Значимость закупок
Начиная с 1970 г. роль и значимость закупок существенно изменились. В прошлом закупки считали исключительно канцелярской функцией, конечной задачей которой является покупка всего необходимого по минимальной цене. Сегодня закупки видятся функцией большой стратегической важности. Основная причина перемен — это растущая специализация, характеризующая в целом промышленную систему. Для усиления продуктивности своей работы компании постепенно сконцентрировали свою деятельность на все более ограниченных участках общей цепочки стоимости. Одним из следствий такого пути развития является то, что компании-изготовители стали все больше зависеть от получения товаров и услуг от других фирм. Тем самым внешние поставщики приобрели жизненно важную роль для большинства производящих компаний. Купленные товары часто составляют более половины общих затрат компании. Этот факт поставил закупки, внутренние и внешние, в центр внимания.
Внутренняя сторона закупок интересна потому, что закупками регулируется постоянно возрастающая доля ресурсов компании. Если больше половины затрат компании обусловливается закупками, то они по определению являются важной стратегической функцией, реализация которой обеспечивает конкурентоспособность фирмы. Более того, в силу возрастающей специализации технические ресурсы также все больше становятся доступными компаниям благодаря их поставщикам. Продукты и компоненты, закупаемые сегодня, технически более сложны, чем ранее. Это усложнило задачу покупателя и подняло требования к профессиональным знаниям сотрудников, занятых закупками. Это также стало причиной повышения статуса закупок и их стратегического признания.
С внешней стороны последствия закупок проявляются в том, что происходящие в пространстве отношения между отдельными компаниями приобрели большую важность, чем раньше. Идеи и технологии, такие как доставка «точно в срок», гарантия качества и принцип бездефектности, все значительнее воздействуют на компании. Все это означает перенесение фокуса интереса в отношениях с поставщиками. Это также означает, что именно закупки становятся в центр внимания, поскольку отношения с поставщиком управляются (координируются) главным образом через функцию закупки. Поэтому, в целом, закупки приобрели стратегически важное значение для компаний.
Меняющийся взгляд на закупки отразился и в научной литературе. Если мы вернемся к временам, когда закупки были лишь канцелярской функцией, то типичный заголовок книги по этой специальности тогда звучал бы, вероятно, как «Справочник по закупкам». Авторы таких книг были озабочены главным образом вопросами, касающимися процедуры закупок: сколько покупать, как наводить справки и т. п. Основной задачей этой литературы было повысить продуктивность покупающей компании путем разработки определенного порядка закупок. Около 1970 г. были созданы модели корпоративного покупательского поведения. Целью этих моделей было представление усовершенствованного процесса принятия решения в покупающей компании и факторов, определяющих исход этого процесса. Одним из важных новых понятий была концепция закупочного центра. Закупочный центр — это неформальная группа или объединение людей в организации, которые участвуют в процессе принятия покупательского решения (см. ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ). Знание закономерностей поведения участников закупочного центра, а также того, как они реагируют на различные ситуации, является важной исходной информацией для разработки маркетинговых стратегий фирм - продавцов. Таким образом, эти модели в первую очередь ориентированы на повышение маркетинговой эффективности фирм-продавцов.
В течение 1990-х гг. преобладающее отношение к этой теме изменилось, и взгляды на закупку и поставщиков стали отражаться в заголовках типа «Регули - рование взаимоотношений с поставщиком» и «Развитие партнерства». Появившиеся новые теории принимают во внимание эффективность деятельности как поставщика, так и его клиента. Управление закупками все больше относится к управлению отношениями с поставщиками (см. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СЕТИ).