Риск в планировании бюджета
Бюджеты, составленные в определенных (то есть постоянных) пределах, имеют определенные недостатки:
1. Они базируются на принятых условиях (например устойчивый спрос, неизменный уровень интересов) и взаимосвязях (например товар-микс остается постоянным), которые не меняются, невзирая на перемены обстоятельств.
2. Они дают примерные задания только в отношении объема, но не времени.
3. Они сравнивают текущие затраты с предварительной оценкой затрат, основываясь только на ретроспективном анализе.
4. Их краткосрочный диапазон ограничивает их перспективы, так что краткосрочные результаты могут быть получены за счет долгосрочной стабильности или успеха.
5. Поддерживается тенденция навсегда сохранять неэффективность (например бюджет следующего года определяется ростом на 15% по сравнению с показателями прошлого года независимо от прошлогоднего показателя эффективности).
6. На «утрясание» бюджета может тратиться больше энергии, чем на основной бизнес.
7. Неустойчивая внутренняя логика статичного бюджета может быть уничтожена, если менеджеры будут реагировать на проекты бюджетов, требуя изменений, которые потом не будут отражаться в итоговом бюджете.
Эти типичные недостатки особенно очевидны в отношении постоянных затрат, таких как затраты на продвижение, которые просматриваются в маркетинговом контексте и указывают на необходимость применения опыта и интеллекта при адаптации бюджета к характерным условиям и индивидуальным требованиям каждой компании.
Внешняя среда динамична, и бюджет не должен вредить компании при ее попытке адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Так, чрезмерно жесткая структура бюджетного планирования может стать препятствием для благополучия компании, затрудняя понимание менеджерами имеющихся возможностей после установления бюджетного плана, из-за негибкости бюджет становится бессмысленным и слишком дорогостоящим. И напротив — бюджет, который не может задать направления (т. е. скорее свободный, чем жесткий), не способен в достаточной мере помочь в координации общих действий для достижения целей.
В сознании должно появиться, что бюджетный план предоставляет средства к завершению, это не есть само по себе завершение. Желаемое завершение — это достижение определенных целей. Поэтому опасно позволять целям бюджета смещать цели организации. Эта опасность высвечивается при рассмотрении ситуации, когда цели бюджета главенствуют независимо от меняющихся условий, вместо того чтобы меняться (вместе с другими показателями плана) в соответствии с обстоятельствами на благо компании.
Такая практика, когда прошлые уровни затрат или доходов переносятся на последующие периоды без тщательной оценки, может скрыть неэффективность. Достигнутые результаты необязательно отражают желательный уровень эффективности, поэтому будущие оценки не должны основываться на них без пересмотра стандартов (норм и нормативов) и других основополагающих элементов планирования, при помощи которых политика переводится в числовые показатели.
В итоге если бюджеты используются как механизм давления, результат будет негативным, что проявится в неспособности достичь внутренние цели. Один из наиболее желательных путей преодоления подозрительности и непонимания в планировании бюджета — это вовлечь в процесс всех тех, кто желает удостовериться, что компания достигает своих целей.