Поведение потребителей

Сегментирование рынка в глобальную информационную эпоху

Информационная революция, которая приняла громадный масштаб в бизнесе и СМИ, является предметом изучения растущего числа научных исследований, захватив вооб­ражение ученых, менеджеров и общественности. Эта революция сильно повлияла на методы управления деятельностью фирмы и развития бизнеса. Информационная стратегия лежит в основе усилий современных корпораций по их совершенствованию и ведет к созданию новой теории менеджмента и маркетинговой парадигмы.

В новой теории менеджмента и маркетинга (Wind, 1994) информация имеет основополагающее значение для: (1) понимания сущности и качества принимае­мых решений в менеджменте; (2) определения сущности стратегий бизнеса; (3) со­здания передовых систем коммуникаций и распределения.

Принятие управленческих решений

На принятие управленческих решений влияет развитие баз данных (охватываю­щих все население) и их взаимосвязь с системами поддержки принятия решения (DSS/ESS), которые, в свою очередь, могут включать экспертные системы или базы знаний. В этом контексте многие результаты сегментирования могут объеди­няться с DSS и большая часть данных по сегментированию может использоваться для разработки правил базы знаний, помогающих менеджерам в выборе целевых сегментов.

Некоторые достижения в этой области включают возможность создания «живых» баз данных, в которых можно использовать текущие сведения потребительских баз данных. Например, Citibank развивает интерактивную систему поддержки принятия решений для взаимодействия с покупателем. Так, системой направляется доставка со­общений почтой или по телефону, координируется взаимодействие с покупателем по каждому контакту с Citibank для создания «диалога», наиболее приоритетного для пользователя. Эта система основывается на новой модели отношений с домохозяй­ствами, а не только на традиционном внимании банка к операциям со счетами.

Моделирование данных

Другие интересные достижения касаются «разработки» данных (Lewinson, 1994). Этот термин относится к моделям распознавания структур, использующим ней­росети или фракционную технологию. Эти методы были применены для иден­тификации сегментов покупателей, которые с большей вероятностью купят предложенный продукт (в банковской системе, например), и для обнаружения покупателей с определенным образом жизни (для мобильных телефонов, напри­мер). Эти подходы, хотя и занимательны, до сих пор находятся в стадии разработ­ки и требуют обоснования.

Несмотря на то что пример Citibank показывает перспективы развития, боль­шая часть работ сегодня опирается на традиционное геодемографическое сегмен­тирование. Примером такого типа усилий может послужить сегментирование по стилю жизни «Claritas Prizm». Эта модель сегментирования разделила США на 62 кластера, которые были выделены из 15 групп в зависимости от типа размеще­ния (деревня, город, областной или городской) и достатка. Кластеры стиля жизни «Prizm» могут быть связаны с любой целевой группой по интересам.

Информационная стратегия

Информационные стратегии — относительно недавнее дополнение к традицион­ному набору маркетинговых стратегий. Одна из ранних и наиболее эффективных информационных стратегий, стратегия «захвата клиента» American Hospital Sup­ply, опирается на прямую связь между больничными компьютерами и компьюте­рами AHS, устраняя необходимость взаимодействия с людьми в случае прямой повторной покупки. Стратегия «захвата клиента», как и прямая связь между ком­пьютерами PEG и Walmart, увеличивает популярность.

Новые решения в области коммуникаций и распределения

Информационная технология также сильно влияет на характер выбора коммуни­каций и каналов распределения. Электронный магазин, CD-ROM или онлайно­вые системы развиваются намного быстрее, чем когда-либо ожидалось (см., на­пример: Rangaswammy and Wind, 1994). Для более широкого обсуждения вклада информационных технологий в маркетинг см.: Blattberget al., 1994 (см.: ИНФОР­МАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАРКЕТИНГ).

Эти изменения влияют на все аспекты нашей жизни и изменяют концепцию сег­ментирования. В новой маркетинговой парадигме традиционный массовый рынок заменяется сегментами, включая в крайнем случае лишь один сегмент. В серьезной работе «The One to One Future» («Точно предсказанное будущее») Д. Пеппере и М. Роджерс (Peppers and Roggers, 1993) представляют вйдение парадигмы «один к одному», включающее и фокусирующееся на:

♦ доле покупателей, а не на доле рынка;

♦ сотрудничестве с покупателями для создания товаров и взаимоотношений;

♦ индивидуальной адаптации товаров, услуг и стимулирования для каждого покупателя;

♦ диалоге с покупателями — интерактивной индивидуализации средств до­ставки сообщений.

Сдвиг к сегментам требует переосмысления концепции сегментирования, а также совершенствования и применения сложных баз данных, маркетингового ана­лиза, моделирования и стратегии. Стремление к подобному развитию неизбежно и сопровождается другой тенденцией — глобализацией бизнеса.

Глобализация

Рост промышленных рынков глобален. Для преуспевания в таком окружении фир­мы должны переключаться с местных операций на мировой рынок, то же касается и потребительских рынков товаров и услуг, так же как и рынков ресурсов от сырья до научно-исследовательских работ, производства, рабочей силы и капитала.

Глобализация экономики сопровождается также региональными экономиче­скими объединениями — Европейский Союз, NAFTA и другие примеры регио­нальной интеграции в Азии и Латинской Америке. Следствие такого развития для сегментирования заключается в том, что менеджеры должны рассматривать портфель сегментов, состоящий из:

♦ глобальных сегментов;

♦ региональных сегментов;

♦ сегментов внутри отдельных стран.

В дополнение есть необходимость рассмотреть в качестве единицы анализа не толь­ко страну, но и способ выхода, так как от этого зависят рискованность и привлекатель­ность деятельности. Выбор портфеля сегментов, включая глобальные сегменты и сег­менты внутри стран (с учетом способа выхода), требует значительного количества информации по всем соответствующим рынкам всего мира. Создание и поддержание такой информационной базы/базы знаний — нетривиальная задача и одна из основ­ных помех для развития глобальных сегментационных стратегий. Создание условий для развития и поддержки местных, региональных и мировых баз данных — это высо­коприоритетное направление для всех глобальных фирм. Без таких баз данных разви­тие эффективного сегментирования возможно, если фирма будет проводить повторя­ющуюся восходящую и нисходящую сегментацию. Этот процесс включает три этапа.

1. Сегментирование рынка каждой страны (с учетом способа выхода).

2. Проверка полученных сегментов в каждой из выбранных стран для опреде­ления общих сегментов — кластеризация стран в сегменты.

3. Создание глобального портфеля, основанного на различных кластерах сег­ментов.

Полученный портфель сегментов должен быть сверен с желаемым (нисходя­щим) портфелем сегментов. Сравнение и различие двух портфелей руковод­ствуется концепцией глобальной деятельности, которая определяет баланс меж­ду необходимостью развивать ориентирующиеся на местные рынки стратегии (с учетом особенностей рынка, условий конкуренции и окружающей среды) и достижением эффекта масштаба производства, расширяя деятельность на комби­нирующие страны сегменты. Структура и методология АНР могут помочь в при­нятии таких решений даже при отсутствии необходимых рыночных данных. Ког­да при помощи собственного опыта фирмы или при помощи других источников данные становятся доступными, их интегрируют в базы данных и используют в качестве входной информации для АНР.

Сегментирование глобальных рынков предлагает громадные возможности, кото­рые до сих пор игнорируются. Литература представляет разрозненные примеры гло­бального сегментирования (Helsen et al., 1993). Однако возможности исследований в этой области, и особенно это относится к информационной революции, весьма шатки.

Поведение потребителей

Делегирование полномочий по управлению кампанией

Часть 6 плана маркетинговых коммуникаций концентрируется на решениях, ка­сающихся заключения субподрядных договоров о развитии кампании и ее управ­лении. Когда речь идет о рекламе, полномочия на развитие и реализацию стратегии кампании, …

Выбор инструментов маркетинговых коммуникаций

Данное решение, в сущности, является вопросом распределения баланса между целевой аудиторией, сообщением, издержками, измерением и контролем. На некоторые целевые аудитории можно более эффективно воздействовать посредством использования какого-либо определенного вида маркетинговых …

Планирование кампании маркетинговых коммуникаций

Учитывая степень неопределенности получаемого результата и эффективности, описанных выше, существенным моментом является методичное планирование своих действий, прилагая все возможные усилия. Результат — формальный план маркетинговых коммуникаций — является до­кументом, который …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.