ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Основные понятия и определения
При рассмотрении большинства вопросов, связанных с организацией предпринимательской деятельности, на первый план встают такие вопросы, как определение сегмента рынка, поиск рыночной ниши, формирование или поиск предпринимательской идеи.
Очевидно, что такие понятия, как «сегмент», «ниша», «идея», по своему определению стоят друг к другу достаточно близко. Для определения соотношения между этими понятиями рассмотрим их более подробно.
Сегментирование рынка — разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары [7]. Таким образом, сегмент рынка — это ограниченная часть рынка, определяемая четкой группой потребителей. Группы могут формироваться по самым различным признакам.
Рыночная ниша — ограниченная по масштабам, с резко очерченным числом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявлять свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами [10]. Иными словами, рыночная ниша определяется таким продуктом предприятия, который является исключительным по своим качествам и преимуществам по сравнению с продуктами других производителей. Рыночная ниша представляет собой незанятое или не полностью занятое место на рынке, без нахождения которого невозможен коммерческий успех предприятия в его предпринимательской деятельности.
Емкость рыночной ниши всегда меньше емкости сегмента рынка. Работа с сегментом предполагает наличие конкурентов. В нише конкурентов обычно не бывает, так как производство предприятием своего продукта, как правило, осуществляется монопольно, что и обеспечивает его конкурентоспособность на рынке.
Если предприятие выпускает бытовые электроприборы определенной модели, то оног работает в определенном сегменте рынка. Если же оно производит уникальные программируемые многофункциональные телевизоры, обеспечивающие иные новые возможности по сравнению с телевизорами других производителей, то предприятие работает в рыночной нише.
Рыночная ниша является понятием относительным. Относительно оно по времени. Постоянно действующие механизмы конкуренции постепенно приводят в конкретную рыночную нишу и других производителей, стремящихся достичь в своих продуктах необходимого качества и преимуществ. Таким образом, рыночная ниша со временем неминуемо превращается в новый сегмент рынка, определенный уже не для монопольного использования, а для массового производства.
Генерация (формирование или поиск) идей представляет собой постоянный систематический поиск различных возможностей создания новых товаров [15]. Понятие предпринимательской идеи и ее значение для среднего и малого бизнеса уже подробно рассматривалось. Заметим только, что целевой направленностью различных изменений, которые достигаются на предприятии (или в рамках конкретного бизнеса) в результате реализации соответствующих предпринимательских идей, является в конечном счете повышение конкурентоспособности предприятия в его рыночной нише для успешного функционирования в сегменте рынка.
Теперь, в контексте вопроса поиска рыночной ниши, необходимо подробнее рассмотреть непосредственно процесс формирования или поиска предпринимательской идеи.
Процесс формирования или поиска идей должен вестись на предприятии постоянно и систематически. В противном случае, даже если предприятие и сможет найти несколько идей, большинство из них не подойдет или с точки зрения специфики его деятельности, или по результатам дальнейшего инвестиционного анализа. Если предприятие не способно иметь пригодных для развития идей, то прочие организационные меры не имеют существенного значения независимо от того, как хорошо организованы остальные этапы планирования и контроля капиталовложений [13].
Подобное положение дел должно быть характерно для любого субъекта предпринимательской деятельности или соответствующего его структурного подразделения. Даже частный предприниматель, работающий относительно самостоятельно, должен уделять достаточное внимание поиску и развитию предпринимательских идей. Опыт кризисных периодов в отечественной экономике убедительно свидетельствует о настоятельной необходимости осуществления постоянного поиска новых решений, которые на каждом отдельном этапе в зависимости от внутренних и внешних условий будут рассматриваться как основные, альтернативные, запасные и др. идеи.
По зарубежным данным, для создания товара, имеющего коммерческий успех (то есть не только окупающего все затраты на разработку и введение на рынок, но и обеспечивающего определенную рентабельность производства), необходимо в среднем изучить от нескольких единиц до нескольких десятков новых идей, чтобы в конце концов получить одну, наиболее полно отвечающую перспективным требованиям конъюнктуры рынка. В 1968 году американские промышленные компании сообщили, что требуется 58 идей о продукции, чтобы получить один удачный товар. В 1981 году эти фирмы указали, что для получения одного удачного товара требовалось уже 7 идей о продуктах [5]. Это улучшение, очевидно, было вызвано процессом поиска предпринимательских идей, к этому периоду времени поставленным еще более систематически и тщательно.
Теперь можно рассмотреть, сделав выводы из сказанного, следующую логическую цепь взаимодействующих между собой основных этапных понятий. Предприятие или отдельный субъект бизнеса успешно функционирует на рынке в том случае, если он уверенно себя чувствует в рамках его какого-либо сегмента. Для успешной деятельности в конкретном рыночном сегменте необходима «удачно выбранная» рыночная ниша. Для реального обеспечения такой ниши, в свою очередь, необходим конкурентоспособный продукт, исключительный по своим качествам и преимуществам. Только при этом условии «удачно выбранная» рыночная ниша будет повышать уровень востребованности нового продукта, а это, в свою очередь, будет увеличивать на него спрос.
Иными словами, «выбор» рыночной ниши будет настолько «удачен», насколько станет «удачным» формирование (создание, поиск, выбор и т. п.) нового продукта (товара). А для создания такого продукта уже необходима предпринимательская идея. Таким образом, процесс поиска рыночной ниши и процесс формирования предпринимательской идеи достаточно тесно связаны.
Поскольку поиск идей является обычно начальным или предшествующим этапом, а успешное функционирование субъекта бизнеса — уже последующим, заключительным или итоговым этапом, то рассмотренную логическую цепь из основных этапов целесообразно представлять в следующей последовательности (рис. 3), а именно: формирование предпринимательской идеи, новый продукт (товар), рыночная ниша, сегмент рынка.
Рис. 3. Содержание процедуры поиска рыночной ниши |
Рыночная |
Сегмент |
|
Ниша |
Рынка |
|
Новая |
Новый |
|
Прежняя |
Прежний |
Идея |
Новый продукт (товар) |
Нового бизнеса |
( Формирование (поиск) идеи |
Нового продукта (товара) |
Нововведения |
Рис. 4. Развитие процедуры формирования предпринимательской идеи
В этой связи следует различать поиск идеи бизнеса, идеи продукта (товара) и идеи нововведения. Формирование идеи бизнеса может иметь место в конкретных условиях достаточно редко или даже — единично, а формирование идеи нововведения, наоборот, достаточно часто или, во всяком случае, не реже, чем идея товара, так как может являться основой достаточно широкого круга изменений, касающихся самых разнообразных сторон или обстоятельств конкретного бизнеса. Действительно, в рамках одного бизнеса (одной идеи бизнеса) могут иметь место несколько идей нового товара, а в рамках одной идеи нового продукта (товара) — соответственно несколько идей нововведений.
С учетом сказанного можно внести определенные уточняющие дополнения в логическую схему взаимодействия рассмат - риваемыж этапов (рис. 4).
После рассмотрения основных понятий и определений, а также взаимосвязанных отношений между ними будем вести речь в дальнейшем о задаче поиска рыночной ниши, подразумевая при этом также и процесс формирования предпринимательской идеи.