ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Инструментарии поиска рыночной ниши
Процесс поиска рыночной ниши (или формирования предпринимательской идеи) является достаточно сложным процессом. Его сложность прежде всего определяется его достаточной неструктурированностью. Иными словами, являясь продуктом мыслительной деятельности человека, продуктом его творчества, этот процесс весьма трудно представим в виде какой - либо формальной структурированной процедуры, передающей все его сложное и многогранное содержание. Все это в целом придает особую важность и актуальность всем исследованиям, направленным на создание эффективного методического обеспечения, позволяющего в какой-либо степени облегчить осуществление процессов поиска рыночной ниши и формирования предпринимательской идеи.
Предварительный обзор различных источников показал отсутствие в этой области каких-либо прикладных разработок или методик, предназначенных прежде всего для использования в своей практической деятельности предпринимателями, руководителями предприятий среднего и малого бизнеса. В настоящей работе предлагаются два не зависимых друг от друга методических инструментария. Использование их в своей пракТической деятельности предпринимателями и руководителями предприятий среднего и малого бизнеса должно в целом способствовать повышению преимуществ, улучшению свойств и качеств производимых ими продуктов или услуг. Это, в свою очередь, должно приводить к тому, что предприятие (отдельный самостоятельный бизнес) приобретает иную или новую рыночную нишу, или надежнее закрепляется, находясь в прежней нише.
В основе первого методического инструментария предлагается использовать экспертный анализ функционально-технологической структуры бизнеса. Этот метод как метод, основанный на анализе структуры бизнеса, нами уже ранее рассматривался в качестве основы для практической реализации процесса управления по изменениям в предпринимательских структурах среднего и малого бизнеса. Универсальность данного подхода, заключающаяся, как мы убедились, в достаточно широкой применимости принципа функционально-технологической структуризации проблемы (или какой-либо проблемной ситуации в предметной области) для формирования осмысленного (в том числе и управленческого) решения, позволил предложить его также и для решения задачи поиска рыночной ниши.
В основе второго инструментария предлагается использовать морфологической метод. Для широкого инженерного использования морфологический метод был разработан и применен в 30-х годах XX века астрономом швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Впервые этот метод был применен им для конструирования астрономических приборов. Под «морфологией» в данном методе предлагалось понимать различную структуру и различные внешние формы создаваемого объекта. Первое весьма результативное практическое применение метода было продемонстрировано в 1942 году в США Ф. Цвикки в авиационной фирме, где он за короткое время получил несколько десятков новых технических решений для ракетных двигателей, состоящих из простых элементов и работающих на химическом топливе [12].