ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ И РЕСУРСА в МАШИНОСТРОЕНИИ
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Ю. М. Соломенцев
В машиностроении особое место принадлежит станкостроению, призванному сыграть главенствующую роль в техническом перевооружении народного хозяйства страны, поскольку создание любой машины в современных условиях немыслимо без станков.
Непрерывно растущие потребности общества требуют изготовления новых изделий, а отсюда возникает необходимость гибко, с нарастающей частотой осуществлять переход с одного вида продукции на другой, более совершенный.
Многономенклатурность производства, необходимость оперативно и мобильно реагировать на потребности общества, обеспечивая при наличии дефицита трудовых ресурсов высокое и стабильное качество выпускаемых машин, являются главными предпосылками по созданию гибких автоматизированных производств, и прежде всего в станкоинструментальной отрасли.
Такие сложные дорогостоящие машинные комплексы, как гибкие производственные системы (ГПС), функционирующие с использованием
Рис. 1. Виды обеспечения гибкого автоматизированного производства |
микропроцессорной техники, следует создавать с обязательным использованием систем автоматизированного проектирования (САПР).
Создание ГПС, обладающих заданной эффективностью, заключается в реализации управляемой технологии, гибко перестраиваемой под производственную задачу, и включает виды обеспечения, показанные на рис. 1. Во-первых, это обеспечение точности и надежности на этапе проектирования ГПС. При этом подразумевается создание специальных методов и процедур проектирования, и прежде всего автоматизированного проектирования, с учетом требований точности и надежности (точностной анализ проекта, контролепригодность ГПС и анализ метрологических характеристик системы, синтез проектируемого объекта по критерию точности, определение проектного уровня надежности) .
Во-вторых, это обеспечение заданной эффективности посредством контроля и диагностирования (оборудования, качества изделий, хода технологического процесса, управляющей вычислительной техники и соответствующего программно-математического обеспечения и т. д.) в процессе функционирования ГПС.
При этом необходимо создание информационно-измерительной системы ИИС ГПС, которая, как известно, представляет собой совокупность функционально объединенных измерительных, вычислительных и других вспомогательных технических средств и предназначена для получения измерительной информации о состоянии ГПС в целом или его отдельных структурных составляющих (подсистем, модулей и т. д.), преобразования и обработки этой информации в целях представления ее в требуемом виде для ввода в АСУ либо для автоматического осуществления логических функций контроля, диагностики и идентификации.
ИИС является машинным наблюдателем ГПС, осуществляющим функции измерительной информатики механосборочного производства.
Решение проблемы обеспечения точности на этапе проектирования предусматривает это создание точностных моделей автоматизированного производства, метрологический анализ технологических процессов, обрабатывающего оборудования, робоготехнических, транспортных систем, заготовительного производства, инструментального обеспечения и т. д., определение информативных параметров ГПС.
Создание ИИС позволяет получать на этапе функционирования ГПС информацию о свойствах, техническом состоянии и пространственном поло - 102 жении контролируемых объектов, о состоянии технологической среды; осуществлять сравнение фактических значений параметров с заданными, передачу и преобразование измерительной информации, а также и построение модели состояния ГПС доя принятия решений на различных уровнях управления.
Проблема обеспечения надежности доя ГПС имеет большое значение по следующим причинам:
1) ГПС представляет собой сложную интегрированную систему, состоящую из разнообразного оборудования (обрабатывающего, транспортного, заготовительного и др., систем управления и контроля на базе ЭВМ и т. д.), функционирующего как единое целое, поэтому ненадежность одного из элементов нарушает работоспособность всей системы в целом;
2) стоимость ГПС чрезвычайно высока, поэтому любой большой запас надежности в системе и ее составляющих оправдан;
3) фактор ’’беэлюдности” или по крайней мере ’’малолюдности” приводит к необходимости иметь повышенную надежность всех звеньев ГПС, в том числе и человека (управляющего) как звена сложной системы.
Проблема надежности на этапе проектирования ГАП решается путем разработки технологических процессов, оборудования, управляющих систем и их программно-математического обеспечения по критериям надежности (надежностное проектирование), разработки механических, электрических, управляющих систем и их математического обеспечения со свойствами самоконтроля, выявления ошибок, отказоустойчивости и др.
Для обеспечения надежности на этапе функционирования ГПС должно быть предусмотрено построение в структуре ИИС подсистемы технического диагностирования, которая дает возможность проверки правильности функционирования ГПС, поиска нарушений работоспособности в различных подсистемах ГПС в целях предупреждения внезапных отказов, статистического прогнозирования состояния, самоконтроля и функционального тестирования микропроцессорных систем управления, синтаксического и семантического тестового контроля программного обеспечения и т. д.
Информационно-измерительная проблематика САПР—ГПС охватывает три основные направления:
1. Принципы построения информационно-измерительной подсистемы ИИС ГПС:
1) методы выделения наблюдаемых параметров состояния и определения необходимых и достаточных уровней наблюдения в ИИС ГПС для различных технологических процессов и видов оборудования (сначала техпроцессы и оборудование, затем ИИС);
2) задачи дискретизации наблюдаемых параметров состояния и уровней наблюдения во времени и пространстве по всей структуре ГПС или его составляющих;
3) определение информационного содержания задачи наблюдения на выделенном уровне и формирование классов технологически ориентированных информационных задач ИИС ГПС;
4) построение моделей состояния (идентификация) системы отдельных составляющих ГПС;
5) статистическая оценка моделей состояния и разработка соответствующего программно-математического обеспечения ИИС ГПС;
6) разработка САПР структуры ИИС ГПС.
2. Методы и средства ИИС ГПС:
1) разработка новых принципов построения измерительных преобразователей и систем повышенной точности и расширенных функциональных возможностей, охватывающих все классы точности оборудования и все необходимые виды измерений, на основе новейших достижений науки и техники (микро - и оптоэлектроники, лазерной техники и т. д.) ;
2) методы и средства контроля точности станков и оборудования (измерительно-вычислительные комплексы);
3) диагностика станков и оборудования, систем управления и самой ИИС (диагностическо-вычислительные комплексы);
4) методы и средства контроля качества деталей на станке (в процессе обработки и между операциями) и вне станка (контрольно-измерительные машины и измерительные работы с ЧПУ);
5) методы и средства контроля состояния режущего инструмента;
6) методы и средства контроля параметров технологического процесса;
7) методы и средства управления точностью технологических процессов (обратные связи в станках, роботах и др. оборудовании, активный контроль, автоматическая коррекция, адаптивное управление);
8) методы и средства измерений в робототехнических системах, особенно в сборочных;
9) технологически ориентированные методы оптимального комплекси - рования средств измерений и обработки информаций на всех уровнях наблюдения в единую ИИС ГПС (помехоустойчивые модуляции и кодирование измерительной информации, ее оптимальное нормирование, вторичная обработка, сжатие, адаптация и т. д.) .
3. Метрологическое обеспечение проблемы САПР ГПС:
1) метрологический (точностной) анализ на всех этапах разработки САПР ГП6 (САПР предпроектных исследований АСУП, АСТПП, АСНИ, САПР, ГПС);
2) методы и средества проверки средств ИИС ГПС по компонентам и в целом;
3) методы обеспечения надежности и аттестации алгоритмов управления и обработки информации в ГПС.
В качестве примера соотношения между управлением и наблюдением в ГПС можно рассмотреть схему на уровне технологического модуля ГПС (рис. 2). Управление, т. е. организация соответствующих воздействий, осуществляется как при функционировании модуля (управление автоматикой, программное управление движением), так и при обеспечении заданной точности и надежности с использованием дополнительных уровней управления: активный контроль (АК) , автоматическая коррекция (АКор) , адаптивное управление.
Для получения необходимой информации о состоянии технологического модуля и его подсистем, перерабатываемой в устройстве ЧПУ, а также передаваемой в ЭВМ верхнего уровня (центральную ЭВМ), необходимо иметь разветвленную систему наблюдения.
Отдельного рассмотрения заслуживают вопросы адаптивного управления.
Адаптивное управление точностью обработки. В основе любого технологического процесса лежит требование по обеспечению заданного качества
точности модуля |
||
а |
состояния |
|
яхяя^ о |
инструмента |
|
Ы |
||
детали вне модуля |
||
О |
||
с |
||
(—1 |
Диагностика |
|
& |
работы |
|
2 |
Состояние |
|
‘S * |
инструмента |
|
и |
||
Геометрическая |
||
О |
(кинематическая) |
|
О X |
точность станка |
|
н |
Точность детали |
|
на станке |
||
Упругие |
||
перемещения Перемещения |
||
рабочих органов |
Управление |
ЭВМ |
Рис. 2. Схема соотношения между управлением и наблюдением в ГПС
деталей, и прежде всего размерной точности. Созданные ранее системы адаптивного управления (САУ) упругими перемещениями, в которых предусмотрено автоматическое изменение режима обработки (управление размером динамической настройки) или принудительное целенаправленное перемещение отдельных элементов технологической системы (управление размером статической настройки), в несколько раз повышают точность и производительность обработки.
В настоящее время такими системами управления оснащены сотни станков. Точность обработки при этом повышается в 1,5—3 раза, а производительность возрастает на 25—100%. При использовании этих систем обработку деталей можно вести на меньшем количестве станков с участием, только наладчиков, что существенно повышает эффективность технологических процессов. Необходимо также отметить, что применение предельных систем адаптивного управления точностью обработки позволяет значительно повысить надежность работы оборудования и инструмента и исключить их поломки в случае возникновения аварийных режимов. Это достигается посредством соответствующего регулирования хода технологического процесса или же прекращением его выполнения при срабатывании сигнализации о возникших неполадках.
Адаптивное управление качеством поверхностного слоя. Такие важные показатели деталей машин, как долговечность и надежность, в значитель
ной степени зависят от качества поверхностного слоя деталей, определяемого глубиной и степенью наклепа, уровнем и характером распределения остаточных напряжений, структурой и другими характеристиками.
Экспериментальные исследования показали, что в случае использования систем адаптивного управления, позволяющих обеспечить оптимальные температурные и силовые режимы, поле рассеяния степени наклепа уменьшается в 3—5 раз, глубины наклепа — в 5 — 10 раз, остаточных напряжений — в 4—6 раз, что благоприятно сказывается на стабильности качества обрабатываемых деталей.
Адаптивное управление износом режущего инструмента. На процесс обработки существенное, а часто и определяющее влияние оказывает правильность эксплуатации режущего инструмента, повышение стойкости которого в большинстве случаев основывается на применении более совершенных твердых сплавов, быстрорежущих сталей, специальных покрытий и т. п. Однако неправильное использование прогрессивных инструментальных материалов при обработке деталей может не дать желаемого эффекта. Это связано не только с изменением качественных характеристик режущей части инструмента, но и с влиянием таких факторов, как колебание припуска и твердости обрабатываемых заготовок, точность деталей, уровень размерной настройки технологической системы и др.
Разработанные в СССР системы адаптивного управления точностью обработки способствовали уменьшению на 15—20% расхода режущего инструмента, поскольку позволили стабилизировать силовой режим резания и соответственно нагрузку на режущий инструмент, что резко сократило его поломки. В целях дальнейшего развития работ в этом направлении была специально поставлена и успешно решена задача по оптимальному использованию инструмента путем адаптивного управления.
Скорость износа режущего инструмента V=dhjdr (А — мгновенное значение размерного износа инструмента, т - время резания). Тогда размерный износ за период стойкости
0) |
Т
Я = / VdT.
о
Экспериментальные исследования позволили установить следующую
(2) |
v-ktUl SUlvUl Fu* ,
где к — постоянный коэффициент, t — глубина резания, F— текущее значение обработанной площади детали, щ — щ — показатели степени.
(3) |
Скорость износа убывает по мере приработки инструмента, следовательно, показатель и4 < 0. Глубина резания t является случайной функцией t(F), для реализации которой при S = const и v = FjS целесообразно использовать функцию
v = v(F, F ),
здесь F = dF/dT.
Из выражений (1) и (3) получаем
(4) |
т
H = J v{F, F)dT.
Для обеспечения минимума критерия оптимальности (1) необходимо найти функцию F(t) , а также параметры Т и Ff.
Решим задачу при фиксированной верхней границе функционала (Гі Ft) ■ Функция F(t) может быть найдена из уравнений Эйлера для функционала (3)
dv d
9F dr
После преобразования получим dv.
v F = const.
ЪР
Согласно выражению (4) dv.
v - — F = (1 — ит) v = const.
Э F
Таким образом, оптимальный закон управления процессом обработки должен обеспечивать постоянство скорости износа режущего инструмента, т. е.
v = v0 = const. (5)
Полученные аналитические зависимости были использованы при разработке адаптивных систем управления износом инструмента.
В качестве регулирующих параметров в таких системах использованы скорость резания и подача, а также скорость и подача одновременно. Управление температурным режимом при наличии различных возмущений позволило активно воздействовать на скорость износа и обеспечить стабилизацию последнего. Стойкость инструмента при этом повысилась в 1,5—2 раза, особенно при обработке труднообрабатываемых материалов. Основная причина достигнутого эффекта заключается в том, что в случае использования адаптивной системы управления износом инструмента ’’обрывается” положительная обратная связь самого процесса резания. Сущность положительной обратной связи состоит в том, что при обычной обработке затупление инструмента приводит к повышению температуры резания, а последняя, в свою очередь, увеличивает скорость затупления инструмента и т. д. Адаптивное управление позволяет исключить эту связь.
Адаптивное управление размерной настройкой, поднастройкой и перенастройкой системы СПИД. Эффективность процесса обработки деталей в целом в значительной мере зависит от качества проведения таких важных этапов, как размерная настройка, поднастройка и перенастройка системы станок—приспособление—инструмент—деталь СПИД. Это имеет большое значение в условиях серийного производства, особенно при использовании станков с программным управлением. В этой связи были разработаны основы оптимизации этих важных этапов процесса обработки.
Задачи размерной настройки, поднастройки и перенастройки технологических систем формулируются следующим образом: необходимо так расположить мгновенное поле рассеяния (порождаемое случайно действующими факторами) в пределах установленного допуска на точностной
107
параметр детали, чтобы (с учетом действия систематических погрешностей, смещающих его центр группирования, а также постоянных систематических погрешностей) получить при прочих равных условиях потребное количество деталей за предписанный промежуток времени с возможно минимальной технологической себестоимостью для заданных производственных условий.
Разработанная методика позволила строго рассчитывать оптимальные допуски на размерную настройку для различных случаев:
SHAPE * MERGEFORMAT
(6) |
0-1
где 0 < 0.
Проведенные исследования дали возможность разработать методы и средства оптимизации размерной настройки, поднастройки технологических систем, положенные в основу создания адаптивных систем управления этими важными этапами процесса обработки. При создании адаптивных систем были использованы результаты работ, заключающиеся в следующем.
Установлено, что датчики измерительного устройства должны фиксировать положение без станка, несущих обрабатываемую деталь, режущий инструмент и программоноситель, тем самым охватывая максимально все составляющие звенья размерных цепей, определяющих величины соответствующих размеров статистических настроек. Для компенсации возникающих в них погрешностей предложены различные методы, один из которых, например, состоит в том, что установленный первоначально размер статистической настройки фиксируется датчиками и поддерживается постоянным (независимо от причин, вызывающих его нарушение) с помощью исполнительного механизма, воздействующего на выбранное компенсирующее звено (в размерной цепи, определяющей размер статической настройки) на протяжении обработки всей партии деталей данного типоразмера.
Разработано и реализовано несколько вариантов систем адаптивного управления размерной настройкой и перенастройкой на базе различных станков, в том числе и с ЧПУ.
Проведенные экспериментальные исследования показали, что точность стабилизации размера статической настройки может быть доведена до нескольких микрометров. Кроме того, с высокой точностью стабилизируется центр группирования размеров обрабатываемых деталей, в результате чего точность размеров возрастает в 1,5-2 и более раз. Время, затрачиваемое на размерную настройку и поднастройку, сокращается в несколько десятков раз. Наладчик практически высвобождается из технологического процесса (требуется лишь первоначальная настройка системы), поскольку его функции выполняет система адаптивного управления. Существенно уменьшается трудоемкость изготовления и установки отдельных элементов системы СПИД (например, установка режущего инструмента, программоносителя и др.), так как с помощью САУ, кроме указанных выше, компенсируются и погрешности, возникающие по причине кинематической перенастройки станка. Это приобретает особенно важное значение для
станков с программным управлением ГПС. Повышается эффективность использования оборудования в условиях серийного и мелкосерийного производства, значительно сокращается размер оптимальной партии деталей. Показано, что применение САУ размерной настройкой и поднастрой - кой дает возможность до 2—3 раз повысить предельно возможную производительность технологической системы и тем самым при решении технологических задач обойтись меньшим количеством оборудования.
В последнее время выполнены работы по автоматизации перенастройки станков с ЧПУ, в том числе многоцелевых станков, показавшие высокую эффективность используемых методов и средств, что имеет большое значение при создании ГПС для условий мелкосерийного и серийного производства.
Оптимизация процесса обработки с использованием многомерных систем адаптивного управления. Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что наибольшая эффективность процесса обработки (с точки зрения увеличения точности, снижения себестоимости, увеличения производительности) может быть достигнута, если осуществлять комплексное управление с использованием многомерных систем адаптивного управления.
При анализе многомерных САУ на первый взгляд может показаться, что каждая отдельная из входящих в них САУ автономно решает свою задачу. В действительности же при управлении обнаруживается тесная взаимосвязь между ними, проявляемая через процесс резания.
Могут быть использованы различные варианты структур многомерных САУ процессом формообразования (вообще говоря, управление точностными параметрами деталей следует вести за счет изменения размеров статической или динамической настройки регулирования подачей) ; управление износом режущего инструмента необходимо осуществлять с помощью как раздельного, так и совместного изменения скорости и подачи (последнее возможно при раздельных приводах главного движения и подачи). Оценка эффективности вариантов может быть выполнена по качеству проведения этапа формообразования поверхностей обрабатываемых деталей. На основании проведенных исследований спроектировано и создано несколько вариантов многомерных САУ.
Естественно, что использование соответствующего варианта многомерной САУ даст желаемый результат по повышению эффективности процесса обработки в том случае, если каждый из этих вариантов будет реализовывать оптимальный закон управления. Этот закон получается расчетным путем на основании критерия оптимальности управлений процессом и соответствующих ограничений.
Автоматизированное конструкторско-технологическое проектирование. Весьма актуальной следует считать проблему автоматизированного проектирования технологических процессов обработки и сборки, конструирования станков, успешное решение которой должно базироваться на хорошем теоретическом фундаменте, а также на использовании соответствующей вычислительной техники.
Автоматизация производства поднимается качественно на более высокий уровень при интеграции систем автоматизированного конструирования, проектирования технологических процессов (с подготовкой программ
Рис. 3. Комплекс технических средств САПР ГПС |
ЧПУ) и изготовления (САПР ГПС). Интегрированная система С АПР ГПС требует разработки технического и программного обеспечения каналов связи и общей базы данных, к которой обеспечен доступ со всех этапов производства. Техническую базу САПР—ГПС образуют ЭВМ различных классов: микропроцессоры, мини-ЭВМ, средние и большие ЭВМ (рис. 3). Для эффективного использования ЭВМ различных классов в автоматизированных системах их объединяют в сеть. Это обеспечивает создание сквозных систем конструирования деталей, проектирования технологических процессов, изготовления и управления производством и в то же время позволяет существенно повысить надежность использования вычислительной техники. В программном обеспечении выделяются две относительно независимые части: инвариантная, которая мало зависит от конкретного объекта проектирования, и предметная. Инвариантная часть программного обеспечения включает управляющую программу, систему управления базой данных, программы машинной графики и систем документирования. Предметную часть образуют проектные процедуры, специфичные для конкретного объекта проектирования и изготовления, а также соответствующие им базы данных. Перспективным в этом направлении следует считать конструирование изделия на графическом дисплее с последующим автоматическим генерированием технологии изготовления с разработкой управляющих программ для станков с ЧПУ; накопление и использование базы знаний по технологии изготовления изделий; генерацию структур автоматизированных производств. Успешное решение сложных задач обеспечения надежности автоматизированных машиностроительных производств будет в значительной мере способствовать ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве. |
Двухпроцессорный комплекс ЕС-1045 |
Процессор связи СМ-4 |
АРМ конструктора |
АРМ технолога |
АРМ |
СМ-4 |
СМ-4 |
СМ-4 |
|Система экспериментального моделирования ГАП| |
СМ-4 |
Электроника 60 |
Электроника 60 |
ГПМ |
ГПМ |
_________________________ I |