ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Метод «мозгового штурма»
Этот метод специально разработан для получения максимального количества предложений или идей. Этот метод также характеризуется ассоциативным мышлением.
♦ разнообразие профессий среди членов группы;
♦ высокая квалификация по своей специальности;
♦ число специалистов по решаемой проблеме должно быть не более половины;
♦ наличие в группе специалистов в смежных областях, которые могут обеспечить комплексное и всестороннее рассмотрение задачи;
♦ наличие в группе людей «со стороны», не имеющих никакого отношения к решаемой проблеме.
Далее сообщается, что приветствуются любые идеи, возникающие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников группы, и в том числе лишь улучшающие чужие идеи. Каждая идея должна быть записана на отдельной карточке.
Важнейшим условием «мозгового штурма» является категорическое запрещение какой-либо критики, так как любая возможность критики приводит к торможению воображения участников «штурма».
Каждый участник по очереди излагает свою идею, остальные выслушивают и записывают на карточки новые мысли и идеи, возникающие под ассоциативным влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов.
Число идей можно впоследствии значительно увеличить, комбинируя сгенерированные альтернативы. Ни в коем случае нельзя опасаться того, что среди идей, полученных в результате «мозгового штурма», могут оказаться бесполезные или неосуществимые.