Выявление плановых разрывов
Как может выглядеть будущее, если фирма не предпримет действий по изменению существующей стратегии? Эта тенденция характеризуется как проекция, сложившаяся без вмешательства фирмы. Проекция, сложившаяся без вмешательства фирмы (текущая), — это будущее состояние действительности, которое можно ожидать в отсутствие планового изменения. Текущая проекция фирмы сравнивается с несколькими «целевыми проекциями», которые фирма для себя устанавливает. Плановый разрыв (разрыв состояния) — это расхождение между целевой и текущей проекцией:
Плановый разрыв (разрыв состояния) = текущая проекция - целевая проекция.
Перечень показателей плановых разрывов, которые будут учитываться, зависит от результатов, в которых заинтересована фирма. На уровне предприятия
в целом это может быть состояние денежных потоков, уровень возмещения затрат на инвестированный капитал, добавленная товару ценность, дивиденды на акцию, объемы продаж и другие финансовые показатели. На уровне маркетинга это могут быть показатели продаж, рыночной доли, затрат, проникновения на рынок или различные поведенческие индикаторы, как, например, отношение покупателей.
Если у фирмы есть значительные плановые разрывы, можно говорить о том, что у нее имеются проблемы. Но правильнее говорить, что плановый разрыв не является проблемой, а скорее ее признаком. Определение наличия какой-то проблемы не является идентификацией действительной проблемы. Мы не раскрываем проблему, а ставим диагноз. Целью диагноза проблемы является определение типа решения, который должен применяться в данной ситуации, что является первым шагом для развития конечного решения. Так же как диагностика невозможности старта автомобиля направляет к идентификации проблемы в электрооборудовании и служит первым шагом к запуску автомобиля. К сожалению, каждый человек делает собственный диагноз в зависимости от опыта, профессиональных навыков и отношения к проблеме. Конечно, многие компании могут уходить от ответственности и перекладывать проблему на плечи правительства, утверждая, что оно не может повысить тарифы на продукцию их иностранных конкурентов. Но и здесь решение заключается в наличии политической силы у фирмы.
Мы не можем понять проблему без понимания того, каковым будет ее решение, так же как мы не можем определить цель без понимания того, каковым будет ее достижение. Определение настоящей проблемы отчасти зависит от того, какой индивид или группа ее решают, как они ее видят и как считают. Но все управленческие группы в компании движимы вероятностными аргументами и, как правило, техническая экспертиза одерживает верх. К сожалению, может быть так, что проблема определена неправильно и вследствие этого принимается неправильное решение, что приводит к лишнему расходу средств, нежели к эффективному решению проблемы. Хотя мы не соглашаемся с этим, но фактом является то, что, как только мы отходим в сторону от четкой дедуктивной системы, такой как математика, мы оказываемся в царстве предположений, что является губительным, потому что драматичное представление ситуации может благодаря эмоциям повлиять на наше внимание и согласие.