Значение отслеживания окружающей среды
Что бы ни достигалось с помощью отслеживания среды, это в большой степени зависит от нужд и ожиданий фирмы. Мелкие фирмы, возможно, должны идти в ногу с местными законодательными и экономическими тенденциями, чтобы быстро реагировать на их изменения. Эти же требования справедливы и для более крупных организаций, но им нужна более широкая с точки зрения масштаба и ориентации на будущее информация.
Отслеживание окружающей среды на корпоративном уровне должно включать в себя мониторинг, толкование и прогнозирование проблем, тенденций и событий, выходящих за рамки клиентского, рыночного и конкурентного анализа, осуществляемого многими фирмами в рамках обычной рутинной работы. В данном контексте отслеживание окружающей среды должно обеспечить широкий и глубокий взгляд на возможные будущие перемены в демографических, социальных, политических, технологических и экономических элементах окружающей среды. Это нужно для того, чтобы вооружить лиц, принимающих стратегические решения, информацией, анализом и прогнозами, которые способствуют формированию стратегий и планов. Результат правильного отслеживания окружающей среды можно подытожить следующим образом:
1. Повышение осведомленности руководства о переменах в окружающей среде.
2. Более эффективное стратегическое планирование и принятие решений.
3. Большая эффективность в делах, касающихся правительственных и законодательных вопросов.
4. Более обоснованный и глубокий анализ отрасли и рынка.
5. Улучшение результатов бизнеса фирмы за рубежом.
6. Улучшение распределения ресурсов.
7. Более эффективное представление политики компании в обществе. Масштаб отслеживания окружающей среды
Способность осуществлять контроль на товарных рынках определяется знаниями фирмы о клиентах, поставщиках, конкурентах, регулирующих органах и инвесторах. Успешное развитие и поддержание такой информационной базы — главная задача отслеживания окружающей среды, в выполнение которой могут внести значительный вклад маркетинг, НИОКР, закупочная деятельность, организация продаж и финансирование. Однако надо делать и больше. Например, если фирма отказывается от существующих рынков ради будущих возможностей роста или новых приобретений, ей потребуются знания о новой и незнакомой среде бизнеса, в которой свои уникальные технологические, экономические, политические и социальные тенденции. Требования к отслеживанию окружающей среды возрастут.
Окружение фирмы можно определить как «факторы, которые находятся за пределами контроля фирмы, но которые отчасти определяют ее работу». Рыночная среда включает в себя все факторы, которые оказывают какое-либо влияние на фирму, как прямое, так и косвенное. Вы можете сказать, что таким образом весь остальной мир составляет окружающую среду фирмы. Понятно, что такое широкое толкование не представляет практической ценности. Взгляд на окружающую среду должен быть избирательным и тщательно продуманным — только тогда задача ее отслеживания будет выполнимой, а большая часть окружающего мира окажется за пределами непосредственного внимания фирмы.
■ Широта взгляда на окружающую среду определяет, насколько сложной будет задача анализа и прогнозирования среды, а значит, каковы будут требования к ресурсам. Более широкое определение миссии бизнеса связано с диверсифицированной, многопрофильной фирмой, действующей на многих рынках. Для разработки планов такой фирме может потребоваться отслеживание окружающей среды в очень широком радиусе, включая международные политические и экономические вопросы, события и тенденции. С другой стороны, узко определенная миссия бизнеса может сфокусировать усилия главным образом на отечественных вопросах, касающихся ближайших событий и рыночных тенденций. Однако лучше всего, если деятельность фирмы по отслеживанию окружающей среды освещает столько релевантных аспектов, сколько позволяют имеющиеся в распоряжении ресурсы. Особенно важны те аспекты, которые влияют на стратегическое планирование фирмы и процесс принятия решений.
Границы рыночной среды должны быть очерчены таким образом, чтобы позволить аналитику отделять важные факторы от менее важных, а также определять необходимый период прогнозирования изменений. Вероятно, это будут факторы, которые надо постоянно отслеживать, так как они непосредственно воздействуют на отрасль. Это потребители, дистрибьюторы, поставщики, конкуренты за клиентов и поставщиков, рабочая сила, регулирующие органы, профсоюзы, достижения в разработках товаров и технологий. Данные факторы составляют «микросреду фирмы» и определяются как «конкретные силы, которые непосредственно влияют на принятие решений и вызывают изменения процессов в отдельных организациях».
Концепция микросреды привлекает внимание аналитика к ближайшим рынкам и поставщикам, а также к факторам, влияющим на место организации внутри этой микросреды. Более широкий подход охватывает более далекие сферы общества и организации, чьи действия через какое-то время могут нарушить позицию фирмы на рынках. Например, товары-заменители и новые технологии зачастую создаются как новаторские разработки, которые берут свое начало от технологических разработок, сделанных за пределами рассматриваемой микросреды. Важно, таким образом, взглянуть на более широкую область — макросреду. Ф. Э. Каст и Дж. Э. Розенвейг (Kast & Rosenweig, 1947) выделяют в макросреде девять зон для анализа и изучения (см. табл. 1).
Таблица 2 описывает некоторые широкие социальные проблемы, с которыми могут столкнуться фирмы в своей деятельности в Европе конца 1990-х. Отслеживание окружающей среды должно учитывать разработки в этой сфере.