Процесс создания новых товаров
Создание концепции, разработка и запуск нового товара — это процесс. Этот процесс создания нового товара начинается с генерирования идеи и при условии, что все идет нормально, заканчивается коммерческим успехом нового товара на рынке.
Процесс создания нового товара, как и большинство происходящих в компании процессов, может быть представлен в виде блок-схемы и схематически описан. Несмотря на то что модели отличаются друг от друга, изначально существует пять основных стадий или фаз (рис. 1). Вот упрощенное, в некотором смысле нормативное, описание процесса создания нового товара (Booz-Allen and Hamilton, 1982', CooperandKleinschmidt, 1986), дополненное схемой распределения ресурсов (Cooper, 1993).
Стадия 3: конструирование и создание образца |
Стадия 5: коммерческое производство |
новых товаров (7,3% от затрат по проекту) |
36,9% (22,7%) |
Рис. 1. Пять стадий процесса создания нового товара с раздельным указанием затрат Источник: Booz-Allen and Hamilton, 1982. |
Примечания:
1. 14,7% всех средств, которые фирмы тратят на товарные инновации, направляются на эту первую стадию — генерирование идеи.
2. Из всех денежных сумм, которые тратятся на генерирование идеи, лишь 34,7% приходится на создание успешных новых товаров.
3. В типичном проекте лишь 7,3% затрат направляется на эту первую стадию.
Генерирование идеи, исследование и отсеивание
На этой первой стадии генерируется идея и производится начальная выбраковка (отсеивание) неподходящих идей. Идеи могут поступать из многих источников, как внутренних, так и внешних для фирмы. Традиционные внешние источники идей включают: покупателей и конечных потребителей; конкурентов; выставки и конференции; коммерческие публикации; университеты, консультантов и индивидуальных изобретателей. Внутренние источники идей включают работников компании, чаще всего занимающих технические должности (НИОКР, инженеры) и должности в сфере маркетинга и продаж. Генерирование идей может быть активным (например, как результат создания групп мозгового штурма из потребителей и сотрудников или проведения предварительных исследований в новых областях) или просто реагирующим (идеи, которые присылаются работниками, или требования, предъявляемые потребителями). Идеи могут также «порождаться технологией», когда техническое открытие (сделанное, например, в лаборатории) открывает целый ряд новых возможностей: блокноты «Post-It Notes» основаны на открытии чудесного клея, который клеится многократно и не оставляет следов на поверхности; или «порождаться рынком», когда обнаруживается потребность покупателей или неудовлетворенный спрос и начинается поиск технических решений.
Источник идей для новых товаров не оказывает большого или продолжительного влияния на процесс создания нового товара или его успех. Однако существуют некоторые тенденции:
♦ Подавляющее большинство успешных новых товаров являются порождением рынка (часто приводится цифра 75%). Однако около 75% всех неудач также являются порождением рынка!
♦ Пользователи-лидеры являются замечательным источником новых идей о товарах (Voп Hippel, 1988). Пользователи-лидеры — это особенно склонные к инновациям потребители, которые часто экспериментируют или видоизменяют существующие товары так, чтобы они лучше удовлетворяли их потребности. Идеи, полученные от других типов потребителей, также обычно оказываются лучше разработанных внутри организации (Cooper andKlein - schmidt, 1993a).
♦ Существуют разные точки зрения на появление новых товаров, связанные с технологическим развитием. С одной стороны, наиболее удачные инновации были порождены технологическим прогрессом, даже прорывами в этой области. Появление таких товаров, как нейлон, лазер, радар, компьютер и т. д., явилось результатом развития технологий, часто разрабатывавшихся со слабым представлением о существующих потребностях или рыночном спросе. Но, с другой стороны, против такого подхода говорит то, что процент успеха в этих случаях обычно низок — возможно потому, что товары, порожденные технологическим развитием, часто не соответствуют желаниям потребителей (Cooper and Kleinschmidt, 1993а).
На первой стадии процесса создания нового товара предпринимаются также первые попытки оценить и отсеять предлагаемые проекты. Некоторые компании разработали строгие инструменты отсеивания, отбора и выбора приоритетных проектов начиная со стадии зарождения идеи, на которые следует направлять ресурсы.
Типичная компания тратит около 15% всех своих средств, отпущенных на инновации, на этой первой стадии (Booz-Allen and Hamilton, 1982). Обратите внимание: на рис. 1 показано, что 65% всех этих затрат приходится на неудавшиеся проекты — это означает, что должно проводиться множество исследований для выделения нескольких стоящих проектов. Если рассматривать каждый проект в отдельности, на первую стадию приходится около 7% всех затрат по проекту.