ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ И РЕСУРСА в МАШИНОСТРОЕНИИ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРИАЛОВ
Как следует из теории трения и износа, рабочие характеристики узлов трения машин, приборов и аппаратов зависят от свойств материалов, конструкции узла и режима работы [20, 42]. Эти условия оказывают решающее воздействие на процессы физико-химической механики при трении, а именно происходит взаимодействие поверхностей, изменение в материалах и их разрушение, т. е. износ.
В Институте машиноведения систематически проводятся работы по созданию специального испытательного оборудования и методик испытания, которые в лабораторных условиях позволяют оценить свойства фрикционных и антифрикционных материалов, а также смазочных материалов. Опираясь на эти работы, ИМАШ совместно с ВНИИНМАШ Госстандарта и ПО ’’Точприбор” Минприбора провели большую работу по созданию и выпуску нового поколения испытательных машин, а также новых методов испытания, отвечающих современным требованиям, на базе новых достижений в области трения, износа и смазки и, в первую очередь, моделирования трения и износа.
При разработке новой серийной испытательной техники ставилось обязательное условие — ее применимость на определенных этапах рационального цикла испытаний при модельных и ускоренных испытаниях материалов в процессе фундаментальных и прикладных исследований. Речь идет о машинах, приборах и установках, которые должны широко применяться на заводах, в КБ и НИИ при оценке свойств и приемосдаточных испытаниях материалов, основанных на новых ГОСТах и современных РТМ, и могут обеспечить возможность использования результатов испытаний для выбора лучших материалов и проведения расчетов на стадии проектирования и конструирования узлов трения.
В связи с указанным остановимся на новых машинах трения, которые в настоящее время начинают широко применяться в нашей стране, Эти машины созданы в результате совместных работ ИМАШ с СКВ ИМИТ ПО ’’Точприбор” Минприбора СССР.
Универсальная машина трения УМТ-1 (Унитриб) является новой серийной машиной, которая пришла на смену таким машинам, как МДП-1, МФТ-1, И-47, К-54 (внешний вид см. на рис. 1 l/z). УМТ-1 относится к типу универсальных и позволяет производить испытания по четырем схемам (рис. 22): а) диск-палец торцем, б) втулка-втулка; в) втулка-вал (скольжение); г) вал—втулка (возвратно-качательное движение). Для этого машина оборудована сменными испытательными узлами {45, 46, 48].
Нагрузку Р на испытуемые образцы обеспечивает пневматическая система, а скорость вращения вщіа п регулируется плавно с помощью тиристорного привода в диапазоне 100:1. Контрольная регистрирующая аппаратура размещена в отдельном пульте управления.
На мащине могут испытываться полимерные материалы, металлы, сплавы, спеченные порошковые и композитные материалы. Предел измерения нагрузки Р = 4000 Н, частота вращения шпинделя п = 3000 об/мин, потребляемая мощность не более 15 кВт.
Машина обеспечивает повышенную производительность испытаний и высокие метрологические показатели измерения момента трения, скорости и температуры, используется для испытаний материалов на трение и износ при наличии и отсутствии смазочных материалов в широком диапазоне нагрузок и скоростей скольжения при схемах испытаний, соответствующих основным типовым узлам трения. В частности, эта машина успешно используется для определения фрикционной теплостойкости материалов по новому ГОСТу 23.210-80.
Универсальная машина трения УМТ-1 предназначена для получения зависимостей коэффициента трения и интенсивности изнашивания материалов от температуры и нагрузки при сухом и граничном трении. Благодаря применению УМТ-1 ускоряется подбор пар трения для проектируемых фрикционных узлов и замена материалов в серийных конструкциях на более износостойкие.
Техническая характеристика
Пределы плавного регулирования частоты 15-3000
вращения шпинделя, об/мин
Нагрузка на образцы, Н 200-4000
Диапазон измерения момента от сил трения, 200-4000
Нм
Потребляемая мощность, кВт, питание от се
ти переменного трехфазного тока
напряжение, В 380/220
TOC o "1-5" h z частота, Гц 50
Габариты установки, мм 760X1700X600
Масса, кг 1300
Габариты пульта управления, мм 760X1000X2300
Масса, кг 500
П римечание. Вариации показаний измерительных систем лимитированы-
S/ЛАЧЧЧІ Г п ’7777 77ГГ V - 7777. |
Рис. 22. Схемы образцов к машине трения УМТ-1 а) диск—палец, 6) кольцо—кольцо, в) вал-втулка |
0
Рис. 23. Схемы образцов к машине трения 2070 СМТ-1 |
От своих предшественниц машина отличается универсальностью, высокими метрологическими показателями и плавным регулированием параметров режима испытания. Машина может быть применена практически во всех отраслях машиностроения.
Машина трения 2070 СМТ-1. К новому поколению серийных машин относится также машина 2070 СМТ-1. Она предназначена для испытания металлов, сплавов, композитов и жестких конструкционных пластмасс на трение и износ по трем схемам (рис. 23) : а) диск—диск б), диск-колодка; в) вал—втулка [46, 48, 49]. Возможно проведение испытаний в различных средах как в режиме трения качения без проскальзывания, так и при наличии проскальзывания. По сравнению с отечественной машиной СМЦ-2 в этой машине введено плавное регулирование частоты вращения образцов «і и п2, расширен диапазон измерения момента трения и скоростей скольжения, а по сравнению с зарубежными аналогами (А-135 - Швейцария и 200-301 — Япония) введена схема испытаний вал—втулка, повышены скорость, нагрузка и установлены малоинерционные измерители момента трения и температуры. Машина имеет частоту вращения нижнего образца п= 75-4500 об/мин, потребляемая мощность не более 4,5 кВт. Машина трения 2070 СМТ-1 запатентована.
Машина для испытания материалов на трение и износ 2070 СМТ-1 предназначается также, как и УМТ-1, для выявления нижней и верхней границ области режимов трения, при которых осуществляется нормальная работа пары трения, а также для определения значений коэффициента трения и
интенсивности изнашивания для этих режимов. Применение машины 2070 СМТ-1 ускоряет подбор фрикционных пар для узлов трения различного назначения (подшипники, передачи, тормоза и т. п.).
Техническая характеристика
Предел плавного регулирования частоты 75-1500
вращения шпинделя, об/мин
Нагрузки на образцы, Н 200-5000
Диапазон измерения момента от сил трения, 1,0-20
Н • м
TOC o "1-5" h z Потребляемая мощность, кВт 4,5
Питание от сети переменного трехфазного 380/220
тока напряжением, В
Частота, Гц 50
Габариты установки, мм 1400X700X1300
Масса, кг 500
Габариты пульта управления, мм 650X850X1700
Масса, кг 300
Примечание. Вариации показаний измерительных систем лимитированы.
При вращении два испытуемых образца прижимаются друг к другу силой Р. При испытании пары диск—диск вращаются оба образца как с проскальзыванием, так и без него, а в парах диск—колодка и вал—втулка образцы ’’колодка” и ’’втулка” неподвижны. Во время испытания регистрируется частота вращения, момент трения, сила прижима и число циклов наработки. Возможна запись температуры и испытание в различных средах.
Машина отличается плавным регулированием, повышенной частотой вращения образцов и скоростей испытания, увеличенным максимальным моментом трения при широком диапазоне измерений с возможностью использования малоинерционного измерителя. Предназначена для лабораторий заводов, НИИ и учебных заведений, занимающихся вопросами трения и износа. Машина может быть применена практически во всех отраслях машиностроения.
Указанные выше машины трения УМТ-1 и 2070 СМТ-1 успешно используются для этапов 1 и 2 рационального цикла последовательных испытаний, т. е. для получения исходных фундаментальных зависимостей по трению и износу, а также модельных испытаний на малогабаритных образцах без смазочного материала и при наличии смазки.
Таким образом, испытательная техника для оценки трения, износа и смазочного действия, о которой сказано выше, может и должна широко
Таблица 1. Шкала классов износостойкости
|
использоваться в различных отраслях машиностроения и материаловедения в нашей стране и странах СЭВ. Она должна стать основой для создания служб триботехники, в особенности на машиностроительных заводах, в частности на заводах при разработке и производстве роботов и манипуляторов. Ее использование позволит на необходимом уровне оценивать качество выпускаемых материалов и при приемо-сдаточных испытаниях ликвидировать возможность возникновения брака в производстве, тем самым будет обеспечиваться необходимая надежность, долговечность и качество узлов трения и материалов выпускаемой продукции: машин, аппаратов, технологического оборудования, инструмента, одежды, обуви и т д -
С целью унификации количественных характеристик изнашивания, а также создания основ для регламентации требований к качеству триботехнических изделий по их износостойкости, в лаборатории теории трения ИМАШ (под руководстом И. В. Крагельского) разработана шкала классов износостойкости (табл. 1) [20, 34,49].