ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Разнообразие идей в предпринимательстве
При более детальном рассмотрении предпринимательской идеи как понятия можно отметить достаточное разнообразие ее форм. Очевидно, что конкретная форма идеи в основном определяется характерными условиями, в которых может осуществляться процесс ее поиска или формирования. Интуитивно можно предположить, что подобными условиями могут являться различные инвестиционные, конъюнктурные, технологические, организационные и другие требования. Выделим основные формы предпринимательских идей.
Традиционно под идеей в предпринимательстве подразумевается идея нового товара или нового продукта. Очевидность этого положения не вызывает сомнений — каждому новому товару или продукту практически всегда предшествует предпринимательская идея. Новый продукт, таким образом, становится итогом практической реализации идеи, ее воплощением в реальной жизни.
Более того, формирование идей необходимо рассматривать в широком смысле, поскольку новый продукт или товар может быть получен и после модификации существующего продукта, что в характеристиках последнего может позволить получить изменения, которые потребитель может считать достаточно значимыми. Это значит, что продукт в результате модификации приобретает настолько новые, отличительные или просто иные качества, которые в глазах потребителей представляют прежний продукт как новый. Таким образом, в основе предпринимательской идеи всегда лежит стремление создания нового продукта или нового товара. Идею нового товара (или просто — идею товара) можно с полным основанием считать одной из основных в бизнесе, поскольку именно эта идея и ей подобные в практике бизнеса наиболее распространены, а также и инвариантны с точки зрения применимости к различным предметным сферам предпринимательской деятельности.
Далее, результатом идеи может быть не только новый продукт в понимании рыночного товара. Она может затрагивать не только аспекты создания нового продукта как такового. Итогом практической реализации предпринимательской идеи может быть также создание на предприятии новых условий, фор
мирование различных предпосылок, реализация характерных изменений технического, технологического, организационного, правового, финансового и т. п. содержания — нововведений. Тогда производимый товар для предпринимательской идеи подобной формы не будет являться прямым пли непосредственным результатом ее практической реализации. Предпринимательская идея будет оказывать на товар влияние не прямым, а косвенным образом, то есть опосредственно через состоявшиеся изменения или нововведения, не связанные напрямую с товаром. Определенная таким образом идея нововведения для среднего и малого бизнеса имеет не меньшее значение, чем идея товара. Очевидно, что производство прежнего товара в новых условиях, которые обеспечиваются реализацией на практике идеи нововведения, может создать для конкретного бизнеса или предприятия совершенно новые, конкурентно выгодные условия, что в свою очередь может существенно укрепить его позиции на рынке.
Дальнейшее обобщение форм, в виде которых могут быть формально представлены предпринимательские идеи, позволяет выделить такого рода идеи, которые могут подразумевать для конкретного бизнеса принципиальные изменения постановочного характера. Подобные идеи — идеи бизнеса в большинстве случаев становятся при своей практической реализации ядром новых предприятий или нового бизнеса. При этом они определяют содержание будущего бизнеса, его предметную область, будущую рыночную нишу для предприятия, его структуру и т. д.
Идея бизнеса |
Идея товара |
Идея нововведения |
Рис. 1. Наиболее характерные формы предпринимательских идей |
Очевидно, что выделенные формы (рис. 1) предпринимательских идей не являются окончательными. Практика предпринимательства и реалии отечественного рынка наверняка могут допускать существование и других форм. Выделенные три формы предпринимательских идей (идея бизнеса, идея товара и идея нововведения) скорее всего являются для предпринимательского бизнеса основными и наиболее характерными.
Рассмотренные формы предпринимательских идей можно сравнительно сопоставить между собой. Предметом для такого сравнения может стать ожидаемый или предполагаемый уровень возможных изменений в бизнесе, которые могут наступить в результате практической реализации соответствующих предпринимательских идей. Это и очевидно, так как каждая отдельная форма идеи имеет вполне определенные цели и задачи. Так, идея бизнеса и отчасти идея товара призваны способствовать выработке долгосрочной линии поведения субъекта бизнеса (или отдельного бизнеса) на рынке. Поэтому они должны учитывать не только прогнозы развития рыночной конъюнктуры, но и тенденции научно-технического процесса, предвидение качественных изменений в обществе, на уровне идей определять миссию субъекта бизнеса, то есть выступать основой для долгосрочной составляющей стратегического плана при внутрифирменном управлении. Идея нововведения, а иногда и идея товара призваны выступать чаще всего основой не долгосрочной, а относительно краткосрочной составляющей общего плана развития бизнеса. Эти идеи в основном представляют тактические компоненты внутрифирменного управления, в то время как идея бизнеса — преимущественно стратегические. Конкретные условия, в которых осуществляется внутрифирменное управление, могут вносить соответствующие коррективы. Так, отдельное нововведение может носить настолько принципиальный для субъекта бизнеса характер, что его соответствующая идея будет иметь исключительно долгосрочный характер. Идея товара, в свою очередь, может иметь для субъекта бизнеса, в зависимости от условий, как долгосрочный характер, так и краткосрочный. Поэтому идея нововведения может проявлять все признаки идеи товара. Очевидно, что характер идей всех рассмотренных форм будет зависеть от уровня и значения возможных изменений, которые могут происходить в субъекте бизнеса по итогам реализации этих идей.
Выделенные формы идей могут быть сравнены между собой также и по таким позициям, как средняя частота возникновения идей данной формы, а также длительность жизненного цикла инвестиций. Очевидно, что идеи бизнеса, идеи товара и
идеи нововведений будут иметь существенные различия при сравнении между собой по данным параметрам и характеристикам.
Так, идея бизнеса может предложить для конкретного субъекта бизнеса предпринимательские новации настолько принципиального характера, что может стать основой для создания нового предприятия, производства и т. п. Идея бизнеса для предпринимательства, таким образом, имеет постановочный смысл. Очевидно, что идея бизнеса может иметь наиболее продолжительный жизненный цикл инвестиций и возникать в практике конкретного субъекта бизнеса достаточно редко.
Чаще, чем идея бизнеса, в предпринимательской практике может возникать идея товара. Эта идея находится во временном и предметном отношении в рамках идеи бизнеса. Это и очевидно, поскольку создание каждого нового товара практически всегда осуществляется в рамках одного бизнеса. Идея товара имеет по сравнению с идеей бизнеса сравнительно меньший жизненный цикл инвестиций. Также очевидно и то, что инвестиционные изменения, которые могут быть вызваны практической реализацией идеи товара, будут иметь для субъекта бизнеса гораздо меньшие последствия (как положительные, так и отрицательные), чем в случае идеи бизнеса.
Идея нововведения во временном и предметном отношении может находиться как в рамках одной идеи бизнеса, так и в рамках одной идеи товара. Это означает, что идеи любых нововведений могут быть характерны как для отдельного бизнеса, так и индивидуально для каждого отдельного продукта, товара или какого-либо вопроса, с ними связанного. Таким образом, нововведения могут иметь общий характер, когда они касаются целого бизнеса или его значительной части, и частный, когда нововведения имеют узконаправленную ориентацию на отдельные товары, отдельные вопросы бизнеса и т. д. Эти обстоятельства обусловливают для идеи нововведения относительно непродолжительный жизненный цикл инвестиций и относительно высокую частоту возникновения в практике конкретного бизнеса.
Пример идей бизнеса, товара и нововведения |
С целью рассмотрения конкретного примера, приближенного к практике, можно сформулировать содержание условных идей бизнеса, товара и нововведения, используя при этом в качестве сферы предпринимательской деятельности, например, производство продуктов питания и бытовое обслуживание населения (табл. 1).
Таблица 1
|
Пример возможного соотношения между идеей бизнеса, идеями товара и нововведения в рамках отдельного субъекта бизнеса можно рассмотреть условно в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение между идеями бизнеса, товара и нововведения |