Стратегические вопросы управления закупками
Как правило, существуют три основных стратегических вопроса, связанных с менеджментом закупок:
♦ выбор между самостоятельным изготовлением товара и покупкой его у внешних поставщиков;
♦ развитие нормальных взаимоотношений с поставщиками;
♦ управление поставщиками с учетом масштабов их производств и сложившихся с ними взаимоотношений.
Первый стратегический вопрос состоит в том, чтобы решить, какие товары приобретать. Это определяется диапазоном операций, осуществляемых покупающей компанией на своих мощностях. Принимаемое решение обусловливает степень вертикальной интеграции, которую в терминах закупки можно обозначить вопросом: «Сделать или купить?». Все компании полагаются на внешних поставщиков, но в разных пределах. Для некоторых компаний добавленная стоимость значительна, а роль закупок в общих затратах ограничена. Для других компаний — наоборот, затраты на приобретение товаров составляют подавляющую часть всех расходов. Второй вопрос касается отношений с поставщиками. Покупающие компании демонстрируют широкое разнообразие договоренностей, принятых в различных вариантах взаимоотношений. Некоторые взаимоотношения характеризуются широкими контактами между людьми в фирмах, обширной координацией их деятельности и адаптацией ресурсов различного рода. В других взаимоотношениях объем координации деятельности и адаптации ресурсов ограничены до минимума, а контакты сознательно удерживаются «на дальней дистанции». И наконец, третий стратегический вопрос относится к базе снабжения. База снабжения компании отражает в некоторой степени выбор в отношении способа внешнего снабжения и природу отношений с поставщиками. Иногда исход решений, принятых в отношении первых двух вопросов, может подействовать нежелательным образом на решение о базе снабжения. Поэтому конфигурацию базы снабжения необходимо рассматривать как самостоятельный вопрос, имеющий стратегическое значение (см. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ТОВАРА; ПРОДУКТОВАЯ ПОЛИТИКА).
Вопрос, что производить у себя, а что закупать у поставщиков, волновал изготовителей в течение длительного времени, хотя до 1980-х гг. он не воспринимался как стратегически важный. До этого времени решение производить или покупать, как правило, определялось на низшем уровне управленческой иерархии покупающей компании. Оно базировалось в первую очередь и главным образом на ожидаемой степени использования мощностей и сведениях о затратах за прошедшее время. В зависимости от ситуации относительно этих условий решение «сделать или купить» могло меняться каждый год. Такие перемены не вызывали больших трудностей, так как предмет субдоговора был высоко стандартизирован или проектировался клиентом. Со временем анализ проблемы «сделать или купить» усложнялся. При этом всевозрастающую роль приобретали отношения к качеству и надежности. Важными вопросами стали также необходимость защищать внутреннее ноу - хау и возможности, обеспечиваемые доступом к мощностям других фирм.
Очевидно, что покупающие фирмы со временем пришли к тому, что более предпочитали «купить», чем «сделать». Эта тенденция стала наиболее очевидна с конца 1970-х гг. Расчет на источники со стороны, от внешних поставщиков, с тех пор существенно вырос. Для многих компаний стоимость покупаемых товаров и услуг превысила половину общих затрат, а иногда пропорция оказывалась значительно выше. Ранее решения «сделать или купить» главным образом касались субдоговоров по операциям изготовления продуктов. Постепенно другие виды деятельности, включая административные услуги, логистические и транспортные операции, сбор рыночной информации, проектирование процессов и даже разработку продуктов, во все большей степени становились зависимыми от внешнего снабжения.
Это означает, что степень вертикальной интеграции существенно снизилась. Отдельные компании сосредоточивают свои усилия на ограниченном участке общей цепочки затрат. Основная причина такого типа развития состоит в получаемом от специализации преимуществе. Специализация ведет к экономии трудозатрат; что означает, что выбранные поставщики могут внести свой вклад в рационализацию закупки. Более того, внешние поставщики могут способствовать развитию фирмы благодаря закупке. Первый аргумент в пользу этого заключается в том, что большинство фирм используют множество технологий, имеют сложные структуры, что затрудняет возможность быть лидером в этих технологиях. Для покупающей фирмы одним из способов справиться с этой ситуацией является сосредоточение на некоторых избранных технологиях, а в отношении других положиться на специализированных поставщиков. Второй аргумент состоит в том, что поставщики, работающие с несколькими клиентами, умеют лучше выбирать будущее направление технического развития, чем покупающая компания с ее более ограниченным кругозором, сосредоточенным главным образом на своей собственной деятельности.
Тенденции в снабженческой сфере деятельности компаний изменили природу вопроса «сделать или купить?». Раньше это решение было довольно легко изменить по желанию компании — чуть ли не каждый год. Направление, взятое после 1980-х гг., сделало стратегический выбор необратимым. Во многих случаях покупающие компании столкнутся с гигантскими трудностями при попытке перейти от «купить» к «сделать». Часто они будут обнаруживать, что возвращение к переднему краю технологии после того, как они его покинули, требует слишком больших ресурсов. Другая перемена состоит в том, что изменилось отношение к контролю над ресурсами. Собственность — это один из способов контроля. Он обеспечивает высокую степень автономии в использовании ресурсов, и компании традиционно выражали предпочтение контролю собственника. Однако недостаток этого подхода заключается в том, что инвестиции в высокоспециализированные ресурсы могут потребовать от фирмы такой ресурсной структуры, которая в результате развития новых технологий может устареть. Поэтому традиционным аргументом в пользу внешних источников снабжения было сохранение маневренности и приспосабливаемое™, в то время как стремление к контролю поощряло вертикальную интеграцию. Неудивительно, что компании стали все больше и больше полагаться на внешние источники для сохранения маневренности, принимая во внимание темп технологического развития. Аргумент в пользу контроля был пересмотрен. Преобладающей стала точка зрения, что собственность на ресурсы обеспечивает полный контроль, при этом предполагалось, что контроль над ресурсами, находящимися в собственности других фирм, не осуществляется. Со временем, однако, сформировалась точка зрения, дополняющая первую, в соответствии с которой покупающая компания благодаря взаимоотношениям со своими поставщиками может в некоторой степени косвенно контролировать ресурсы, находящиеся в собственности других компаний. Такая стратегия была определена как квазиинтеграция, и, как предполагалось, она обеспечивала покупающим фирмам основные выгоды вертикальной интеграции, исключая сопутствующие ей недостатки. Появление этой точки зрения является результатом изменившегося взгляда на отношения с поставщиками (они будут рассмотрены в следующем разделе); она же внесла определенный вклад в само изменение этих отношений.