Три стратегические роли закупок
Воздействие закупочных операций на работу компании можно выявить благодаря трем стратегическим функциям закупки: рациональности, развитию и структурированию. Функция рациональности охватывает многочисленные повседневные действия, предпринимаемые для изменения структуры затрат. Можно выделить три типа рациональности. Первый касается спецификации требований к предмету или продукту, который будет куплен. Это важнейший момент, требующий решения, следует ли изготовить нужный продукт на своих мощностях или купить его у внешних поставщиков (решения «сделать или купить»), а также решений относительно конструкции или проекта продукта. Эффективность этого процесса значительно возрастет, если закупки будут осуществляться согласованно с исследовательским, проектным и производственным отделами, а также если закупщики будут иметь надежную информацию о возможностях и способностях различных поставщиков. Одна из методик, применяемых для этого, называется анализом стоимости; ее задача состоит в том, чтобы снизить затраты при сохранении необходимых уровней доступности и надежности продукта (см. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ТОВАРОВ; ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА).
Второй тип рациональности относится к выявлению наиболее подходящего поставщика, когда спецификации уже установлены. В прошлом это значило то же самое, что и поиск поставщика, предлагающего самую низкую цену. Со временем процедуры оценки поставщика стали более изощренными, как следствие попыток выявить общие затраты, связанные с выбором различных поставщиков. Более того, поставщики могут различными способами оказать влияние на доходные статьи покупающей компании, что также сильно повлияло на выбор поставщика.
И наконец, третий тип рациональности связан с повышением продуктивности потоков сырья в процессе перемещения. В 1980-х гг. были предприняты усилия для уменьшения запасов, хранящихся на складах производителя. В автомобильной промышленности поставки «точно в срок» и усиленная координация производственных операций клиента и поставщика обеспечили большие экономические выгоды. В таких операциях закупки играют важную роль, так как меняющаяся частота поставки и размеры партий являются важными предпосылками для достижения преимуществ. Движение потоков сырья — далеко не единственный потенциальный источник рационализации. Вторым заметным элементом потенциала усовершенствований является обмен информацией. В этом отношении развитие информационных технологий открыло доступ к новым альтернативам (рис. 1).
Поставщики выступают как важные составляющие потенциальных ресурсов технического развития фирмы клиента. Часто этот потенциал используется достаточно пассивно, например покупающие компании ждут, пока поставщики раз-
Рис. 1. Три стратегические функции закупки |
работают новое решение, а затем решают, покупать продукт или нет. Однако более активная стратегия в этом отношении может превратить закупочное подразделение в основной катализатор более совершенного использования ресурсов поставщика. Это можно идентифицировать как развивающую роль закупок. Причиной активизации этой роли является растущая специализация промышленной системы. Фирме-изготовителю, использующей компоненты от нескольких поставщиков, требуется координировать разработку этих компонентов, проводимую разными поставщиками, у каждого из которых свои собственные научно-исследовательские силы. Компоненты также могут различаться по применяемым поставщиками технологиям изготовления, что затрудняет для покупающей фирмы накопление и обновление знаний о каждой специализированной технологии. Клиент, полагающийся на поставщиков как на источник технического развития, должен включить их в научно-исследовательский процесс на ранней стадии. Это дает ему еще одно преимущество, так как раннее вовлечение поставщика сокращает периоды освоения продукта при его разработке, что становится одним из важнейших факторов соревновательности в большинстве отраслей промышленности.
Закупка также обладает структурообразующей ролью в том смысле, что поставки оказывают воздействие на структуру рынков снабжения. Компания может предпочесть, чтобы какой-либо товар поставлял ей один-единственный поставщик. Тогда конкурентоспособность этого поставщика усиливается по сравнению с другими потенциальными поставщиками. Другая компания может считать своей основной стратегической целью наличие нескольких альтернативных поставщиков. Такая компания, скорее всего, разделила бы свои закупки между несколькими поставщиками, чтобы сохранить существующую структуру поставок. Любые действия, осознанные или неосознанные, предпринимаемые фирмой относительно выбора поставщиков, воздействуют на структуру рынков поставщиков в долговременном аспекте, меняют количество потенциальных поставщиков и их позиционирование на рынке. Поэтому для компании важно анализировать долговременные последствия своего покупательского поведения, а также выявлять и предвидеть другие тенденции, влияющие на рынки снабжения. Компания, активно использующая структурообразующую роль закупок, может трансформировать свою собственную деятельность так, чтобы усилить благоприятные тенденции и нейтрализовать нежелательные.