предпринимательства.».

В работе не удалось провести полный статистический анализ дан­ных секторов, поскольку из-за отсутствия единого подхода ведется ста­тистическая оценка развития только малого и среднего предпринима­тельства, а ремесленная деятельность в статистике не отражается. Ана­лиз развития МСП показал, что малые и средние предприятия действи­тельно обладают высокой адаптационной способностью, и данный сек­тор, несмотря на экономический кризис 2008-2010 гг. хоть и медленно, но растет. Формирование новых критериев отнесения предприятий к малым и средним сделало более объективным сопоставление развития данного сектора в России и за рубежом. Но следует отметить, что сред­ний бизнес оказался весьма малочисленным в российской экономике. Анализ сущности ремесленной деятельности свидетельствует, что в этом случае обязательно требуется ее включение в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) с целью получения адекватной статистической информации по данному сектору.

Сегодня развитие ремесленничества, малого и среднего пред­принимательства, среднего класса находится на низком уровне. Причи­ной этому являются неэффективность государственного регулирования, отсутствие целостной политики, соединяющей воедино регулирование ремесленной деятельности, малого и среднего предпринимательства и среднего класса. Построение института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должно опираться на формиро­вание деловой среды, обеспечивать информационную и операционную эффективность взаимодействия государства и малого и среднего пред­принимательства.

Анализируя социально-экономическую литературу по проблеме исследования, мы можем выделить общие и специфические характе­ристики среднего класса.

В общем плане под средним классом понимается совокупность общественных групп, не относящихся ни к верхушке общества, ни к его низам. Средний класс любого общества состоит из многих мало по­хожих друг на друга групп. Его состав зависит от исторических осо­бенностей формирования социальной структуры каждого общества. Специфическое понимание термина «средний класс» означает соци­альную общность, обладающую рядом характеристик, свойственных среднему классу современного западного общества. Это, во-первых, достойный уровень доходов; во-вторых, владение солидной недвижи­мостью, обеспечивающее относительную свободу и независимость, на­личие собственного «дела»; в-третьих, высокое профессиональное об­разование и квалификация; в-четвертых, относительная удовлетворен­ность статусом, умеренный политический консерватизм, заинтересо­ванность в поддержании социального порядка и устойчивости; это, наконец, субъективная идентификация со средним классом. По мере того как средний класс превращается в массивный и влиятельный элемент социальной структуры, он начинает выполнять функцию смяг­чения классовых конфликтов, поддержания социального консенсуса и устойчивости общества.

Анализируя многочисленные работы, посвященные проблеме формирования и развития среднего класса в России, мы пришли к вы­воду, что среди ученых нет единодушия по поводу того, какой мето­дологии следует придерживаться при его идентификации в процессе трансформации общества. Тем не менее в научной литературе приня­то выделять два основных методологических подхода к изучению среднего класса: нормативистский и релятивистский. Нормативист - ский подход используют там, где необходимо показать, насколько страна отклоняется от общего эталона, или проанализировать законы рыночного общества и выяснить общие закономерности модерниза­ции. Релятивистский подход позволяет описать отличительные, спе­цифические черты среднего класса. Также возможно применение двух методологий одновременно.

Кроме этого, в зарубежной и отечественной социологии принято различать два метода исследования классов - объективный и субъек­тивный. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида, субъективный - на принципе самоидентификации, т. е. самозачислении индивида в тот или иной класс.

Наша страна пытается выйти из глобального кризиса, найти тра­екторию развития, соответствующую моделям развития цивилизован­ных государств. Стратегическая политика выработана мировой циви­лизацией. Суть ее заключается в следующем: необходимо перейти от экспоненциального экономического роста к состоянию глобального динамического равновесия, от количественного к органическому (ка­чественному) росту и новому мировому экономическому порядку.

Таким образом, экономическая активность среднего класса, реа­лизация им стратегий успешной экономической деятельности в тран­сформируемом обществе являются главным шагом на пути к устойчи­вому экономическому развитию.

Тл ^ ^

В научной социально-экономической теории выделяют два ос­новных методологических подхода к определению понятия «разви­тие»: традиционный и новый. Традиционный подход отождествляет экономическое развитие с экономическим ростом, и тогда главным показателем выступает ВНП. Новый подход рассматривает развитие как многоплановый процесс, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институ­тах, а также к ускорению экономического роста, сокращению нера­венства и искоренению безработицы. Сущность устойчивого развития связывается с таким развитием, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Анализ концептуальных основ развития показал, что атрибутив­ные характеристики среднего класса являются показателями реализа­ции этих основ в обществе.

Проведя аналогию между средним классом, малым и средним бизнесом и факторами экономического развития, мы обнаружили яв­ную взаимосвязь. Во-первых, такой фактор интенсивного экономиче­ского роста, как производительность труда напрямую связан с одной из базовых характеристик среднего класса - высоким профессиональ­но-квалификационным статусом. Во-вторых, в составе среднего клас­са выделяют малый и средний бизнес, который как раз и олицетворя­ет предпринимательство как особый фактор экономического роста. В-третьих, деятельность все тех же предпринимателей способствует экономическому прогрессу, который также является фактором эконо­мического роста.

[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия: пер. с нем., пер. с англ. / под науч. ред. В. С. Автономова. М.: Эксмо, 2007. С. 147.

[2] Хучек М. Социально-экономическое содержание инновации на предпри­ятии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1995. № 1. С. 62-71.

[3] Цит. по: Тодаро М. П. Экономическое развитие. С. 28.

[4] ООН и устойчивое развитие. URL:Http://www. un. org/ru/development/ sus­tainable/.

См.: Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому разви­тию: [утв. указом Президента РФ от 1.04.1996 г. № 440] // Рос. газ. 1996. 9 апр.

См.: Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. 275 с.

[7] Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. С. 252-253.

[8] Там же. С. 126.

Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [принята на Всемир. встрече на высш. уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 26 авг. - 4 сент. 2002 г.)]. URL:Http://www. un. org/russian/documen/declarat/decl_wssd. html.

[10] Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. С. 25.

[11] Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М.: Наука, 2004. С. 5.

[12] Буянов В. П. Малый бизнес, средний класс и большие ожидания // Специфика формирования системы малого предпринимательства в Российской Федерации: избр. ст. / Моск. акад. экономики и права. М., 2006. С. 74.

[13] СэйЖ.-Б. Трактат по политической экономии. Бастиа Ф. Экономические софиз­мы. Экономические гармонии. М.: Дело, 2000. С. 32.

[14] Цит. по: Коуз Р. Фирма, рынок и право: пер. с англ. М.: Новое изд-во, 2007. С. 51.

[15] Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ.: в 3 т. М.: Про­гресс, 1993. Т. 1. С. 377.

[16] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / пер. с англ. Е. Осиповой; под общ. ред. У. У. Бартли. М.: Новости, 1992. С. 173.

[17] См.: Буянов В. П. О понятии «предпринимательство» // Специфика фор­мирования системы малого предпринимательства в Российской Федерации. С. 106.

[18] Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.

[19] Мюллер В. К. Англо-русский словарь. М.: Рус. яз., 1991. С. 168.

[20] Экономическая энциклопедия / под ред. Л. И. Абалкина; Ин-т экономики РАН. М.: Экономика, 1999. С. 678-679.

Ильин Г. Л. Существует ли «тайна ремесла»? (П. Дракер о Ф. Тейлоре) // Управ­ление персоналом. 2002. № 4. С. 37.

[22] Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 52. С. 557.

[23] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 54.

[24] Ильин Г. Л. Существует ли «тайна ремесла»? (П. Дракер о Ф. Тейлоре). С. 38.

[25] Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 52. С. 558.

[26] Талмуд [Электронный ресурс]. URL:Http://www. geodties. com/katz_us_ilЛalmud/; URL:Http://www. ms-skyorg/Ыstory/Hbrary/talmud. htm. URL:Http://www. toldotru/ms_chavruta _оп1те. рИр.

[27] Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 366.

[28] Там же. С. 314.

[29] Моммзен Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993. С. 29.

[30]

Особенности устава и функционирования немецкого ремесленного цеха XVI в. в Северной Чехии. URL:Http://vostlitmfo/Texts/Dokumenty/Tschechien/XVI/ Remeslenn cechZtext. htm.

[31] Цит. по: Саламатова Т. А. Истоки: Памятники древнерусской литературы / под ред. Л. В. Узловой. Екатеринбург: Наука, Урал. отд-ние, 1993. С. 86.

[32] Там же. С. 140.

[33] Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. С. 56-83.

[34] Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 257.

[35] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ди - рект медиа Паблишинг, 2008. 656 с.

[36] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. С. 52.

[37] Там же.

[38] Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. С. 257.

[39] Там же. С. 21.

[40] Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. С. 47.

[41] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. С. 63.

[42] Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1993. С. 148.

[43] Предпринимательство: учеб. / под ред. М. Г. Лапусты. М.: Инфра-М, 2000. 448 с. С. 130.

[44] Буянов В. П. Понятие малых предприятий в российской экономике // Специфи­ка формирования системы малого предпринимательства в Российской Федерации: избр. ст. М.: Изд-во Моск. акад. экономики и права, 2006. С. 112.

[45] Надель С. Н. Мелкая буржуазия // Большая советская энциклопедия. Т. 16. URL:Http://slovari. yandex. ru.

Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. С. 26.

[47] Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос, 2000. С. 58.

[48] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономичес­кий словарь. С. 228.

[49] Комарова О. В. Институт государственной поддержки малого предпринима­тельства и его развитие в России. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2007. С. 11.

[50] Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1979. С. 35.

[51] Долгорукова И. В. Малое предпринимательство в России: формирование нового социального института. М.: Науч. кн., 2007. С. 17.

[52] Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: госу­дарственное и межфирменное: учеб. пособие. М.: Косалтбанкир, 2002. С. 675.

Виленский А. Макроэкономические институциональные ограничения раз­вития российского малого предпринимательства / Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2007. С. 23.

[54] Там же. С. 29.

[55] Буянов В. П. Понятие малых предприятий в российской экономике. С. 113.

[56] Крылова Е. Б. Трансформация занятости в условиях развития малого пред­принимательства: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009. С. 21.

[57] Буянов В. П. Формирование системы малого предпринимательства как усло­вие становления среднего класса // Специфика формирования системы малого предпринимательства в Российской Федерации: избр. ст. / Моск. акад. экономи­ки и права. М., 2006. С. 154-155.

[58] Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. С. 69.

Бок Зи Коу. Экономика Японии. Какая она? М.: Экономика, 2002. С. 238.

[60] См. об этом: Безгодов А. В. Очерки социологии предпринимательства / под ред. Д. П. Гавры. СПб.: Петрополис, 1999. 224 с.

[61] Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: госу­дарственное и межфирменное. С. 676.

[62] См. об этом: Предпринимательство: учеб. для вузов / под ред. В. Я. Гор - финкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 144 -145.

[63] Предпринимательство: учеб. для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. С. 144 -146.

[64] Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. С. 79.

56

[65] См.: Басарева В. Г. Малый бизнес: региональные аспекты механизмов го­сударственного регулирования // Региональная экономика. 2010. № 11 (146). С. 55-62; Малый бизнес и государственная поддержка сектора: информационно­аналитический доклад / НИСИП. М., 2010. 68 с.

[66] В 2005 г. действовали иные критерии малого бизнеса (подробнее см. п. 3.1), что существенно меняло оценку не только всего сектора МСП, но и отдельных видов экономической деятельности.

[67] Итоги мартовского мониторинга состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса // ОПОРа России. URL:Http://www. opora. ru/analysis/ research/#collapsed/600/.

[68] Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 508.

70

[69] Маркс К. Письмо рабочему парламенту // Соч. 2-е изд. Т. 10. С. 122.

71

[70] См.: Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС. 1994. № 5. С. 169-183.

[71] Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения соци­ального статуса // Социол. исслед. 2007. № 5. С. 13 -22.

[72] Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: в 3 т. М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 2. С. 176 -177.

[73] Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов транс­формации // Вопр. экономики. 2001. № 1. С. 45, 47.

[74] Тодаро М. П. Экономическое развитие. С. 30.

[75] Тодаро М. П. Экономическое развитие. С. 31.

[76] Там же.

[77] Там же. С. 32.

[78] См.: Шипилова Е. Малое предпринимательство и класс реальных собст­венников // Рынок, деньги и кредит. 2000. № 11. С. 51.

[79] Чешков М. Гражданское общество и средний класс // Гражданское обще­ство. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998. С. 152.

[80] Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. 1998. № 4. С. 3.

[81] Авраамова Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки // Обществ. науки и современность. 2002. № 1. С. 23.

[82] Авраамова Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки. С. 19.

[83] Космарская Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России // Вопр. экономики. 2001. № 1. С. 82-83.

[84] Авраамова Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки. С. 21.

[85] Авраамова Е. М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки. С. 21.

Андреев А. Л. Социальное ядро нации: средние слои в современном рос­сийском обществе // Обществ. науки и современность. 2000. № 3. С. 80.

[86] Беляева Л. А. В поисках среднего класса // СОЦИС: Социол. исслед. 1999. № 7. С. 76.

[87] Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения соци­ального статуса // СОЦИС: Социол. исслед. 1993. № 10. С. 19-20.

См. об этом: Тихонова Н. Е., Мареева С. В. Средний класс: теория и ре­альность. М.: Альфа-М, 2009. С. 71.

[89] Авраамова Е., Овчарова Л. Количественные оценки среднего класса мето­дом концентрации признаков // Вопр. экономики. 2001. № 1. С. 63, 68.

[90] Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества. С. 17.

[91] Урнов М. Стимулирование развития среднего класса в России как управ­ленческая и политическая задача // Средний класс в России: проблемы и пер­спективы. М.: ИЭППП, 1998. С. 45.

[92] Заславская Т. И., Громова Р. Г. Несколько соображений о среднем слое Рос­сии // Средний класс в России: проблемы и перспективы. М.: ИЭППП, 1998. С. 49.

[93] Стратегия-2020: новая модель роста - новая социальная политика: проме­жуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. М., 2011. URL: Http://www. kommersant. ru/Docs/2011/2011d153-doklad. pdf.

[94] Авраамова Е., Овчарова Л. Финансовый кризис августа 1998 г.: выдержал ли удар средний класс России? // Вопр. экономики. 2000. № 2. С. 63.

[95] Там же. С. 142-143.

[96] Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества. С. 11.

[97] Там же. С. 20.

[98] Сисмонди С. Ж. Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению: в 2 т.: пер. с фр. / под ред. А. Ф. Кона. М.: Соцэкгиз, 1937. Т. 1. С. 361-362.

[99] Маркс К. О Прудоне (письмо И. Б. Швейцеру) // Соч. 2-е изд. Т. 16. С. 116.

[100] Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 2. С. 465.

[101] О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде­рации: Федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ // Рос. газ. 2007. 31 июля.

[102] Беспамятных Н. Н., Ковалева Г. А., Филиппенков А. А. Малое предприни­мательство Свердловской области: состояние, тенденции, перспективы развития. Екатеринбург, 2003. С. 44 - 45.

[103] Агурбаш Н. Г. Система государственной поддержки малого предпринима­тельства в России. М.: Анкил, 2000. С. 6.

[104] Структуры поддержки малого и среднего предпринимательства // Московский областной фонд развития. URL:Http://www. fpmo. ru.

Г осударственная поддержка // Малое и среднее предпринимательство Крас­нодарского края: официальный сайт. URL:Http://mb. kubangov. ru.

[106] Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего пред­принимательства в Ростовской области на 2009-2011 гг. URL:Http://mbdon. ru.

[107] Малый и средний бизнес Самарской области. URL:Http://www. sme. samregion. ru.

[108] Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. С. 184.

[109] Буянов В. П. Формирование системы малого предпринимательства как усло­вие становления среднего класса. С. 151-152.

[110] Миленбуш Х. Государство и предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 1. С. 65.

[111] Малое предпринимательство Свердловской области в 1998-1999 гг. / М-во экономики и труда Свердл. обл. Екатеринбург, 2000. С. 22.

[112] Кружкова Т. И., Комарова О. В. Деловой мир как специфическая социо­культурная форма предпринимательской деятельности // Экономика и культура: Материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. / УрГЭУ. Екатеринбург, 2010. С. 198.

[113] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранное / вступ. ст. Н. А. Макашевой. М.: Эксмо, 2008. С. 338.

[114] Финансирование инновационного развития: сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования предприятий на ранних этапах раз­вития. ООН. Нью-Йорк; Женева, 2007. С. 44.

[115] Блинов А. Государственная политика малого предпринимательства в стра­нах с развитой рыночной экономикой. Ч. 1 // Маркетинг. 1995. № 2. С. 113-122.

[116] Предпринимательство: вопросы теории и практики: учеб. пособие. Барна­ул: Азбука, 2007. 555 с.

[117] Финансовая поддержка малых и средних предприятий в Испании. URL:Http://www. busmesspress. ra/newspaper/artide_mId_3_aId_2617.html.

[118] Черкасов А. Развитие экономики Сингапура. URL:Http://www. lmi48.ru/index. php/component/content/article/51 .html.

[119] Г осударственная поддержка малого предпринимательства в странах Цен­тральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2006. С. 36.

[120] Предпринимательство: вопросы теории и практики: учеб. пособие.

[121] Г осударственная поддержка малого предпринимательства в странах Цен­тральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2006. С. 37-38.

[122] Предпринимательство: вопросы теории и практики: учеб. пособие.

[123] Там же.

Система государственной поддержки предпринимательства. М.: ИНИОН, 1993. С. 26; Песчанский В. Государственная помощь малому бизнесу в Велико­британии // Предпринимательство в России. М., 1995. № 34. С. 36-38; Цыга­нов А. Государство и малый бизнес: опыт Испании. Ч. 2 // Человек и труд. 1994. № 9. С. 117 -118.

[124] Поддержка развития предпринимательства в Европе: приоритеты на бу­дущее: послание Европейской комиссии. Брюссель: [Б. и.], 1998. С. 13.

[125] Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. С. 199.

[126] Яковлев А. А. Предоставление государственной поддержки предприятиям на разных уровнях власти: различия в приоритетах // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 13-14.

[127] Г осударственная поддержка малого предпринимательства в странах Цен­тральной и Восточной Европы. С. 47.

[128] Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства из­быточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на то­варных рынках / В. А. Мау, С. Г. Жаворонков, О. В. Фомичев, А. Е. Шадрин, К. Э. Яновский // Науч. тр. / Ин-т экономики переходного периода. М., 2002. № 48. 100 с.

Малый бизнес и государственная поддержка сектора: информационно­аналитический доклад. С. 12.

Интервью с президентом «ОПОРы России» С. Р. Борисовым. URL:http:// www. osspb. ru/osnews/5339/.

[131] Буев В., Шамрай А., Шестоперов А. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования: информационно-аналитический доклад Национально­го института системных исследований проблем предпринимательства. М.: НИСИПП, 2010.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА

Опыт формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом

Процесс формирования института государственной поддержки возможен только при развитии малого и среднего предприниматель­ства и повышении его экономической и социальной роли, что, как правило, связано с кризисными явлениями в экономике. Одно …

Теоретическое обоснование государственной поддержки малого и среднего бизнеса

В экономической науке при исследовании государственного воз­действия на предпринимательство используются различные термины, такие как «государственное регулирование предпринимательства» и «го­сударственная поддержка малого предпринимательства». Государст­венное регулирование предпринимательства - понятие, безусловно, более широкое, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.