Выбор инструментов маркетинговых коммуникаций
Данное решение, в сущности, является вопросом распределения баланса между целевой аудиторией, сообщением, издержками, измерением и контролем.
На некоторые целевые аудитории можно более эффективно воздействовать посредством использования какого-либо определенного вида маркетинговых коммуникаций. Например, руководители высшего и среднего звена могут быть относительно легко заинтересованы с помощью хорошо спланированной рекламы в правильно выбранном журнале или газете, но они вряд отреагируют на пропаганду в дневной программе по обсуждению экономических показателей. Благоразумные маркетологи, следовательно, будут основывать свой выбор на надежных данных, полученных при исследовании целевых аудиторий, возможно, основываясь на накопленном опыте в области маркетинговых коммуникаций профессиональных консалтинговых агентств.
Иногда природа рекламного сообщения будет оказывать большее влияние, чем специфика целевой аудитории. Например, простое, дерзкое обращение годится для уличной рекламы, в то время как передача комплексного аргумента может быть наилучшим образом произведена посредством хорошо спланированной рассылки аккуратно подобранным адресатам.
Таким образом, завоевание целевой аудитории, например, включающей руководителей разного уровня, может свестись к выбору между прямой рассылкой и рекламой в прессе, при этом индивид, принимающий решение, захочет узнать относительные издержки обоих вариантов доставки сообщения. Факты легко доступны на практике, но со временем значительно меняются, а также варьируются от страны к стране до такой степени, что было бы необдуманно предлагать здесь более широкий обзор.
Затраты — это только половина уравнения эффективности, и благоразумные сотрудники, отвечающие за принятие решений, обязательно сравнят доступность и надежность процессов измерения эффективности, как описывалось ранее. Некоторые варианты предлагают перспективу четкой и очень ясной оценки результатов, очевидным примером которой является реклама в прессе, подразумевающая прямой отклик. В случае с другими вариантами, такими как телевизионные ролики, в наличии имеются долгосрочные и хорошо понятные тесты, но здесь среди экспертов может возникнуть оживленный спор по поводу интерпретации полученных результатов. В других случаях полное отсутствие принятой техники измерения требует фактически акта веры в эффективность мероприятия, самым ярким примером в этой области является спонсорство.
Степень контроля, который пользователь может осуществлять над результатами, — еще одна важная тема. Степень контроля высока, например, в случае рекламы. Пользователи покупают право заполнить блоки пространства или времени рекламными сообщениями и графикой по своему усмотрению, основываясь на правовых и других нормах практики, а средства массовой информации, размещающие рекламу, несут ответственность за то, чтобы не произошло никакого разрушающего воздействия. Однако цена такого контроля варьируется от высокой до очень высокой. Ситуация в точности прямо противоположная, если речь идет о пропаганде. Распространить выпуск новостей стоит относительно дешево, но те, кто выбирает данный вариант, постоянно сталкиваются с разочарованием из-за отказа или значительного искажения. Право издателей использовать информацию для достижения своих собственных целей, а не целей поставщика этой информации, — вероятный высокий штраф за низкие цены.
Вполне понятно, что стратегические решения, касающиеся выбора инструментов маркетинговых коммуникаций, требуют аккуратного анализа этих пяти ключевых критериев, а также многих менее значимых факторов.
Ясная идентификация одного из элементов парадигмы «4Р» в стратегии коммуникаций имеет тенденцию отвлекать внимание от того факта, что другие три также обладают потенциалом передавать рекламное сообщение об организации, а также ее товарах и услугах.
Нетрудно представить себе ситуацию, в которой, например, основные особенности товара не соответствуют требованиям рынка, но которые представлены в рекламной кампании. Также легко вообразить картину вреда, нанесенного качеству предложения неправильно выбранной политикой распределения. Менеджеры по маркетингу постоянно игнорируют фундаментальную истину о том, что «позиционирование» товара или услуги в сознании потребителей осуществляется самой аудиторией, учитывая все доступные сведения. Даже если эти два параметра из парадигмы «4Р» находятся в гармонии, товар или услуга все же нуждаются в том, чтобы быть предложенными потенциальным клиентам в том месте, которое соответствует воспринимаемому и продвигаемому имиджу. Иначе аудитория может сформировать свои собственные выводы о товаре на полках дешевых магазинов. Даже если три элемента из парадигмы «4Р» сообщают последовательное послание, оставшийся один — цена — может разрушить всю позицию.
Если все четыре элемента маркетинга-микс толкают повозку маркетинговых коммуникаций в одном и том же направлении, результат потенциально сложится из общей суммы частей. Если же все они двигаются в разных направлениях, результат очень легко предсказать. Также судьба иногда играет злую шутку. Вполне очевидно, что в интересах менеджеров, которые несут ответственность за марке - тинговые коммуникации, уделять пристальное внимание сообщениям, посланным другими индивидами организации.