Значение бюджетного планирования
Очень полезно определить значение планирования бюджета для широкого круга вопросов управления, как показано на рис. 4.
Первый шаг поднимает вопрос о том, где находится сейчас компания с точки зрения конкурентной позиции, товарного ассортимента, доли рынка, финансовых результатов и эффективности. Задавая этот вопрос, мы определяем точку отсчета, от которой можем двигаться вперед.
Второй шаг касается направления развития организации в будущем, что требует определения целей (результатов). У топ-менеджеров организации возможны разногласия в выборе целей, это связано с их различными интересами.
Шаг пятый. Шаг первый. Как мы можем Где мы сейчас? гарантировать (начало) |
Рис. 4. Структура |
Третий шаг рассматривает, какими альтернативными путями можно достичь желаемых целей, т. е. варианты стратегии. Этот шаг требует творческого подхода и не может сводиться к чисто механической процедуре.
Четвертый шаг фокусируется на оценке альтернативных средств, из которых выбираются наиболее предпочтительные (или лучшие). Необходимость выбора обусловлена тем, что альтернативы часто исключают друг друга (пытаясь достичь одного и того же) или ресурсы ограничены (т. е. необходимо нормирование).
Пятый шаг предусматривает выполнение задуманного и контроль над этим процессом для его своевременной корректировки и уверенности, что поставленные цели будут достигнуты. Так как обстоятельства в организации и вне ее редко бывают стабильными, то к ним надо приспосабливаться по ходу дела.
Все перечисленные шаги предусматривают главные действия менеджеров:
♦ планирование;
♦ принятие решений;
♦ контроль.
Полная согласованность всех пяти шагов требует организационного контроля. На шагах с первого по третий выполняется планирование, на четвертом — осуществляется принятие решений, и на пятом — оперативный контроль.
Очевидно то, что все эти административные действия тесно переплетаются в прошлом, настоящем и будущем. Рассмотрим это взаимодействие последовательно.
Прошлое привело организацию (ее рыночное предложение, конкурентов и т. д.) на текущие позиции. Получив представление о том, как организация оказалась в нынешней ситуации, менеджеры компаний моїут заглянуть в будущее. У нас нет возможности воздействовать на прошлое, поэтому самое лучшее — учиться на опыте, чтобы не делать ошибок впредь. Если организация придерживается постоянного курса, то изменение окружающих обстоятельств поставит под угрозу ее жизнеспособность (см. АНАЛИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ). Таким образом, на первом этапе определяется, каким образом прошлое определило настоящее организации.
Настоящее скоротечно: это миг между прошлым и будущим, когда надо понять прошлое и связать это понимание с формированием планов на будущее. Решения принимаются в настоящем, но их последствия мы увидим в будущем.
Временное измерение, которое присутствует в любом планировании, — это будущее, а не настоящее или прошлое. Нет ничего более важного для организации, чем ее будущее, и смысл этого более точно передал С. Кеттеринг (Kettering): «Я заинтересован в будущем, так как именно там я собираюсь жить». Прошлое может помочь развиваться в будущем, но влиять на него мы не можем, поэтому на него надо обратить усилия лишь в той степени, в какой от него можно оттолкнуться, планируя будущее. Тем не менее связь между прошлым и будущим важна. Поэтому для прояснения ситуации следует выполнить ряд последовательных шагов:
♦ Понять на основе прошлого опыта, как взаимодействуют наши разнообразные интересы. Это дает нам понимание причин и следствий.
♦ Наше понимание причинно-следственных отношений в прошлом дает нам возможность сделать более точные прогнозы.
♦ Если мы можем делать правильные прогнозы, то нам легче контролировать последствия событий. Поэтому планирование бюджета играет важную роль в управлении маркетинговыми действиями.
Мы можем проиллюстрировать назначение бюджета в организациях, рассмотрев главные характеристики процесса контроля: объекты, ресурсы на входе и выходе производственного процесса, модели прогнозирования и их оценка.
Цели и бюджеты должны быть увязаны между собой. Во-первых, ответственное лицо может столкнуться с корпоративными целями, такими как:
1. Увеличение доли рынка по ассортименту продукции на 20%.
2. Расширение оптового или розничного рынка.
3. Осуществление торговых операций на сумму в £5-10 млн.
Эти общие цели должны быть определены в форме подробных оперативных задач. Например, цель роста доли рынка на 20% может преобразовываться в план по реализации продукции на следующий год в размере £10 млн для подразделения А и £15 млн — для подразделения Б. Таким образом, бюджет помогает представить и соединить обширные цели для персонала разных уровней.
Бюджеты также помогают придать четкую, выраженную финансовыми терминами, форму альтернативным действиям, измеряя конкретные стратегии с точки зрения стоимости вводимых ресурсов и готовой продукции. Проект или действия могут начаться как чья-то блестящая идея, но для их выполнения нужен целый ряд ресурсов и точное определение возможного результата. Бюджет — это методы, посредством которых вводимые ресурсы и будущая продукция связываются с направлением действий.
Бюджет также дает возможность оценивать отношения затрат и результатов. Например, план по выручке может быть составлен исходя из трех альтернативных оценок: 2, 2,5 и 3 млн фунтов стерлингов. Каждая из них определяет объем производства продукции, движение денежной наличности и объем прибыли. Сопоставляя зти три уровня, которые в принципе являются различными сценариями организации, ответственное лицо может определить, какой сценарий одновременно и выполнимый, и наиболее приемлемый. Заметим, однако, что качество бюджета (в соответствии со сметами) зависит от знания соотношений между затратами и результатами. Если понимание соотношений затрат и выпуска продукции ошибочно, то от бюджета будет мало пользы.
Цели бюджета, аналогично любым другим стандартам, выражают желаемые и ожидаемые уровни производительности. Например, бюджет сбыта на £3 млн на определенный период означает, что организация ожидает и желает достичь объема торговой выручки на этот период в £3 млн. Однажды определенный и согласованный рядом лиц внутри организации, этот торговый бюджет будет передан на индивидуальную доработку заведующему отделом сбыта. Менеджер по сбыту несет ответственность за выполнение или невыполнение этого бюджета. В конце бюджетного периода менеджер по сбыту должен отчитаться перед директором по маркетингу. Таким образом, планирование бюджета назначает конкретных лиц ответственными за достижение целей бюджета.