ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Значение предпринимательской идеи для среднего и малого бизнеса
Важным компонентом процесса управления предприятием или субъектом бизнеса представляется предпринимательская идея. В контексте исследуемой в работе проблемы ответим на вопрос:
• Каково значение предпринимательской идеи именно для хозяйствующих субъектов среднего и малого бизнеса?
Во-первых, Предпринимательская идея, что достаточно очевидно, должна рассматриваться при внутрифирменном управлении субъектом бизнеса исключительно на начальных этапах процесса. Другое дело, что всегда возможен в связи с необходимостью применения уточняющих или корректирующих процедур возврат к идее «вновь и вновь», что придает всему процессу качество цикличного развития. Следует сказать, что возврат к этапу формирования предпринимательской идеи в своей основе имеет те же предпосылки, которые определяют и возвратность (цикличность) самого процесса управления.
Итак, возникая в начале пути, идея оказывает постоянное влияние на весь дальнейший процесс управления, на все его дальнейшие этапы. Поэтому ошибочность предпринимательской идеи (или ее «порочность») будет впоследствии проявляться в определенных трудностях при управлении субъектом бизнеса. Качество же управления (высокое — низкое) может в свою очередь, преодолевая эти трудности, изменять до определенного предела для конкретного бизнеса последствия этой ошибочности. Так, низкое качество управления усугубит ситуацию, усилит негативные тенденции, привнесенные ошибочной идеей. Высокое же качество управления увеличит шансы бизнеса на успех.
Следует сказать, что сочетания заведомо удачной или качественной предпринимательской идеи с управлением, имеющим высокий или низкий уровень качества, будут давать бизнесу соответственно высокие или низкие шансы на его успех.
Во-вторых, Можно выделить для предпринимательской идеи, рассматриваемой в рамках отдельного субъекта бизнеса, некоторые характерные свойства:
♦ предпринимательская идея формируется (или принимается) всегда самим субъектом бизнеса, а не привносится организационно извне (навязывается или предписывается);
♦ предпринимательская идея, можно считать, представляет собой специфический фактор воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему субъекта бизнеса (предприятия).
♦ вследствие этого воздействия предпринимательская идея стимулирует у субъекта бизнеса процесс формирова
ния адекватной реакции на влияние на него извне рыночной конъюнктуры.
Таким образом, если рыночная конъюнктура представляет собой внешний фактор воздействия на организацию или субъект бизнеса, то предпринимательская идея становится управляющим фактором воздействия (рис. 11).
Субъект бизнеса (предприятие) |
Очевидно, что все эти факторы и свойства приобретают гораздо большую остроту и динамичность для субъектов среднего и малого бизнеса, как для структур с гораздо более развитым предпринимательским началом (чем организационным) во внутрифирменном управлении. Чем больше оснований считать конкретный бизнес малым, а не средним, или средним, а не крупным, тем большее значение при управлении этим бизнесом (во внутрифирменном управлении) приобретает понятие предпринимательской идеи, в отличие от других компонентов управления. Иными словами, структуры среднего и малого бизнеса постоянно демонстрируют большую восприимчивость к предпринимательской идее.
ВНЕШНИЙ ФАКТОР -«=-
ВОЗДЕЙСТВИЯ Рыночная
Конъюнктура
РЕАКЦИЯ -- S*-
СУБЪЕКТА БИЗНЕСА
V___________ J
УПРАВЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ
Рис. 11. Взаимодействие субъекта бизнеса с рыночной конъюнктурой
Известно, что в переходные периоды, а также в периоды кризисных явлений в экономике возрастает роль предпринимательского начала в управлении субъектом бизнеса или во внутрифирменном управлении предприятием среднего и малого бизнеса. Очевидно, что предпринимательский компонент в управлении в большей степени, чем организационный, доминирует в процессе адекватного реагирования на разного рода воз
Действия рыночной конъюнктуры на субъект бизнеса. Если одним из основных элементов предпринимательского начала в управлении бизнесом является понятие предпринимательской идеи, то в переходные и кризисные периоды в экономике следует ожидать и заметного возрастания роли предпринимательской идеи в процессе управления бизнесом. Действительно, именно в такие временные периоды возрастает потребность в скорейшем и в качественном решении различных управленческих задач, постоянно возникающих у большинства субъектов бизнеса. Очевидно, что одним из условий разрешения этой проблемы будет являться стремление каждого отдельного субъекта бизнеса обеспечить в своей работе возможность генерирования предпринимательских идей.