ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Метод экспертного анализа функционально — технологической структуры бизнеса
Данный метод предлагается для использования в практическом предпринимательстве в качестве инструмента, облегчающего процесс поиска или формирования предпринимательской идеи, а значит, повышающего его общую эффективность.
В основе метода лежат:
♦ экспертный анализ, заключающийся в экспертном сравнении (сравнении на основе мнения экспертов) отдель - ныж элементов (звеньев, потоков и связей) функционально-технологической структуры бизнеса между собой;
♦ поиск по итогам экспертного анализа такого элемента (или нескольких элементов) структуры, допустимые или возможные изменения в котором могут быгть более или менее однозначно определены как предпринимательская идея.
В качестве эксперта выступает лицо, принимающее решение (ЛПР), которым в условиях среднего и малого бизнеса может являться чаще всего руководитель субъекта бизнеса.
Практическая реализация метода, то есть поиск предпринимательской идеи, может проходить в несколько этапов, хотя следует сказать, что предпринимательская идея по мнению ЛПР может быть принципиально, то есть в общих чертах, сформулирована уже на промежуточных этапах поиска. Это зависит, с одной стороны, от конкретныж условий, в которых осуществляется поиск идеи, а с другой — от интуиции эксперта (руководителя субъекта бизнеса), которая на любом этапе поиска может позволить ему прийти к необходимому с его точки зрения решению, то есть сформулировать предпринимательскую идею.
В случае «досрочного» формирования идеи поиск прекращается до нового поиска (поиска новой или другой идеи). В случае безрезультатного поиска, по итогам всех его этапов, осуществляется возврат на начало поиска, то есть на начало первого этапа. Процедура поиска предпринимательской идеи возобновляется.
Подробнее рассмотрим этапы поиска.
Первый этап. Определение цели и задачи поиска. На этом этапе устанавливается цель поиска. Чаще всего она может устанавливаться, исходя, например, из анализа конкретной проблемы управления, которая в свою очередь может определяться входными воздействиями на систему управления, а именно воздействием внешней среды и/или каких-либо внутренних условий и обстоятельств. Очевидно, эти воздействия могут иметь на субъект бизнеса как положительные, так и отрицательные последствия. В первом случае система управления, а следовательно, и предпринимательская идея, составляющая основу соответствующего управленческого решения, эти воздействия должна усиливать, во втором случае — уменьшать.
Если предпринимательская идея, как было отмечено ранее, представляет собой конкретное предложение по осуществлению одного или нескольких изменений в состоянии субъекта бизнеса, то цель и задачу по поиску предпринимательской идеи можно сформулировать следующим образом:
♦ целью поиска является увеличение положительных (или снижение негативных) последствий конкретной проблемы управления или конкретного входного воздействия;
♦ задачей поиска является поиск такого элемента функционально-технологической структуры бизнеса, осуществление изменений в котором обеспечивает выполнение данной цели.
Второй этап. Формирование функционально-технологической структуры бизнеса. Формирование структуры бизнеса осуществляется с использованием технологической и функциональной группы структурных элементов (звеньев, потоков и связей). Формирование структуры осуществляется по уровням и этапам представления.
Напомним, что уровни представления (управления) определяются обобщенным параметром конкретизации условий и дискретизации элементов структуры, а этапы представления на конкретном уровне представления определяют логическую последовательность элементов функционально-технологической структуры бизнеса от начальных этапов до конечных, то есть от этапа «разработки продукции» до этапа «сбыта продукции».
Третий этап. Предварительная идентификация предпринимательской идеи. На входе системы управления субъекта бизнеса, как отмечалось ранее, всегда подразумевается определенное возмущение. Оно может быть обязано влиянию на субъект бизнеса или каких-либо элементов внешней среды, или внутренних условий и обстоятельств. В конечном итоге предпринимательская идея должна стать специфической реакцией субъекта бизнеса на данное возмущение. Также очевидно, что предметное содержание возмущения и предметное содержание предпринимательской идеи в общем случае могут не совпадать. Так, если на входе системы в качестве элемента влияния внешней среды на субъект бизнеса имеем повышение поставщиками цены на сырье и комплектующие, то в качестве ответной предпринимательской идеи на такое возмущение не обязательно будет решение субъекта бизнеса по ценовой политике (не того же предметного содержания). В качестве идеи на подобное возмущение, если продолжить этот же пример, могут стать решения субъекта бизнеса технологического, организационного, финансового и т. п. содержания. Более того, может возникать достаточно частая ситуация, когда на одно и то же внешнее возмущение могут быть предложены различные предпринимательские идеи, относящиеся к различным предметным областям. Задача для руководителя бизнеса будет здесь состоять в определении их приоритетности между собой и в осуществлении соответствующего вывода. Достаточно точно определить предметное содержание будущей предпринимательской идеи очень затруднительно или невозможно. Но обеспечить какие-либо предпосылки, алгоритмически облегчающие определение предметной области будущей предпринимательской идеи, а значит, и дальнейший поиск самой идеи, очевидно, можно.
Так, на этом этапе с этой целью предлагается экспертным путем определить для будущей предпринимательской идеи предметный ряд приоритетных направлений. Этот ряд представляет собой перечень (ряд) предметныж направлений, выстроенных в порядке приоритетности. Перечень направлений и их порядок по приоритетности определяются экспертным путем. Эксперт, которым в данный момент может быть и руководитель субъекта бизнеса, составляет, исходя из своего опыта, перечень различныж предметных направлений, к которым, по его мнению, может относиться предметное содержание будущей предпринимательской идеи, например: организационное; технологическое; финансовое; информационное; правовое.
Далее, эксперт, по-прежнему исходя из своего опыта, расставляет (распределяет) эти направления по приоритетности между собой или относительно друг друга по определению предметной ориентации будущей предпринимательской идеи: 1) технологическое; 2) организационное; 3) финансовое; 4) правовое; 5) информационное.
Распределение направлений по приоритетности подобно операции ранжирования и может быть реализовано экспертом, например, с помощью метода парного сравнения.
Четвертый этап. Выбор предметного направления предпринимательской идеи. По итогам третьего этапа производится выбор предметного направления предпринимательской идеи. В случае неудачного формирования идеи к этому этапу может осуществляться возврат. В этом случае эксперт выбирает очередное предметное направление для примерного ориентирования содержания будущей идеи. Возврат также может осуществляться и тогда, когда эксперт (руководитель бизнеса) желает проанализировать и сравнить между собой несколько предпринимательских идей, различающихся по предметному содержанию.
Пятый этап. Поуровневая экспертная оценка. На этом этапе осуществляется экспертный анализ структурных элементов функционально-технологической структуры бизнеса. Эта процедура проводится на каждом отдельном уровне представления структуры (или уровне управления). В анализе участвуют все структурные элементы конкретного уровня (звенья, потоки и связи), представляющие весь жизненный цикл продукта (весь процесс бизнеса) по отдельным этапам от разработки до реализации. Эта структура бизнеса, которая геометрически интерпретируется в виде пирамиды или треугольника, на этом этапе может быть схематично показана в виде «ветвей дерева» (рис. 5).
Уровни представления (j):
J = 1 ^О
J = 2 о/ О О О О
О О О О О О Q. о о о о о
................................................ ->
Этапы представления
Рис. 5. Графическая интерпретация функционально - технологической структуры бизнеса
J = 3 |
J = 4 |
На этой схеме каждый слой схематично интерпретирует один уровень представления (уровень управления). Каждый элемент в слое показывает или отдельный этап представления, или, при более высоких уровнях дискретизации элементов структуры и конкретизации условий, отдельный структурный элемент (звено, поток, связь). Можно предполагать, что каждый структурный элемент на конкретном уровне представления является одним из составляющих соответствующего структурного элемента предыдущего уровня представления, а также может делиться на составляющие структурные элементы на последующем уровне представления. На каком-либо одном уровне j руководитель бизнеса, выступающий в роли эксперта, распределяет все структурные элементы между собой в определенном порядке или, иными словами, осуществляет операцию ранжирования (определения рангов). Этот порядок он определяет самостоятельно, исходя из личных экспертных соображений, или привлекает для этого по своему усмотрению других специалистов или экспертов. В качестве основного критерия для сравнения структурных элементов между собой может предлагаться следующая специфическая искусственная характеристика: степень реализации данным структурным элементом на данном уровне представления выбранного ранее предметного направления. Предлагается ранжировать отдельные структурные
элементы между собой по степени того, насколько больше (или меньше) тем или иным конкретным звеном, потоком и связью реализуется конкретное предметное направление в рамках общего жизненного цикла бизнеса (или жизненного цикла продукта). Так, если степень практической реализации выбранного предметного направления (финансового, технологического, организационного, правового, экологического и т. д.) на одном уровне представления бизнеса (один слой на рис. 5) условно принять за 100 %, то можно считать, что каждый структурный элемент может иметь свой удельный вклад в эти 100 %. На этом этапе и определяется квазиколичественное выражение подобного экспертного распределения.
Ранговый порядок между всеми структурными элементами может устанавливаться по-прежнему, методом парного сравнения. При этом каждый структурный элемент сравнивается с каждым из остальных. Большая оценка получается у того элемента, который в результате парных сравнений будет иметь большее число приоритетных оценок, то есть больше оценок «да», чем «нет» (или больше оценок «+», чем «-»).
Допустим, что в результате экспертного анализа руководитель бизнеса выстроил все элементы функционально-технологической структуры бизнеса на конкретном уровне представления в определенной последовательности. Обозначим места или значения рангов, принимаемые структурными элементами в своей ранжированной последовательности, в параметрической форме, а именно i = 1, 2, 3, ..., n, где n — общее число всех структурных элементов на данном уровне представления бизнеса.
Тогда определим по формуле:
Q(i) = b(i) /! b(i), (і)
' i " 1
Где: q —удельная степень реализации предметного направления i-м структурным элементом; b(i) — функция, нормирующая значение степени реализации предметного направления i-м структурным элементом в общей ранжированной последовательности, абсолютное значение степени реализации предметного направления.
Очевидно, что сумма значений q для всех i будет равно 1, то есть 100 %, что соответствует принятому выше допущению.
Нормирующую функцию в работе предлагается использовать в следующем виде [21]:
Ь(1) = 2м (2)
Таким образом, по итогам этого этапа руководитель бизнеса имеет возможность получить для каждого уровня представления бизнеса в отдельности численные выражения для удельной степени реализации предметного направления каждым отдельным элементом. Математической интерпретацией данного результата является матрица размерностью (j х i), пример которой можно показать схематично (рис. 6).
I = 1 i = 2 i = 3 i = 4 |
I = 5 |
I = 6 i = 7 i = 8 |
I = 9 |
I = 10 |
I = 11 |
I = 12 |
= 1 b(1,1) 0 0 0 |
0 |
0 0 0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
= 2 b(2,1) b(2,2) b(2,3) 0 |
0 |
0 0 0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
= 3 b(3,1) b(3,2) b(3,3) b(3,4) b(3,5) b(3,6) b(3,7) b(3,8) |
0 |
0 |
0 |
0 |
= 4 b(4,1) b(4,2) b(4,3) b(4,4) b(4,5) b(4,6) b(4,7) b(4,8) b(4,9) b(4,10) b(4,11) b(4,12) |
Рис. 6. Матрица значений степени реализации предметного
Направления
Строка в этой матрице относится к какому-либо одному уровню представления бизнеса. Каждое значение в строке относится к какому-либо одному структурному элементу. Надо представлять, что все величины в каждой строке матрицы располагаются в порядке возрастания значения удельной степени реализации предметного направления соответствующего структурного элемента, а не в порядке, определенном местом структурного элемента в функционально-технологической структуре при соответствующем уровне представления (рис. 5).
Шестой этап. Определение значений приведенной степени реализации предметного направления. На этом этапе для каждого структурного элемента (очевидно, начиная только со второго уровня представления, j>1) определяется значение приведенной удельной степени реализации предметного направления.
Основной предпосылкой для проведения этой процедуры является предположение о том, что на каждом уровне представления j каждый структурный элемент вносит свой удельный вклад в реализацию соответствующего предметного направления. По мере увеличения уровня представления происходит дробление структурных элементов на более конкретные и законченные. Поэтому следует рассмотреть величину приведенной (обобщенной) степени реализации предметного направления данного структурного элемента, которая учитывает для этого структурного элемента значения степени реализации предметного направления всех предыдущих (корневых) структурных элементов.
Значение приведенной степени реализации предметного направления для каждого структурного элемента предлагается определять в виде произведения величин удельной степени реализации предметного направления этого элемента и всех структурных элементов, являющихся корневыми для него:
J= J
Q = П q (j, I(i) ), (3)
J=I
Где: Q — приведенная степень реализации предметного направления для данного структурного элемента, находящегося на уровне представления j = J;
I(j) — значения рангов данного структурного элемента и всех остальных структурных элементов, корневых по отношению к нему.
На схеме (рис. 5) структурные элементы, участвующие в определении значения приведенной степени реализации предметного направления для некоторых элементов, выделены жирными соединительными линиями.
Седьмой этап. Определение приоритетных структурных элементов. По итогам вычисления значений приведенной степени реализации предметного направления для всех элементов какого-либо уровня представления, будет получена определенная числовая последовательность. Очевидно, будет иметься величина с максимальным значением приведенной степени реализации предметного направления:
J" J
Q (j, I(i)) $ max.
J=i
Особого внимания заслуживает элемент функционально-технологической структуры (звено, поток, связь), который подразумевает данное максимальное значение. Данный структурный элемент в сравнении с другими элементами этого уровня представления по какому-либо предметному направлению имеет максимальное значение параметра Q. Это обстоятельство представляет собой достаточно весомый довод в пользу того, что данный структурный элемент в рамках этого конкретного предметного направления можно считать наиболее приоритетным, поскольку именно он в большей степени и реализует предметное направление на данном уровне. А если так, то становится очевидным и то предположение, что данный структурный элемент (звено, поток или связь) можно считать структурной основой для будущей предпринимательской идеи данного предметного направления, а значит, наиболее подходящим для возможных изменений.
Восьмой этап. Формирование изменений на основе приоритетного структурного элемента. На данном этапе на основе приоритетного структурного элемента осуществляется формирование возможных изменений, которые, в свою очередь, могут стать основой для будущей предпринимательской идеи.
В основе процесса формирования возможных изменений здесь могут быть использованы те же принципы, которые были рассмотрены при формировании соответствующих изменений. Кроме этого, очевидно, что в основе формирования изменений могут использоваться также и многие другие эффективные приемы, основанные на иных принципах и подходах.
Итогом этого этапа должен стать перечень возможных изменений для выделенного приоритетного структурного элемента. Очевидно, что имеет смысл в рамках одного и того же предметного направления рассмотреть возможные изменения и для некоторых других структурных элементов, ближайших к приоритетному по значению параметра Q, приведенной степени реализации предметного направления.
/ |
Первый этап Определение цели и задачи поиска
Второй этап Формирование функционально - технологической структуры бизнеса
Третий этап Предварительная идентификация предпринимательской идеи
Четвертый этап Выбор предметного направления предпринимательской идеи
Пятый этап Поуровневая экспертная оценка
Шестой этап Определение значений приведенной степени реализации предметного направления
Седьмой этап Определение приоритетных структурных элементов
Восьмой этап Формирование изменений на основе приоритетного структурного элемента
Ошибочное
Девятый этап Формирование предпринимательской идеи
Рис. 7. Схема экспертного поиска предпринимательской идеи
Успешное |
Девятый этап. Формирование предпринимательской идеи. Предпринимательской идеей, как отмечалось ранее, можно считать конкретное предложение по практической реализации одного или нескольких изменений в той или иной сфере, области, в том или ином направлении хозяйственной деятельности субъекта бизнеса. Руководитель бизнеса, исходя из этого основного посыла, осуществляет на этом этапе экспертный отбор того изменения (или нескольких изменений) для элемента функционально-технологической структуры, которое, с его точки зрения, может стать основой соответствующей пред
Принимательской идеи. Таким образом, будет найдено приоритетное изменение.
В основе непосредственного формирования самой идеи лежит принцип адаптации будущего приоритетного изменения в реальных условиях бизнеса. Иными словами, необходимо учитывать как внешние (со стороны внешней среды), так и внутренние условия и обстоятельства, при взаимодействии с которыми (в процессе практической реализации) приоритетное изменение в соответствующем элементе структуры бизнеса наиболее выгодным или наиболее приемлемым образом отразится на предпринимательской идее, а значит, и на самом субъекте бизнеса.
В случае безуспешного формирования предпринимательской идеи или невозможного выбора соответствующего изменения, которое могло бы стать основой для будущей предпринимательской идеи, следует осуществить возврат к четвертому этапу. После чего экспертный анализ может повториться в той же последовательности, но с учетом уже другого предметного направления.
При удачном, по мнению руководителя субъекта бизнеса, поиске предпринимательской идеи он, очевидно, должен приступать к ее практической реализации.
Весь процесс поиска предпринимательской идеи на основе экспертного анализа функционально-технологической структуры бизнеса можно показать в виде схемы (рис. 7).