ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

Разнообразие идей в предпринимательстве

При более детальном рассмотрении предпринимательской идеи как понятия можно отметить достаточное разнообразие ее форм. Очевидно, что конкретная форма идеи в основном определяется характерными условиями, в которых может осу­ществляться процесс ее поиска или формирования. Интуитив­но можно предположить, что подобными условиями могут яв­ляться различные инвестиционные, конъюнктурные, техноло­гические, организационные и другие требования. Выделим ос­новные формы предпринимательских идей.

Традиционно под идеей в предпринимательстве подразу­мевается идея нового товара или нового продукта. Очевидность этого положения не вызывает сомнений — каждому новому товару или продукту практически всегда предшествует пред­принимательская идея. Новый продукт, таким образом, стано­вится итогом практической реализации идеи, ее воплощением в реальной жизни.

Более того, формирование идей необходимо рассматри­вать в широком смысле, поскольку новый продукт или товар может быть получен и после модификации существующего про­дукта, что в характеристиках последнего может позволить по­лучить изменения, которые потребитель может считать доста­точно значимыми. Это значит, что продукт в результате моди­фикации приобретает настолько новые, отличительные или просто иные качества, которые в глазах потребителей пред­ставляют прежний продукт как новый. Таким образом, в основе предпринимательской идеи всегда лежит стремление создания нового продукта или нового товара. Идею нового товара (или просто — идею товара) можно с полным основанием считать одной из основных в бизнесе, поскольку именно эта идея и ей подобные в практике бизнеса наиболее распространены, а также и инвариантны с точки зрения применимости к различным предметным сферам предпринимательской деятельности.

Далее, результатом идеи может быть не только новый про­дукт в понимании рыночного товара. Она может затрагивать не только аспекты создания нового продукта как такового. Ито­гом практической реализации предпринимательской идеи мо­жет быть также создание на предприятии новых условий, фор­
мирование различных предпосылок, реализация характерных изменений технического, технологического, организационно­го, правового, финансового и т. п. содержания — нововведений. Тогда производимый товар для предпринимательской идеи подобной формы не будет являться прямым пли непосредствен­ным результатом ее практической реализации. Предпринима­тельская идея будет оказывать на товар влияние не прямым, а косвенным образом, то есть опосредственно через состоявши­еся изменения или нововведения, не связанные напрямую с то­варом. Определенная таким образом идея нововведения для сред­него и малого бизнеса имеет не меньшее значение, чем идея товара. Очевидно, что производство прежнего товара в новых условиях, которые обеспечиваются реализацией на практике идеи нововведения, может создать для конкретного бизнеса или предприятия совершенно новые, конкурентно выгодные усло­вия, что в свою очередь может существенно укрепить его пози­ции на рынке.

Дальнейшее обобщение форм, в виде которых могут быть формально представлены предпринимательские идеи, позво­ляет выделить такого рода идеи, которые могут подразумевать для конкретного бизнеса принципиальные изменения поста­новочного характера. Подобные идеи — идеи бизнеса в боль­шинстве случаев становятся при своей практической реализа­ции ядром новых предприятий или нового бизнеса. При этом они определяют содержание будущего бизнеса, его предмет­ную область, будущую рыночную нишу для предприятия, его структуру и т. д.

Идея бизнеса

Идея товара

Идея нововведения

Рис. 1. Наиболее характерные формы предпринимательских идей

Очевидно, что выделенные формы (рис. 1) предпринима­тельских идей не являются окончательными. Практика пред­принимательства и реалии отечественного рынка наверняка могут допускать существование и других форм. Выделенные три формы предпринимательских идей (идея бизнеса, идея товара и идея нововведения) скорее всего являются для предприни­мательского бизнеса основными и наиболее характерными.

Рассмотренные формы предпринимательских идей мож­но сравнительно сопоставить между собой. Предметом для та­кого сравнения может стать ожидаемый или предполагаемый уровень возможных изменений в бизнесе, которые могут насту­пить в результате практической реализации соответствующих предпринимательских идей. Это и очевидно, так как каждая отдельная форма идеи имеет вполне определенные цели и за­дачи. Так, идея бизнеса и отчасти идея товара призваны спо­собствовать выработке долгосрочной линии поведения субъек­та бизнеса (или отдельного бизнеса) на рынке. Поэтому они должны учитывать не только прогнозы развития рыночной конъ­юнктуры, но и тенденции научно-технического процесса, пред­видение качественных изменений в обществе, на уровне идей определять миссию субъекта бизнеса, то есть выступать осно­вой для долгосрочной составляющей стратегического плана при внутрифирменном управлении. Идея нововведения, а иногда и идея товара призваны выступать чаще всего основой не долго­срочной, а относительно краткосрочной составляющей обще­го плана развития бизнеса. Эти идеи в основном представляют тактические компоненты внутрифирменного управления, в то время как идея бизнеса — преимущественно стратегические. Конкретные условия, в которых осуществляется внутрифир­менное управление, могут вносить соответствующие коррек­тивы. Так, отдельное нововведение может носить настолько принципиальный для субъекта бизнеса характер, что его соот­ветствующая идея будет иметь исключительно долгосрочный характер. Идея товара, в свою очередь, может иметь для субъекта бизнеса, в зависимости от условий, как долгосрочный харак­тер, так и краткосрочный. Поэтому идея нововведения может проявлять все признаки идеи товара. Очевидно, что характер идей всех рассмотренных форм будет зависеть от уровня и зна­чения возможных изменений, которые могут происходить в субъекте бизнеса по итогам реализации этих идей.

Выделенные формы идей могут быть сравнены между со­бой также и по таким позициям, как средняя частота возникно­вения идей данной формы, а также длительность жизненного цикла инвестиций. Очевидно, что идеи бизнеса, идеи товара и
идеи нововведений будут иметь существенные различия при срав­нении между собой по данным параметрам и характеристикам.

Так, идея бизнеса может предложить для конкретного субъекта бизнеса предпринимательские новации настолько принципиального характера, что может стать основой для со­здания нового предприятия, производства и т. п. Идея бизнеса для предпринимательства, таким образом, имеет постановоч­ный смысл. Очевидно, что идея бизнеса может иметь наиболее продолжительный жизненный цикл инвестиций и возникать в практике конкретного субъекта бизнеса достаточно редко.

Чаще, чем идея бизнеса, в предпринимательской практи­ке может возникать идея товара. Эта идея находится во вре­менном и предметном отношении в рамках идеи бизнеса. Это и очевидно, поскольку создание каждого нового товара практи­чески всегда осуществляется в рамках одного бизнеса. Идея то­вара имеет по сравнению с идеей бизнеса сравнительно мень­ший жизненный цикл инвестиций. Также очевидно и то, что инвестиционные изменения, которые могут быть вызваны прак­тической реализацией идеи товара, будут иметь для субъекта бизнеса гораздо меньшие последствия (как положительные, так и отрицательные), чем в случае идеи бизнеса.

Идея нововведения во временном и предметном отноше­нии может находиться как в рамках одной идеи бизнеса, так и в рамках одной идеи товара. Это означает, что идеи любых но­вовведений могут быть характерны как для отдельного бизне­са, так и индивидуально для каждого отдельного продукта, товара или какого-либо вопроса, с ними связанного. Таким образом, нововведения могут иметь общий характер, когда они касаются целого бизнеса или его значительной части, и част­ный, когда нововведения имеют узконаправленную ориента­цию на отдельные товары, отдельные вопросы бизнеса и т. д. Эти обстоятельства обусловливают для идеи нововведения от­носительно непродолжительный жизненный цикл инвестиций и относительно высокую частоту возникновения в практике конкретного бизнеса.

Пример идей бизнеса, товара и нововведения

С целью рассмотрения конкретного примера, приближен­ного к практике, можно сформулировать содержание условных идей бизнеса, товара и нововведения, используя при этом в каче­стве сферы предпринимательской деятельности, например, производство продуктов питания и бытовое обслуживание на­селения (табл. 1).

Таблица 1

Сфера предпринимательской деятельности

Идея бизнеса

Идея товара

Идея нововведения

Производство

Продуктов

Питания

Производство продукто­вого масла из готовых компонентов, производи­мых в местном регионе

Легкое масло на основе растительного масла, сливочного масла, маргарина, сметаны

Шоколадное масло на ос­нове сливочного масла и шоколадного наполни­теля

Фруктовое масло на осно­ве сливочного масла и фруктового наполнителя

Замена пергаментной бума­ги в упаковке брикета на фольгинированную или композиционную

Использование в качестве дополнительных ингреди­ентов различных вкусовых и витаминных добавок

Использование наполните­лей различных фруктов

Переход на многосменный график работы предприя­тия

Замена грузового автомо­биля для развозки гото­вой продукции на авто­мобиль повышенной грузоподъемности

Бытовое

Обслуживание

Населения

Адресное оказание бытовых услуг

Оказание услуг доставки по товарам первой необ­ходимости

Прием заявок по телефону

Доставка лекарств

Абонементное обслужива­ние по доставке

Привлечение сезонных рабочих (учащихся, студентов)

Скидка постоянным клиентам

Оказание медицинских услуг

Пример возможного соотношения между идеей бизнеса, идеями товара и нововведения в рамках отдельного субъекта бизнеса можно рассмотреть условно в виде схемы (рис. 2).

Разнообразие идей в предпринимательстве

Рис. 2. Соотношение между идеями бизнеса, товара и нововведения

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

3 мифа, которые убивают стратегическое планирование

Миф №1: Продуктивность – это цель Продуктивность, прежде всего, относится к выполнению задач. А стратегическое планирование – это выбор нужных задач. Таким образом, стратегия требует того, чтобы какие-то задачи оставались …

Изготовление печатей как бизнес

Изготовление печатей и штампов, рассмотрим как бизнес и как услугу в отдельности. Печати и штампы представляют собой некое клише (резинку) с определенными данными на оттиске бумаги, документа. Изготовление происходит на …

Рецепты пива для домашней пивоварни

Домашняя пивоварня открывает широкие возможности для приготовления разных сортов пива. Для создания данного материала мы обратились к специалистам компании "Номас" (производитель пивоваренного оборудования). Они рассказали нам о главных составляющих в …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.