Рациональность в планировании
В процессе планирования мы смотрим в будущее для того, чтобы решить что делать. Процесс планирования сам по себе является систематизированным подходом к решению следующих вопросов:
♦ Где мы находимся сейчас и как мы здесь оказались?
♦ Что нас ждет в будущем?
♦ В каком направлении мы хотим двигаться?
♦ Как мы можем там оказаться?
♦ Как дорого это будет стоить?
♦ Как оценить полученный результат?
Хотя никогда не существует четкой уверенности в будущем, любая фирма или организация осознанно склоняется скорее предупреждать события, чем реагировать на них. Упреждающим (проактивным) является такое поведение организации, когда она пытается прогнозировать будущее, чтобы повлиять на него, т. е. хочет не только предвидеть воздействия окружающей среды, но и заранее адаптироваться к ним. Это отличается от реактивного поведения, когда действие происходит только в ответ на произошедшие события, не предусматривается ни прогноз событий, ни поиск воздействия на них.
Существуют основания полагать, что формальное или систематическое планирование эффективнее импровизации, поскольку данный процесс предполагает наличие процедуры определения цели и необходимых действий по ее достижению. Недостаточная продуманность целей, неполнота информации для понимания проблем и альтернативных решений, недостаточная оценка принимаемых решений — это те факторы, которые затрудняют решение проблем в бизнесе. Формальное планирование требует строгого внимания к продумыванию целей, расширенного поиска решений (альтернатив) и четкой оценки каждого совершаемого действия.
Несмотря на то что было сказано о необходимости формального (систематического) планирования, основной упор должен ставиться прежде всего на процедуре самого планирования, нежели на процессе его систематизации. Необходимо понимать проблемы неправильного мышления, а также осознавать политическую подоплеку процесса стратегического маркетингового планирования. В любом случае, недостаточно самих логических процедур и процессов даже с появлением компьютерных программ-аналогов и их пренебрежением данными. Следует фокусировать внимание на содержании стратегии.