Жизненный цикл товара
Концепция жизненного цикла товара изображена на рис. 2, где можно увидеть четыре фазы: выведение на рынок, рост, зрелость и спад продаж.
Одним из первых этой концепцией занялся Теодор Левитт (Theodore Levitt), чья статья «Marketing myopia» («Маркетинговая миопия»),[19] напечатанная в «Harvard Business Review» в 1960 г., описывает, как жизнь каждого товара ограничена появлением новых способов удовлетворения потребностей рынка, при-
► Время Рис. 2. Жизненный цикл товара |
сущих новым товарам и технологиям. Он приводит классические примеры товаров — Американскую железную дорогу, которая была вытеснена автомобильным и авиатранспортом, и индустрию фильмов Голливуда, поставленную под угрозу телевидением. Идея, лежащая в основе этой статьи, состоит в том, что даже если потребности рынка остаются стабильными, средства, которыми эти потребности удовлетворяются, меняются с развитием технологий. Другими примерами являются замены: виниловых пластинок — компактными дисками, мини-компьютеров — персональными компьютерами, видеофильмов — цифровой видеозаписью и многие другие.
Ценность концепции жизненного цикла товара (ЖЦТ) заключается в том, что она подчеркивает, что хотя основополагающие потребности могут быть неизменными (передвижение, связь, развлечения, например), существующие товары не всегда будут удовлетворять потребности потребителей. Таким образом, несмотря на то что, возможно, не удастся точно определить положение товара на кривой ЖЦТ, наверняка известно, что в какой-то момент товар проникнет на рынок и будет оставаться там до тех пор, пока товар-конкурент не начнет удовлетворять потребность лучше или по более низкой цене или пока новая технология не сделает его форму удовлетворения потребности устаревшей.
В дополнение к этому можно сказать, что различные стадии жизненного цикла требуют различных подходов как собственно к товару, так и к маркетинговым решениям, что будет описано далее.
На стадии выведения на рынок товар нуждается в большом количестве инвестиций, в основном в производство нового товара и кампанию по продвижению. Несмотря на то что новизна товара может заключаться в одном или двух отличиях, дизайн и разработка будут продолжены для того, чтобы сохранить преимущества нового товара перед конкурентами, что потребует еще больших затрат.
На стадии роста стремление к совершенствованию приведет к конкурентному преимуществу путем повышения качества и технического исполнения. Затраты на продвижение товара все еще высоки, но поскольку продажи на этом этапе быстро растут, объем продаж в сочетании с усовершенствованиями в производстве и рыночной деятельности, сопровождающими стадию роста товара, приводят к тому, что прибыльность товара продолжает возрастать.
На стадии зрелости компания может предлагать несколько разновидностей товара, которые различаются лишь внешне, а не по существенным параметрам. Теперь, когда данный вид товара хорошо принят рынком, многие потребители попробовали первую версию товара и производитель имеет информацию о том, какие усовершенствования требуется внести, можно переходить к более совершенным версиям товаров. Несмотря на то что производство зрелых товаров, скорее всего, будет основано на высокой производительности, совокупная прибыль по данному товару может начать снижаться по мере того, как рынок, уже имеющий о нем представление, начнет искать не только более совершенные товары, но и более дешевые. Производственный опыт в сочетании с возникающим перепроизводством в данной отрасли делают возможным снижение цены.
На стадии спада продажи товара начинают снижаться. Снижающаяся ценность делает последующие вложения капитала в товар менее желательными. В результате компании ограничивают инвестиции, относящиеся к производственным мощностям и к совершенствованию характеристик товара. В конце концов они начинают ослаблять маркетинговую поддержку, оставляя основную разновидность товара для продажи в сегменте наиболее лояльных покупателей.
Кривая прибыли, сопровождающая кривую ЖЦТ, изображена на рис 3.
Эти фазы описывают жизненный цикл товара в рамках отрасли, которая характеризуется тем же циклом в агрегированном виде, например можно говорить о том, что рынок персональной аудиоаппаратуры «НІ-FI» прошел три стадии: выведения, роста и нынешней стадии зрелости. Самые первые модели предлагались ограниченным числом производителей, среди которых Sony являлась основным разработчиком. Продукция характеризовалась высокими ценами, позволявшими окупить затраты на разработку и заработать на новинке, выведенной на рынок. Через три или четыре года на рынке появилось несколько конкурентов, цены начали снижаться, тогда как первые компании на рынке старались совершенствовать и использовать свои преимущества пионеров в расчете на потребителей, готовых заплатить. Таким образом, на рынок была выведена техника, способная производить запись, а также версии для использования под водой. На нынешней стадии зрелости состав производителей устоялся, цена на товар составляет всего лишь малую долю цены оригинальных моделей, а компании, основавшие отрасль,
Время Рис. 3. Кривая прибыли, сопровождающвя кривую жизненного цикла товвра |
перешли к новым замыслам, таким как портативные CD-проигрыватели. Эта последняя идея является важным элементом концепции ЖЦТ как стратегического инструмента, поскольку она подчеркивает необходимость наличия нескольких товаров, каждый из которых находится на различных стадиях ЖЦТ, для достижения баланса между прибыльными и затратными товарами. Знание возможной конкурентной ситуации на протяжении ЖЦТ дает представление о возможной прибыльности этих товаров. Таким образом, менеджеры могут рассматривать наличие слишком большого количества товаров, находящихся на ка - кой-либо одной стадии ЖЦТ, как финансовый риск. Однако ЖЦТ также и критикуют.
В 1960-х гг. концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ) являлась темой большого количества исследований, особенно со стороны Hatvard Business School и, через нее, Института научного маркетинга (Marketing Science Institute). Среди ведущих исследователей был Роберт Д. Баззел (Robert D. Buzzell), чье определение жизненного цикла товара до сих пор часто цитируется: «Обобщенная модель тренда продаж категории или класса товаров на протяжении определенного периода времени, а также относительного изменения конкурентного поведения». Это определение подкрепляет использование концепции ЖЦТ как организующего принципа для данной статьи, поскольку предполагается, что базовая модель создает надежную основу для развития нормативной теории товарной политики и управления ею.
Используя это определение и описывающую его базовую модель (см. ниже), авторы осознают, что ЖЦТ как концепция и теория был многими поставлен под вопрос и некоторыми даже отторгнут. Если мы оглянемся на 1960-е гг., то увидим, как появилось это несоответствие. Изначально, конечно же, это было характерно для гораздо более широкой аудитории, существующей в рамках академического сообщества маркетинга — среди тех, кто считает маркетинг социальным процессом, характеризующимся большим динамизмом и сложностью, и, таким образом, вряд ли поддается чему-либо, кроме обобщений, и тех, кто верит, как лорд Кельвин (Kelvin) и поколения ученых, которые последовали за ним, что если объект нельзя измерить, то он не существует. Эта поляризация наблюдается везде и характеризует различия между изданиями: «Journal of Marketing Research», который часто требует, чтобы сложные математические навыки стали доступными пониманию (хотя, все-таки, не особенно понятными для любого читателя), и «Harvard Business Review», который доступен для кого угодно, кто умеет читать, и особенно понятен для многих практиков.
В случае с ЖЦТ, после того как обобщенная модель сформулирована, начался поиск более совершенных версий, особенно если они могли быть использованы для предсказания событий. Среди исследователей, которые приняли этот вызов, были Виктор Кук ( Victor Cook) и Рональдо Полли (Ronaldo Polli), поддержанные Институтом научного маркетинга (MSI). Е. Шоииг (Е. Scheuing) упоминает их труд, говоря о том, что хотя определение Р. Баззела «является принципиально корректным, в нем упоминаются лишь несколько из необходимых ограничений». Были предложены два основных ограничения. Прежде всего существуют внешние факторы, влияние которых может исказить картину, и Е. Шоинг приводит три, выделенных В. Куком и Р. Полли, — рост населення (предполагается, что уменьшение населения также повлияет на спрос), изменение объема личного потребления и изменение цен. Во-вторых, необходимо иметь четкое представление об уровне, на котором принимает решение менеджер, — уровень товара, группы товаров или категории товаров. К сожалению, не существует общепринятых определений, позволяющих убедиться, что эти признаки используются последовательно.
Суть в том, что товарная единица является наименьшим общим делителем и может отличаться от других близких товаров-заменителей. Таким образом, отвертка номер 8 может быть сделана из стали, нержавеющей стали, латуни или быть покрытой металлом, иметь углубленную или закругленную головку с прямым пазом от Phillips или Pozidtive и может быть самонарезающей или нет — итого 48 сочетаний только для номера 8. В случае с потребительскими товарами (и некоторыми производственными товарами тоже) в иных ситуациях почти идентичные товары будут различаться по их торговой марке: «Соке» и «Pepsi», «Camel» и «Marlboro», «Daz» и «Surf», «M&Ms» и «Smarties» и т. д.
Группа товаров состоит из ряда связанных между собой товаров, которые являются взаимозаменяемыми, но имеют достаточно различий для того, чтобы сформировать совокупность в рамках категории товаров, которая включает все объекты, удовлетворяющие одни и те же основные потребности. Таким образом, в рамках совокупности товаров «газированные напитки» основные производители предлагают ряд вкусовых добавок — колу, апельсин, лимон и т. д., которые конкурируют друг с другом напрямую на уровне торговой марки и косвенно на уровне группы товаров, которая включает все различные торговые марки.
Для целей прогнозирования и тактических целей основной интерес представляет уровень торговой марки или товара, на котором происходят основные «боевые» действия. Однако для стратегических целей и планирования важна категория товаров. Категории товаров определяются различными технологиями и производственными процессами и часто реализуются через одни и те же специализированные каналы сбыта и каналы послепродажного обслуживания. Производители товаров на уровне категории конкурируют друг с другом и составляют то, что называется «отраслью».
С точки зрения Г. Далла и С. Юпсеха (Dhalla and Yupseh, 1976), основные недостатки ЖЦТ являются как концептуальными, так и практическими. Концептуальные ограничения заключаются в том, что поскольку товары не живые, биологическая метафора неуместна, ведь товарами можно управлять, чтобы избежать неизбежной смерти; что это неподходящая концепция для торговых марок, целью которых является продление жизни товара путем формирования лояльности потребителей, на основе чего менеджеры могут вводить в ассортимент и избавляться от различных разновидностей товаров; подгонка объемов продаж для того, чтобы они вписывались в предопределенную кривую, является всего лишь «бесплодным упражнением в систематике». Другими словами, Г. Далла и С. Юпсех (Dhalla and Yupseh, 1976) утверждают, что маркетинговые планы должны приспосабливаться к зависимым переменным, порождаемым маркетинговыми действиями, а не к независимым переменным. Практические ограничения связаны с тем, что нет четких границ четырех стадий, что препятствует позиционированию товара на кривой ЖЦТ. Следовательно, ЖЦТ не может быть использован в качестве инструмента для планирования. В дополнение к этой критике, ЖЦТ игнорирует важные переменные рынков и технологий, которые способны изменить предсказуемый характер продаж. Новая технология может полностью свести на нет «удовлетворение», обеспечиваемое предшествующей технологией, в то же время рынки могут быстро охладеть к устоявшимся и предпочитаемым товарам, как в случае с аэрозолями CFC, когда причиненный ими окружающей среде вред заставил производителей на многих товарных рынках разрабатывать аэрозоли без CFC.
Последний недостаток — это слишком короткий ЖЦТ в некоторых отраслях, что не оставляет времени ни для стратегии высоких цен на ранней стадии, ни для смещения акцента на качество товара. В отраслях, производящих электронику, например, новые товары сразу предлагаются с оптимальным сочетанием качества и цены, соответствующим сфере их использования. Это очевидное противоречие является результатом очень коротких ЖЦТ в связи с высоким уровнем конкуренции между производителями высокотехнологичных товаров.
В свете этой критики ЖЦТ представляется слабой концепцией. Предполагая, что рост продаж и прибылей может сопутствовать выпуску любого товара, концепция ЖЦТ остается ценным индикатором потребности компаний постоянно дорабатывать свои товары и услуги, чтобы обеспечить ассортимент, включающий различные товары на различных стадиях их жизненного цикла.
Обеспечивая такую поддержку, однако, ЖЦТ все равно должен рассматриваться в зависимости от товара. В реальности все компании, кроме производящих единственный товар, вынуждены рассматривать свой ассортимент как набор или портфель товаров, предназначенных для соответствующих рынков. Понятие товарного ассортимента, где каждый из товаров находится на своей стадии жизненного цикла и требует или приносит различное количество денежных средств, подробно не рассматривает уровни рыночного спроса, что приводит к получению неполной картины потенциала товара. Аналитическая структура, занимающаяся этими измерениями, представлена в теории бизнес-портфеля, разработанной Бостонской консультационной группой.