ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
Актуальность вопроса
Итак, одним из наиболее важных вопросов для предпринимательской деятельности является вопрос поиска рыночной ниши. Этот вопрос для каждого предпринимателя представляется на практике задачей поиска рыночной ниши. Эта задача в переходный период реформирования экономики приобретает принципиальную важность и особую актуальность для предпринимательской деятельности в целом и для субъектов среднего и малого бизнеса в частности. Изменчивость компонентов и факторов внешней среды, постоянно меняющаяся конъюнктура рынка требуют от каждого хозяйствующего субъекта рынка постоянного обновления во всех сферах и направлениях его функционирования, что, в свою очередь, невозможно без постоянного формирования предпринимательских идей.
Крупные предприятия, обладающие большим и громоздким, устоявшимся (а зачастую и устаревшим) по времени парком производственно-технологического оборудования, недостаточно мобильной организационной структурой, ориентированы в своей деятельности на продолжительное производство достаточно определенных групп продуктов. Какие-либо изменения в ассортименте производимых продуктов весьма ограничены или затруднены, поскольку связаны с необходимостью внесения соответствующих изменений в сложный и устоявшийся процесс функционирования крупного предприятия и осуществления крупных инвестиционных расходов.
Для предприятий среднего и малого бизнеса ситуация иная. Эти структуры более «легки на подъем». Такие предприятия достаточно оперативно, в зависимости от изменения конъюнктуры рынка, могут или перестраивать свою деятельность под программу производства каждого продукта, или с этой же целью организовывать даже новые производства. Эти обстоятельства делают задачу поиска рыночной ниши по своему значению для предприятий среднего и малого бизнеса весьма значимой. Так, при успешно выбранной рыночной нише дальнейшие практические шаги (технико-экономическое обоснование, планирование, организация, контроль и т. д.) уже не являются непреодолимыми проблемами, а значит, могут решаться в рабочем порядке. Но всегда существует риск неверного решеНия при поиске рыночной ниши. Насколько эта задача решена эффективно и верно по отношению к конкретному продукту, выясняется, к сожалению, уже после начала его коммерческой реализации на рынке. Ошибочное решение для конкретного предприятия может стать катастрофой.
Также следует сказать, что в условиях развития диверси - фикационных процессов, достаточно активно протекающих в настоящее время на многих крупных и успешно функционирующих предприятиях, что является характерным для переходного периода отечественной экономики, задача поиска рыночной ниши также приобретает особую важность. Актуальность этому придают огромные масштабы отечественных крупныж производств, на создание которыж в течение очень длительного времени была ориентирована административно-плановая экономика страны, а в настоящее время не полностью востребованных или даже простаивающих.