Универмаги и универсальные магазины
Многие новые торговые центры разработчики стараются построить так, чтобы привлекать ключевых «арендаторов»— в виде крупных универмагов и универсамов. По иронии судьбы доля рынка двух данных форм розничной торговли имела тенденцию уменьшаться в большинстве европейских стран.
Согласно International Association of Department Stores, универмаг должен занимать по крайней мере 2500 кв. метров пространства (26 900 кв. футов). Более того, он должен предлагать широкий и глубокий ассортимент товаров. По подсчетам International Association of Department Stores, в 1990 г. существовало приблизительно 960 таких магазинов в странах Европейского Союза, немного меньше, чем в 1980 г. (1112). Таблица 5 подводит итог изменениям доли рынка, показывая спад во Франции, Германии и Великобритании. Испания является одной из немногих
Таблица 5 Доля рынка универмагов
|
Источник: Tordjman, 1993.
стран, в которых данная форма развивается; лидирующим оперантом является ЕІ Corte Ingl&. В Великобритании ведущими универмагами розничной торговли являются John Lewis и Debenhams, каждый из которых занимает 20% рынка. John Lewis более продуктивен с точки зрения использования пространства, зарабатывая $453 в год с каждого кв. метра в сравнении с Debenhams, который зарабатывает £200 (Retail Review, 1998).
Многие европейские универсамы были образованы в 1993 г. оперантами универмагами для того, чтобы предложить более низкие цены, упрощенное обслуживание и более скромный ассортимент. Примерами выступают Prisunic, созданный Printemps, и Priminime, созданный Bon Marche. В Великобритании существует всего несколько таких связей между универмагами и универсамами, причем последние демонстрируют относительно стабильную долю по отношению ко всей розничной торговле (6,2%) по сравнению с 2,1% во Франции и 1,1% в Германии.
Сеть универсальных магазинов Marks & Spencer, занимающая ведущие позиции в Великобритании, владеет 15% доли рынка, поставляющего одежду, и 3,3% доли рынка, занимающегося сбытом продовольственных товаров (Retail Review, 1998). С одной стороны, многие универсамы наращивают торговый оборот и диверсифицируются; с другой стороны, универсамы имеют тенденцию к отказу от некоторых товаров в конкурентной борьбе со специализированной торговлей, предлагающей более низкие цены. Поэтому различие между универмагами и универсамами стало стираться.