ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА

Понятие малого и среднего предпринимательства

Как уже отмечалось, в эпоху домонополистического капитализ­ма всякое предпринимательство отождествлялось с малым, и только промышленная революция, рост капитала и конкуренции на рынках привели к дифференциации товаропроизводителей по размерам пред­приятий.

Эволюцию представлений о малом и среднем предприниматель­стве можно проследить по терминологии, используемой для характе­ристики данного сектора. В Средние века происходило отделение ре­месла от сельского хозяйства, что вело к образованию нового общест­венного слоя - ремесленников, а развитие товарного обмена стимули­ровало появление мелких торговцев и лавочников. Основные подходы к анализу ремесленничества изложены в гл. 2. Следует отметить, что ремесло понимается как мелкое промышленное производство, осно­ванное на ручном труде, поэтому является первой формой малого предпринимательства в современном понимании. Таким образом, ма­лый бизнес возникает как новый уклад хозяйственной жизни общества.

С развитием капитализма появляется новое название класса ре­месленников и торговцев, живущих в городах, - буржуазия; она в свою очередь делится на крупную, среднюю и мелкую. В Большой совет­ской энциклопедии мелкая буржуазия определяется как «класс мел­ких собственников города и деревни, живущих исключительно или главным образом собственным трудом»[45]. Характерной чертой мелкой буржуазии того времени является наличие частной собственности на средства производства. Мелкая буржуазия, как отмечают исследова­тели, неоднородна по своему имущественному положению и занимает промежуточное положение между двумя основными классами - про­летариатом и буржуазией. Классовая принадлежность мелкого бур­жуа определяется тем, что он выступает на капиталистическом рынке не как продавец своей рабочей силы, а как продавец произведенных им товаров и услуг.

В процессе классовой борьбы между пролетариатом и буржу­азией возникает негативное отношение к самому понятию «буржуа­зия»; в дальнейшем происходит трансформация данного понятия в бо­лее привлекательные: «предпринимательство», «средний класс», «ма­лый и средний бизнес».

В экономических исследованиях советских ученых появляется понятие «малые формы хозяйствования» (МФХ). Данные формы «яв­ляются выражением характерных черт внутренней организации и осо­бых “внешних” условий деятельности фирмы, которые связаны с ис­пользованием потенциальных возможностей небольших по размеру хозяйственных единиц. В категории МФХ выражаются характерные черты определенной части мелких и средних фирм»[46]. Однако указан­ная трактовка малого и среднего предпринимательства, несмотря на точность определения природы малого бизнеса, не получила распро­странения в экономической науке, что обусловлено не только отсут­ствием критериев, но и громоздкостью определения.

Таким образом, в современной экономике мы имеем дело с малым и средним бизнесом, вырастающим из ремесленничества и несущим в се­бе черты буржуазии. Несмотря на значительное количество исследований в области малого и среднего предпринимательства - как теоретических, так и прикладных (последние надо сказать, преобладают), до сих пор не сложилась единая трактовка малого предпринимательства, что сущест­венно ограничивает и прикладные исследования, и эмпирические провер­ки гипотез, а также затрудняет проведение государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим ключе­вые подходы к анализу сущности малого и среднего предпринимательства.

Л. Колесникова выделяет три подхода к определению малого и среднего предприятия:

1) Количественный подход, базирующийся на критериях опре­деления МСП (например, число занятых, объем продаж (оборот) и ба­лансовая стоимость активов). Их основные недостатки - абсолют­ность, отсутствие какой бы то ни было теоретической базы, опреде­ляющей выбор того или иного показателя и границ его изменения и, в связи с этим, трудность использования для сравнительного анализа.

2) Качественный подход, связанный с попытками определения размеров малого, среднего и крупного предприятий через рассмотре­ние эффектов или последствий влияний размера на характер деятель­ности фирмы.

3) Комбинированные варианты определения МСП, использую­щие как количественные, так и качественные критерии. Они объеди­няют в себе преимущества количественного и качественного подхо­дов, но вместе с тем привносят и их недостатки.

При этом Л. Колесникова не предлагает теоретической трактовки малого и среднего бизнеса, а выделяет «в качестве ключевой особен­ности малого бизнеса, функционирующего в официальном (формаль­ном) секторе экономики. высокую степень его экономической не­формальности, проявляющуюся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично - количественную природу корпоративных форм капиталистического типа»[47].

Количественный подход, очевидно, должен являться производ­ным от качественного подхода (см. п. 3.1). Рассмотрим подробнее сущностные подходы.

Первый подход определяет малое предпринимательство через масштабы деятельности. Так, в «Современном экономическом слова­ре» дается такая трактовка: «.малое предпринимательство - пред­принимательская деятельность в небольших масштабах; под субъек­тами малого предпринимательства понимаются физические лица, за­нятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации»[48].

Аналогичный подход предлагается в Википедии: малый бизнес рассматривается как бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. На ранних этапах исследования мы тоже интерпретировали малое предпринимательство как особый тип пред­принимательства, характерными чертами которого являются соедине­ние в одном лице собственника, управленца и производителя и огра­ниченный определенными количественными параметрами размер предприятия[49].

Очень часто малое предпринимательство определяется через про­тивопоставление крупному бизнесу не только с точки зрения размеров, но и с позиций рыночной власти. Так, Дж. К. Гэлбрейт разграничивал предпринимателей «на тех, кто пользуется полным набором инструмен­тов власти над ценами, издержками, поставщиками, потребителями, обществом и правительством, и тех, которые им не владеют»[50].

Второй подход рассматривает малый бизнес как социальный институт. И. П. Долгорукова предлагает следующее определение: «Малый бизнес - социальный институт, главной чертой которого вы­ступает соединение функций собственника (распорядителя) имущест­ва и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечи­вает самоокупаемость бизнеса»[51]. Впрочем, в представленном опреде­лении преобладает не институциональная характеристика, а рассмот­рение малого предпринимательства с позиций управления и управ­ленческой структуры.

С позиций независимости предлагает рассматривать малое пред­принимательство И. Н. Герчикова: «Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, высту­пающих как экономические субъекты рынка»[52].

А. Виленский дает две трактовки малого предпринимательства - управленческую и аналитическую. В рамках управленческой трактов­ки малое предпринимательство рассматривается «под углом анализа меры и степени заинтересованности общества в тех функциях, кото­рые они выполняют в национальном хозяйстве»[53]. Здесь предлагается понимание малого предпринимательства с точки зрения масштабов и социальной значимости, а не управления малым бизнесом.

В аналитической трактовке, предложенной А. Виленским, «ма­лое предпринимательство - это целый набор экономических, соци­альных, культурологических, политических свойств и характеристик некрупных субъектов хозяйствования»[54]. Схожее определение нахо­дим у В. П. Буянова: «.ключевое отличие малого предприниматель­ства в. некоем неформальном сочетании различных черт частного сектора»[55]. Таким образом, в рамках данной трактовки выделяются ка­чественные черты малого предпринимательства.

Наиболее комплексный подход предлагает Е. Б. Крылова: «.под малым бизнесом подразумеваются такие фирмы, которые характери­зуются следующими чертами: являются юридически самостоятель­ными и независимыми в принятии хозяйственных решений (не пред­ставляют собой часть крупного предприятия); не господствуют в ка­кой-либо сфере хозяйственной деятельности и, следовательно, не мо­гут диктовать покупателям цены на свои товары и услуги (фирма ока­зывает влияние на относительно небольшую долю рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности); управление фирмами осущест­вляется непосредственно их владельцами (или соучредителями) лич­но, а не с помощью формализованной управленческой структуры; от­носительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (ка­питал, человеческие ресурсы и т. д.)»[56]. Таким образом, здесь пред­ставлены ключевые признаки малого предпринимательства. Однако число признаков малого предпринимательства множественно, и это затрудняет формирование целостного, концентрированного опреде­ления малого предпринимательства.

Чтобы определить сущность малого предпринимательства, на наш взгляд, следует выделить наиболее значимые признаки. Во-первых, все признаки малого бизнеса можно разделить на внешние и внутренние. Очевидно, что управленческая структура, мощности предприятия (осо­бенно в случае производства интеллектуального продукта) являются внутренними признаками, а размеры предприятия, масштабы деятель­ности, независимость - внешними. И поскольку от определения малого предпринимательства требуется обеспечение адекватной количествен­ной оценки, то значимыми становятся именно внешние признаки, т. е. проявления малого предпринимательства в системе, а также оценка об­щественного значения малого предпринимательства.

Обобщая предложенные различными авторами подходы и при­знаки малого предпринимательства, предлагаем рассматривать малое предпринимательство как особый тип предпринимательства, осно­ванный на самостоятельности и независимости, имеющий неболь­шие размеры, в активной форме выполняющий общественные соци­альные функции. Хочется отметить также личное участие собственни­ка в производстве и управлении, но, к сожалению, сегодня это уже не всегда является сущностной чертой малого бизнеса, также как и инно­вационный характер, который свойственен не всем малым предпри­ятиям. Важную роль играет малое и среднее предпринимательство в становлении социальной структуры общества, в частности форми­ровании и обеспечении устойчивости среднего класса.

Малое предпринимательство имеет ряд значимых функций для всех экономических агентов, действующих в экономике. С точки зре­ния индивидов малое предпринимательство дает возможности само­реализации, независимости, личной заинтересованности в формирова­нии доходов.

С точки зрения крупного бизнеса малое предпринимательство мо­жет рассматриваться как партнер по выполнению субподрядных работ.

С точки зрения государства малое предпринимательство высту­пает источником занятости, обеспечивает социально-политическую устойчивость общества, выполняет экономическую и инновационную функции, стимулируя тем самым заполнение свободных ниш на рын­ках и развитие научно-технического прогресса.

В. П. Буянов, ссылаясь на доклад Всемирного банка, очень точ­но описывает роль малого предпринимательства в экономике: «...ес­ли малые предприятия рассматривать как неподвижные объекты, они оказываются ненужным для экономики бременем. При небольшом объеме производимой ими продукции они несут убытки из-за ее вы­сокой себестоимости. Однако если рассматривать их с эволюционной точки зрения, убытки с лихвой окупаются выигрышем в эффектив­ности за счет динамизма. Больше всего способствует экономической эффективности то, что малые предприятия по природе своей дина­мичны и эволюционны, так как являются проводниками научно-тех­нического прогресса»[57].

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА

характеристики малого и среднего пред­принимательства

Анализ обобщенной характеристики малого и среднего пред­принимательства через ремесленничество и средний класс показал тесную взаимосвязь этих понятий, отражающих различные аспекты функционирования данного сектора экономики. В этой связи имеет место теоретический …

Опыт формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом

Процесс формирования института государственной поддержки возможен только при развитии малого и среднего предприниматель­ства и повышении его экономической и социальной роли, что, как правило, связано с кризисными явлениями в экономике. Одно …

Теоретическое обоснование государственной поддержки малого и среднего бизнеса

В экономической науке при исследовании государственного воз­действия на предпринимательство используются различные термины, такие как «государственное регулирование предпринимательства» и «го­сударственная поддержка малого предпринимательства». Государст­венное регулирование предпринимательства - понятие, безусловно, более широкое, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.