Управление жизненным циклом товара
1. Приводящие в замешательство циклы
2. Слабые стороны концепции жизненного цикла товара
3. Динамика рынка
4. Эволюция рынков
5. Формирование маркетинговых стратегий
6. Резюме
В этой статье рассматриваются два взаимосвязанных вопроса, которые имеют особое значение для разработки маркетинговых стратегий. Во-первых, в ней показывается, как рынки развиваются на протяжении времени: как они зарождаются, растут, достигают зрелости и, в конце концов, угасают. Чтобы осветить этот вопрос, необходимо рассказать о концепции жизненного цикла товара и исследовать лежащую в ее основе динамику рынков, которая формирует поведение как потребителей, так и конкурентов. Несмотря на то что, как мы утверждаем, не существует стандартного «жизненного цикла» товара или рынка, можно выделить общие эволюционные процессы, которые влияют на рынки на протяжении времени.
Во-вторых, статья описывает характер влияния понимания процесса перемен на рынке на стратегию маркетинга. Предвидя появление новых технологий и изменения в поведении потребителей и конкурентов, менеджеры могут изменять сами товары и политику маркетинга, дабы усилить конкурентоспособность своей фирмы и улучшить финансовые результаты ее деятельности. И наконец, в статье рассматриваются стратегические вопросы, с которыми сталкиваются предприниматели, занимающие различные конкурентные позиции. Рассматриваются силы, которые должны определять различные маркетинговые стратегии пионеров отрасли, бросающих вызов лидерам на рынке, и тех компаний, которые нацелены на сохранение позиций в нишах масштабного рынка.
1. Приводящие в замешательство циклы
Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ) оказала большое влияние на литературу по маркетингу. Каждый учебник содержит главу на эту тему, и существует большое количество статей, ее затрагивающих. Эта концепция также оказала влияние на популярные технологии менеджмента, такие как матрица БКГ (Бостон - ской консультационной группы — Boston Consulting Group) и портфель Мак-Кинзи (McKinsey).
На рис. 1 показана популярная модель, отражающая основные принципы концепции ЖЦТ. Как видим, товар проживает определенный жизненный цикл (обычно описываемый кривой продаж в форме буквы S), подразделяемый на четыре стадии: внедрение, рост, зрелость и спад. Большая длительность стадии внедрения (выведения на рынок) отражает сложность преодоления инерции покупателей и необходимость стимулирования желания апробировать новый товар. Быстрый рост начинается по мере того, как все большее количество новых покупателей начинают интересоваться товаром вследствие признания его высоких качеств. Затем происходит насыщение покупателей товара, приводящее к сокращению темпов роста продаж до предела, соответствующего целевому рынку. В конце концов, появляются новые заменители товара и начинается спад.
Время Рис. 1. Жизненный цикл товвра |
Из этой теории жизненного цикла товара обычно выводятся возможности ее применения в рамках стратегии маркетинга, маркетинга-микс и организации маркетинга (см., например, Levitt, 1965) (см.: ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА И МЕНЕДЖМЕНТ; СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ; МАРКЕТИНГ-МИКС). Основные рекомендации сформулированы в табл. 1. Считается, что на стадии выведения на рынок стратегической целью должно являться агрессивное развитие рынка, когда основное внимание уделяется наиболее склонным к инновациям потребителям и необходимости выявления возможных конкурентов. По мере того как товар переходит на стадию роста, количество конкурентов увеличивается. Это означает, что изначальный товар должен быть усовершенствован с помощью всевозможных новых характеристик и дополнений ассортимента, цены должны быть снижены, а интенсивность сбыта усилена, ведь на этом этапе происходит формирование массового рынка. По мере того как товар выходит на стадию зрелости, начинают снижаться прибыли, конкуренция становится все более интенсивной, поэтому руководство фирмы должно перестать уделять основное внимание маркетин-
А
Длительное увлечение |
х |
х |
Возобновляющийся цикл |
Увлечение
Медицинские препараты |
Специализированные товары |
Потребительские товары |
Рис. 2. Альтернативные модели кривых жизненного цикла товара |
гу и озаботиться производительностью и контролем издержек. В конце, на стадии спада, будущее уже не представляется радужным и предприниматель должен искать пути выжимания из товара как можно больше средств. Эти денежные поступления затем направляются на новые товары, и жизненный цикл товара повторяется.
Несмотря на популярность концепции жизненного цикла товара, к сожалению, не существует доказательств того, что большинство товаров переживает цикл, состоящий из этих четырех стадий. Также нет доказательств предсказуемости моментов перехода от стадии к стадии. Наоборот, формы, которые принимает кривая продаж, оказываются очень разнообразными. В ходе одного из обзоров кривых жизненного цикла было выделено шестнадцать дополнительных моделей в дополнение к кривой в форме буквы S. Некоторые из более стандартных кривых, обнаруженных в результате эмпирических исследований, изображены на рис. 2. Аналогичным образом точка перехода от зрелости к спаду может иметь место всего лишь через несколько месяцев (например хула-хуп) или не наступать веками (например шотландское виски). Если форма и протяженность жизненного цикла товара так нестабильна и непредсказуема, концепция кажется не такой уж полезной для маркетингового планирования и принятия решений.
Частью проблемы концепции жизненного цикла товара является то, что ей ни разу не было дано должное определение. Что считать отдельным товаром? Некоторые исследователи при построении жизненных циклов товара используют объемы продаж всей отрасли (например компьютерной); другие изучают жизненные циклы для отдельных разновидностей товаров (например жизненные циклы ноутбуков); есть и те, кто считает, что исследовать надо торговые марки (например компьютер «Macintosh» фирмы Apple). Каждый товар имеет достаточно характер-
Таблица 1 Жизненный цикл товара: применение в сфере маркетинга
|
ный жизненный цикл и одновременно один может претерпевать долговременный спад, а другой — быстрый рост.
Для того чтобы определить возможность учета этих различий в управлении, полезно продемонстрировать, как эти циклы друг с другом связаны (табл. 2). Анализ
Таблица 2 Альтернативные концепции жизненного цикла товара
|
рынка начинается не с товара, а с изучения человеческих потребностей. Потребность возникает в чем-то, необходимом потребителю. Например, потребителям необходимо передвигаться, экономя силу или энергию. Такие потребности могут сохраняться, расти на протяжении веков и при этом никогда не достигать стадии спада
После анализа потребности необходимо исследовать запрос[20] как существующий конкретный способ ее удовлетворения. Иногда это называется кривой спроса на товар, основанной на спросе на технологию. Например, спрос на транспорт когда-то удовлетворялся повозкой с лошадьми, теперь он удовлетворяется автомобилями. Электронный компьютер вытеснил механический арифмометр. Жизненный цикл товаров хоть и короче, чем жизненный цикл потребностей, однако может быть очень длинным.
Затем необходимо рассмотреть кривую жизненного цикла существующей технологии, зависящую от кривой жизненного цикла на способы удовлетворения потребности. Последняя включает широкие группы технологических решений (например двигатели внутреннего сгорания, электронику), в рамках кривой находится целый ряд развивающихся технологических изменений, которые делают предшествующие способы удовлетворения потребностей бесполезными. Например, 32-битная компьютерная технология заменяет 16-битную; керамические фильтры заменяют медные; волоконно-оптические кабели заменяют провода. Кривые жизненного цикла технологий могут быть достаточно короткими и, очевидно, становятся все короче.
На следующем уровне решения принимают менеджеры. Кривая жизненного цикла товара здесь — это своеобразная категория предложения, зависящая от имеющейся в компании технологии. Например от технологии производства полноприводных автомобилей или 32-битных персональных компьютеров.
Далее исследуются жизненные циклы разновидностей товара, дополняющих ассортимент, или альтернативных форм товара, таких, например, как полноприводные автомобили с открытым верхом или 32-битные ноутбуки. Как товар, так и форма товара может обладать коротким жизненным циклом в связи с быстроме - няющимися вкусами и технологией.
И наконец, существует жизненный цикл товара определенной торговой марки, который основан на отличии предложения конкретного производителя от других товаров. Жизненный цикл торговой марки может быть длинным или коротким в зависимости от стратегии маркетинга. Компания Unilever считает, что благодаря использованию самых современных технологий, а также адаптации товара и его разновидностей к изменяющимся условиям рынка торговая марка может иметь неопределенно долгий жизненный цикл. Такие торговые марки, как Persil, Coca - Cola, Range Rover и многие другие, существуют на протяжении жизни нескольких поколений благодаря постоянному изменению содержания технологии, дизайна и услуг, сохраняя при этом ценности, присущие торговой марке.
Разговоры менеджеров о том, что товар находится на стадии спада, могут оказаться большим заблуждением. Во-первых, продажи часто оживляются новыми возможностями использования товара и новыми рынками. Во-вторых, для каждого товара, находящегося на стадии спада, практически всегда существуют новые технологии, формы и торговые марки. Например, общий объем продаж чая снижался на протяжении нескольких поколений, однако в рамках этого спада общий объем продаж некоторых форм данного товара, таких как травяной или растворимый чай, продемонстрировал в последние годы бурный рост.