Сегментирование рынка
1. Значение сегментирования рынка для стратегий маркетинга и бизнеса
2. Решения, требуемые для реализации стратегии сегментирования
3. Успехи в области исследований по сегментированию
4. Сегментирование рынка в глобальную информационную эпоху
5. Расширение понятия сегментирования рынка
6. Проблемы и объединенная программа сегментационного исследования
С начала 1960-х гг. сегментирование рассматривалось как ключевая концепция маркетинга — именно этому вопросу была посвящена значительная часть научной литературы. До недавнего времени концепция сегментирования (что показано, например, в Frank et al., 1972) не менялась. Также и фундаментальные подходы к исследованиям по сегментированию рынка изменились незначительно (Wind, 1978), несмотря на публикации множества все более сложных исследований и подходов к моделированию сегментов разнородных рынков.
1. Значение сегментирования для стратегий маркетинга и бизнеса
В принципе, любая стратегия маркетинга или бизнеса должна строиться на понимании потребностей целевых сегментов и стремлении удовлетворить их даже в большей мере, чем ожидают сами потребители. Рисунок 1 ясно показывает центральное звено сегментирования, предполагая, что основой любой стратегии является понимание нужд целевого сегмента. Это указывает направление развития товаров и услуг и их точного позиционирования, которое отвечает нуждам целевых сегментов. Продукты и услуги, позиционируемые в соответствии с нуждами целевых сегментов, определяют основу маркетинговой стратегии, процессов, ресурсов и других областей деятельности фирмы.
Однако до сих пор, несмотря на всеобщее признание и значимость, сегментирование проводится многими компаниями неэффективно, без учета в своих стратегиях потребностей целевых сегментов. Опыт наиболее успешных компаний, действующих на потребительском и промышленном рынках, свидетельствует о необходимости эффективного сегментирования, увеличивающего вероятность позитивных изменений предложения компании, снижающего издержки и возможные неудачи нового товара или услуги.
3. Какие стратегии и процессы требуются для реализации потенциальных возможностей, и какие процессы требуются для разработки^ и эффективного внедрения товаров и услуг? |
Рис. 1. Вопросы стратегии, ориентированной на покупателей
Для оценки эффективности стратегии сегментирования можно провести аудиторскую проверку по ряду критериев. Таблица 1 представляет пример аудита сегментирования для крупного производителя компьютеров. Важно отметить, что эффективное сегментирование требует положительного ответа на каждый вопрос. Если есть отрицательные ответы, то каждый из этих пунктов требует коррекции.
2. Решения, требуемые для реализации стратегии сегментирования
Эффективное сегментирование требует ответа на пять следующих вопросов.
1. Как сегментировать рынок?
2. Какую процедуру исследования выбрать для разработки стратегии сегментирования?
3. Какой (какие) сегмент (сегменты) выбрать?
4. Как распределить ресурсы между сегментами?
5. Как реализовать стратегию сегментирования?
Решение об идентификации сегмента
Решение включает определение набора переменных (базовых), используемых для сегментирования рынка. Сегментировать ли рынок по статусу пользователя товара (например, пользователи и непользователи, постоянные и непостоянные пользователи)? Сегментировать ли рынок, основываясь на желаемых выгодах
Таблица 1 Проверка сегментирования
|
Окончание табл. 1
|
потребителя (например, в зависимости от значимости таких характеристик, как эксплуатационные свойства товара, удобство использования и чувствительность к цене)? Должны ли мы использовать какие-либо другие критерии для описания изменения поведения потребителей под влиянием элементов маркетинга-микс (например, вероятность покупки принципиально нового товара, реакция на ценовое стимулирование, степень лояльности к бренду)? Наиболее успешный опыт в этой области опирается на три тезиса.
1. Эффективные переменные сегментирования позволяют различать сегменты по степени их реакции на изменения элементов маркетинга-микс. Так, основанием для сегментирования может быть деление рынка на покупателей и непокупателей, чувствительных и нечувствительных к цене. Возраст, пол, семейное положение, психографические и другие общие характерне-
тики потребителя не являются достаточным основанием для сегментирования, так как не учитывают восприимчивость к воздействию элементов маркетинга-микс.
2. Выбранные переменные сегментирования должны быть напрямую связаны со стратегической целью. Для сегментирования в основном существуют две причины:
1) сегментирование рынка позволяет фирме скоординировать свою деятельность вокруг целевых сегментов. Так как растет число компаний, которые под влиянием рынка переходят от традиционной, ориентированной на производство организации к ориентирующимся на рынок или матричным структурам, то становится все более необходимым поиск стабильных и крупных сегментов для нацеленности на них стратегических бизнес-еди - ниц. Примером такого сегмента для компании, оказывающей финансовые услуги, могут быть потребители, делегирующие полномочия, которые предпочитают, чтобы их финансовыми делами ведали специалисты, и потребители, которые предпочитают делать все самостоятельно, используя прямую электронную торговлю. Для эффективного обслуживания этих двух сегментов фирме требуются совершенно разные стратегии. Участники каждого сегмента имеют общие финансовые/инвестиционные потребности. Однако каждый из этих сегментов может быть довольно разнородным по отношению к другим потребностям, поэтому, возможно, потребуется их дальнейшее деление на более однородные группы;
2) специфические сегменты требуют специфических же рыночных и бизнес - решений. Например, при выводе нового товара сосредоточиваются на сегменте с наибольшей вероятностью совершения покупки товара. При запуске новой службы онлайновой электронной торговли внимание уделяется тем, кто имеет возможность пользоваться компьютером и кто будет использовать электронные торговые услуги. Другие специфические сегменты мо - іуг потребовать иных специфических решений маркетинга-микс. Например:
♦ для позиционирования: способ использования товара; предпочтительность товара; искомые выгоды;
сочетание вышеназванных переменных;
♦ для разработки идеи нового товара (выведение нового товара): реакция на новые идеи (намерение купить, предпочтение данной торговой марки и т. д.):
искомые выгоды
♦ для решений относительно цен: ценовая чувствительность; склонность к сделке;
ценовая чувствительность в зависимости от характера покупки или использования;
♦ для решений в области рекламы: искомая выгода; восприятие СМИ;
психографические критерии/стиль жизни;
сочетание вышеперечисленных переменных между собой, с характером покупки/использования;
♦ для решений по распределению:
лояльность и благосклонность к определенному типу магазинов; искомые преимущества в выборе магазина;
♦ для полного понимания рынка:
искомые преимущества (для промышленных рынков — критерии, используемые при принятии решения о покупке); характер покупки товара и его использования; лояльность к марке и возможность переключения на другую; сочетание вышеупомянутых переменных.
3. Для лучшего понимания различных сегментов и их характеристик важно изобразить профиль сегмента, включающий описание демографических, психографических параметров, характер использования товара, восприятие и предпочтения, отношение и т. д. В случае сегментирования промышленного рынка (целевой сегмент — промышленные предприятия) данные переменные должны включать как характеристики организации, так и личные характеристики каждого из участников закупочного центра. Таблица 2 содержит примерный перечень переменных, обычно используемых для выделения и описания сегментов. Важно отметить, что переменные, не задействованные в качестве основы «первичного» сегментирования, могут стать идентификаторами сегментов, формирующихся на основе базового.
Качество сегментирования в значительной степени зависит от качества информации (см.: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАРКЕТИНГ; МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ). При сегментировании любого рынка требуется информация о характеристиках рынка, которая включает:
♦ размер и темпы роста рынка;
♦ критерии, используемые закупочным центром при принятии решений о покупке (включая искомые преимущества и проблемы, которые они пытаются разрешить);
♦ предпочтения, отношение, использование товаров и услуг компании и ее конкурентов;
♦ демографические характеристики участников закупочного центра и организаций (в случае промышленных рынков);
♦ психографические характеристики (стиль жизни, тип личности и другие психологические и поведенческие характеристики);
Таблица 2 Критерии, наиболее часто используемые как основа для сегментирования и описания сегментов
|
♦ реакция и чувствительность к рыночным действиям компании и ее конкурентов.
Для сбора, анализа и интерпретации данных по этим переменным требуется исследовательская программа. Исторически исследования для сегментирования рынка базируются на опросах потребителей. Однако существует множество других подходов, которые тоже должны рассматриваться.
Рисунок 2 показывает возможные варианты решений. Формальное первичное исследование и особенно проведение опросов существующих и потенциальных потребителей были наиболее популярными подходами. Последние разработки баз данных по всему миру изменили природу исследований по сегментированию. Например, в фармацевтической промышленности множество фирм разрабатывают базы данных по всей отрасли — свыше 400 ООО фармацевтов, 7000 больниц и тысячи попечительских организаций.
Первичное исследование — первичные источники данных, более удобные для охвата выбранных сегментов. Аналогичное применение, но для потребительских услуг, было описано в работе Е. Дунн и Й. Винда (Dunn and Wind, 1983). Сложность и значимость решений по распределению ресурсов наводят на мысль о целесообразности применения методов, таких как АНР, которые объединяют управленческую теорию, эмпирические данные, полученные из эконометрических моделей реакции рынка, экспериментов, изучения потребителей и моделей принятия решений.
1. Реализация стратегии сегментирования.
2. Выборка.
3. Генеральная совокупность.
Рис. 2. Выбор программы исследования для сегментирования |
4. База данных, анализ, система поддержки принятия решений (DSS — Decision Support System), разработка процесса моделирования, модель распределения ресурсов и/или модель субъектов управления, использующих такие подходы, как процесс иерархического анализа (АНР — Analytical Hierarchy Process).
Второй тип формального исследования включает анализ вторичных данных, опирающийся на геодемографическую информацию, пригодную как для исследований в области сегментирования, так и для экспериментирования.
Адаптивное экспериментирование — другой подход, который может дать понимание характеристик различных рыночных сегментов и их реакции на маркетинговые воздействия.
Третий подход опирается на исходные показатели текущей деятельности. В этом случае мы включаем данные как о реакции рынка на различные стратегии, так и данные, поступившие от стратегических альянсов с потребителями. Последний подход особенно важен при разработке нового товара, когда компания тесно сотрудничает со своими потребителями по поводу разработки новых товаров и услуг.
Практика показывает, что наилучшие исследования используют несколько подходов, объединяя полученную информацию в базы данных, постепенно обновляя и используя их как часть системы поддержки принятия решений.
Располагая «картиной» сегментированного рынка, зачастую нецелесообразно пытаться охватить все сегменты.
Поэтому важнейшим решением является выбор целевых рыночных сегментов. Все сегменты должны соответствовать следующим четырем условиям: измеримость (возможность измерения размера и характеристик сегмента); значимость (способность приносить хотя бы минимальную прибыль); доступность (возможность доступа и обслуживания сегмента); реальность (возможность применения стратегий по обслуживанию сегментов) (Kotler, 1991). Кроме этих требований выбор целевых рыночных сегментов требует ответов на следующие вопросы.
♦ Какая реакция на предложение, включая позиционирование продуктов и услуг фирмы, наиболее вероятна?
♦ Каков размер сегмента с точки зрения доходов и прибылей, которые могут быть получены?
♦ Как может быть охвачен сегмент (посредством контроля СМИ и каналов распределения или посредством реализации стратегии «самоопределения»)?
♦ Какова текущая и перспективная деятельность конкурентов на целевом сегменте?
♦ Каковы возможные издержки эффективного охвата сегмента?
♦ Каково влияние возможных изменений окружающей среды (например экономических условий, стиля жизни, законодательства и т. д.) на поведение целевого рыночного сегмента?
♦ Располагаем ли мы товарным предложением и соответствующим квалификационным уровнем для эффективного охвата и обслуживания выбранных целевых сегментов?
♦ С каким количеством сегментов мы можем работать эффективно?
Эти и некоторые другие критерии зачастую требуют информации, которая не всегда доступна. Поэтому необходима система поддержки принятия решения. Эта система должна опираться и на прошлый управленческий опыт, и на доступную в текущий момент информацию. Как минимум такая система должна включать: определение релевантных критериев; оценку сегментов в соответствии с выбранными критериями.
Следуя логике портфельного анализа товаров и сфер деловой активности, может быть создан портфель текущих и потенциальных рыночных сегментов (Wind and Robertson, 1983). Рисунок 3 иллюстрирует портфель сегментов, в котором каждый из них оценивается по своей привлекательности, по имеющимся у фирмы конкурентным преимуществам для работы в рассматриваемом сегменте и по ожидаемому синергетическому эффекту. Первые два критерия используются и в матрице портфельного анализа General Electric/McKinsey. Оценка по этим критериям может основываться на измерении единственной характеристики или представлять композицию многих параметров. Например, привлекательность сегмента может основываться на оценке размера и роста сегмента, факторов риска и стоимости охвата сегмента. Сильные стороны фирмы в сегменте могут включать: реальную и ожидаемую долю сегмента, ожидаемую прибыльность. Специфические критерии и их удельный вес моїуг быть определены на основе маркетинговых исследований и опыта управления.
Цели |
Процесс выбора сегмента, показанный на рис. 3, отражает процесс иерархического анализа (АНР). Иерархический анализ ( Wind and Saaty, 1980; Saaty, 1992) — это количественный подход, помогающий квантифицировать субъективные управленческие суждения. Необходимыми шагами в применении АНР являются:
Краткосрочный |
Долгосрочный |
|
период |
период |
|
0,80 |
0,20 |
Благосостояние фирмы |
Горизонт планирования |
Товарные |
Рост |
Рост продаж |
Снижение |
|||
прибыли |
риска |
|||||
0,39 |
0,34 |
0,20 |
0,07 |
Привлекательность |
Конкурентная сила |
Синергия |
||
сегмента |
в сегменте |
|||
0,28 |
0,51 |
0,21 |
Критерий |
Существующие сегменты Новые сегменты |
Рыночные |
А |
В |
С |
D |
Е |
F |
G |
Н* |
I* |
J* |
к* |
L* |
сегменты |
0,10 |
0,21 |
0,11 |
0,02 |
0,03 |
0,18 |
0,02 |
0,10 |
0,17 |
0,01 |
0,03 |
0,02 |
Рис. 3. Иллюстрация результата процесса иерархического анализа (АНР), разработанного для формирования портфеля рыночных сегментов |
постановка группой менеджеров проблемы, требующей решения, рассмотрение ее с позиции иерархии взаимосвязанных элементов решения; оценка элементов иерархии методом попарного сравнения и использование математических методов для определения удельного веса каждого элемента решения. Программные экспертные системы делают более удобным внедрение АНР.
Применение АНР для выбора сегмента объединяет усилия ведущих менеджеров компании, которым предоставляется вся доступная информация маркетингового исследования. Это дает возможность обсуждения и оценки различных сегментов с помощью попарных сравнений по каждому выбранному критерию. Результаты приоритетности сегментов показаны на рис. 3 и предполагают следующие выводы:
♦ менеджеры установили три критерия (привлекательность сегмента, сильные стороны и синергия), которые имеют разную значимость с учетом возможностей фирмы в достижении четырех целей (продукт, рост прибыли и объема продаж, снижение риска). Цели, в свою очередь, различаются по своей значимости (рис. 3) в зависимости от благосостояния фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе (не показаны на рисунке). Семь существующих сегментов оцениваются по трем критериям (привлекательность сегмента, сильные стороны в сегменте и синергия) и взвешиваются по их важности для достижения четырех целей. Три из семи сегментов — D, Е и G—не очень привлекательны и должны рассматриваться как кандидаты на удаление или, по крайней мере, должен быть уменьшен объем ресурсов, направляемых в эти сегменты;
♦ были определены пять новых сегментов. При оценке по трем критериям два из пяти сегментов — Н и I — были рассмотрены как кандидаты на включение в портфель и три — J, К и L — как кандидаты на удаление;
♦ в результате процесса был определен новый портфель сегментов, включающий А, В, С, F, Н и I;
♦ на основании сделанных предположений определяется, сколько ресурсов использовать на каждом сегменте. Исходя из оценок иерархической значимости, ожидаемых доходов от каждого сегмента, стоимости охвата и риска определяются приоритеты для распределения ресурсов. Эго может привести к следующему распределению: А - 11%, В = 24%, С = 13%, F = 21%, Н = 11% и I = 20%.
Другим примером портфеля сегментов, выбранных фирмой, может быть недавняя реклама Citibank, которая разработала товары и услуги для шести следующих сегментов.
♦ Лица, планирующие увольнение: отсрочка налоговых выплат имеет смысл больше чем когда-либо.
♦ Уволенные лица: не пропустите нового налогового законодательства.
♦ Лица, покидающие профессиональную деятельность: убедитесь, что ваш пенсионный фонд защищен.
♦ Лица, оплачивающие колледж: вносите плату заранее и регулярно.
♦ Вкладывающие в жилье/заемщики: уделите стратегическое внимание домовладельцам.
♦ Представители малого бизнеса: уделите внимание долгосрочной стратегии.
Распределение ресурсов между сегментами
Выбор целевых сегментов и распределение ресурсов между сегментами — это взаимосвязанные решения. Например, в предыдущем разделе АНР использовался для формирования портфеля сегментов и распределения ресурсов между ними. Последнее обычно подразумевает не только распределение между сегментами, но и между различными элементами маркетинга-микс — товаром, ценой, распределением, стимулированием и рекламой.
Важнейшей проблемой является определение комбинации ресурсов, которая имеет максимальную отдачу (объем продаж, прибыльность и т. д.). Каким образом, например, должны быть распределены торговые представители, работающие на рынке, между сегментами, чтобы максимизировать отдачу? Оценка и моделирование изменения объема продаж в каждом сегменте в зависимости от изменения каждого рыночного ресурса имеют огромное значение. Наиболее передовые модели распределения ресурсов развивались в контексте разработки оптимальных товарных линий. Эти подходы, которые обычно основываются на совместном анализе реальных и потенциальных покупателей, применялись для широкого ряда ситуаций, включая компьютерные телекоммуникационные товары и услуги, фармацевтику и т. д. (Green and Krieger, 1985). В случаях, когда основанный на эмпирических данных метод моделирования реакции рынка недоступен, может быть использована субъективная оценка менеджера, опирающаяся либо на методы вычисления решений (Little, 1979), либо на АНР ( Wind and Saaty, 1980).
Приведенный на рис. 3 пример АНР включал в своем оригинальном варианте еще более низкий уровень показателей, учитываемый при выборе различных вариантов маркетинговой стратегии.
Реализация стратегии сегментирования
Наиболее сложным аспектом любого проекта сегментирования является разработка маркетинговой стратегии и программы на основе полученных результатов исследования. Нет никаких правил, гарантирующих успешность разработки, и действительно немного известно (в опубликованной литературе) о том, как происходит этот процесс.
Неформальное обсуждение с руководителями и исследователями «успешных» и «неуспешных» примеров позволило сделать несколько обобщенных выводов об условиях, которые увеличивают вероятность успешной реализации сегментирования (см.: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ).
1. Вовлечение в процесс принятия решений всех относящихся к делу людей (например менеджеров по товару, ответственных за разработку новых товаров, рекламных и торговых представителей и т. д.).
2. Характеристики сегмента должны быть достаточно обширны для обеспечения позиционирования нового товара и решений относительно товара, цен, коммуникаций и распределения.
3. Характеристики сегмента должны также давать возможность для реального исполнения выбранной стратегии.
4. Выбирая немаркетинговую ориентацию управления по продукту, желательно возложить обязанности исполнения стратегии сегментирования на менеджеров или команды, ответственные за работу в сегментах.
5. Поскольку информация о средствах массовой информации и каналах распределения редко напрямую связана с функцией реакции рынка, то особенно важно получить данные, отражающие функцию реакции рынка на различные СМИ и каналы распределения, а также результаты реализации фирмой стратегии «самоопределения». (Представители целевого сегмента самостоятельно выбирают сообщение в средствах доставки информации.)