Реализация стратегий ценообразования: установление и корректировка цен
Для того чтобы реализовать стратегию ценообразования, нужно определить общую структуру цен и конкретные уровни цен. Кроме того, эффективное ценообразование — это динамичный процесс, реагирующий на существенные изменения окружающей среды, а также на угрозу со стороны конкурентов.
Ценовая стратегия имеет некоторые основные «принципы», которых всегда необходимо придерживаться. В рамках данных принципов структура цен отражает оценку характеристик товара, а также закладывает основу, на которой будут установлены уровни цен (Stem, 1986). Структура цен определяет: (1) какие характеристики каждого товара или услуги будут оценены; (2) как будут варьироваться цены для разных групп потребителей в случае различающихся стратегий ценообразования для них и для различных товаров или услуг в случае ценообразования в рамках товарного ассортимента; (3) срок и условия платежа. (Более подробно см.: Nagle and Holden, 1995; Dada and Srikanth, 1987; Day and Ryans, 1988; Monroe, 1990; Morris and Calantone, 1990; Lai, 1990.)
Структура цен является важным компонентом эффективной ценовой политики: она обеспечивает гибкость ценообразования, которая необходима для эффективного осуществления стратегии ценовой дифференциации и стратегии ценообразования в рамках товарного ассортимента, а также является быстрым и эффективным инструментом реагирования на угрозы конкурентов (Stem, 1986). Указания по построению структуры цен на стратегическом уровне можно найти в работах М. Морриса и Р. Калантона (Morris and Calantone, 1990), а также К. Монро (Monroe, 1990).
Методы установления уровня цен
Для определения уровней цен были разработаны многочисленные методы. Вместо того чтобы перечислять все известные методы, мы укажем их главные группы и проиллюстрируем каждую группу одним или несколькими конкретными примерами.
Методы оптимизации
Методы оптимизации означают попытку установить оптимальный уровень цен с использованием аналитической зависимости или просто в числовом виде. В общих чертах установление оптимальных цен включает: (1) описание и оценку функций спроса и затрат (последние работы также включают функции конкурентной реакции в оптимизационном подходе); (2) выбор целей ценообразования (в большинстве случаев максимизация прибыли); (3) назначение оптимальных цен с использованием методики математической оптимизации.
Типичной в данном классе методов ценообразования является традиционная микроэкономическая модель ценообразования (см., например, Monroe, 1990; Simon, 1989). Оптимизация цен может производиться как со стороны производителей (Bultez et al., 1995), так и со стороны розничных продавцов (Feichtingeret al., 1988).
Некоторые существенные недостатки оптимизационного подхода состоят в использовании упрощенных расчетов для поддержания гибкости модели, а также в акцентировании внимания на максимизации прибыли и трудностях в получении необходимой информации для подсчета оптимальных цен. Для того чтобы решить данные проблемы, были разработаны более комплексные модели и альтернативные методы ценообразования. Т. Нэгл и Р. Холден дают обзор смещения акцентов в традиционной экономической модели ценообразования (Nagle and Holden, 1995). Группа методов ценообразования, которая пытается избежать или уменьшить проблемы подсчетов, представляет собой эмпирические правила, которые будут обсуждены ниже. Имитационное и ценообразование на основе воспринимаемой ценности пытается ограничивать применение упрощенных расчетов и устанавливать цену на более реалистичной основе (например принимая во внимание эффект психологического ценообразования).
Эмпирическое ценообразование
Во многих случаях оптимизационные методы не применимы, потому что необходимая информация недоступна или слишком дорогостояща. Для решения данной проблемы были разработаны несколько эмпирических правил. Большинство этих правил основываются на затратах, так как информация о затратах более доступна для многих компаний.
Надбавочное или «средние затраты плюс» ценообразование является одним из наиболее широко практикуемых эвристических правил ценообразования, особенно популярным у розничных продавцов (Levy and Weitz, 1995). Второе правило, основанное на затратах, это «целевое» ценообразование (см., например, Kotler, 1997). Обе технологии легки в применении и требуют только информации о затратах, но они не учитывают соотношения цены и объема спроса, эффекта изменения затрат во времени и реакции конкурентов.
Третье эмпирическое правило, которое больше ориентировано на конкуренцию, состоит в ценообразовании на уровне текущих цен. В данном случае фирма устанавливает свои цены главным образом на основе ценовых уровней конкурентов. Ценообразование на основе текущих цен в основном пытается следовать конкурентным решениям, и не полагается на тщательный анализ окружающей среды и причин поведения конкурента. Спрос и различия в затратах также игнорируются.
Основные преимущества данных правил ценообразования состоят, следовательно, в легкости их применения и низкой информационной потребности. Они вряд ли приведут к оптимальным или почти оптимальным ценовым решениям, поскольку важные детерминанты ценообразования игнорируются.