Процесс покупки
Покупательское решение организации можно рассматривать как процесс, происходящий во времени. В нем есть несколько ключевых стадий. Однако не все из них обязательно присутствуют в каждой ситуации. Процесс может быть длинным в одних ситуациях и относительно коротким в других. Для отражения различных стадий можно предложить ряд разнообразных моделей, каждая из которых по существу состоит из одних и тех же элементов: идентификация потребности, спецификация требований, поиск поставщиков, выбор поставщика, заказ на поставку, оценка после покупки и управление поставщиками (Moller, 1985).
Ситуации покупки также разбиваются на три категории, а именно: прямая повторная покупка, модифицированная повторная покупка и первичная покупка (Robinson and Fans, 1967). Ситуация прямой повторной покупки включает покупку того же самого продукта или услуги снова у того же поставщика. Такая покупка, как правило, совершается быстро, и обычно в процесс покупки вовлечено всего несколько человек. Модифицированная повторная покупка включает изменение в покупке. Это может быть новый поставщик или измененная спецификация. Скорее всего, в процесс покупки будет вовлечено больше людей. И наконец, первичная покупка — это покупка, которую организация ранее не совершала. Типичные ситуации первичной покупки вовлекают в себя больше людей, чем две предыдущие категории, требуя больше времени для завершения.
Для описания взаимодействия между процессом покупки и ситуацией покупки была разработана концепция матрицы покупки (Robinson andFaris, 1967). Каждый из классов покупки (первичная покупка, модифицированная повторная покупка и прямая повторная покупка) можно рассматривать в понятиях связанного с ним процесса покупки. Такая категоричность способствует удобному анализу покупательского решения организации (см. табл. 1).
Можно провести исследования для того, чтобы определить, как поставщик выявляет потребность клиента в покупке предлагаемого ему продукта или услуги. Действительно ли в первую очередь клиенты осознают проблему или поставщик должен создать нечто для осознания того, что потребность существует? Например, очевидно, что когда имеющаяся партия бумаги подходит к концу, ее нужно пополнить. Точно так же требуются детали, чтобы производственная линия продолжала работать, и их запас должен восстанавливаться, когда подходит к концу (в идеале — незадолго до того). Однако не для всех продуктов потребность столь очевидна. Например, компания может не осознавать потребности в усовершенствовании своей внутренней системы информации. Масштаб этой проблемы может выявить ревизия систем коммуникации внешним поставщиком.
Спецификация требований включает разработку и описание характеристик и количества продукта или услуги, которые необходимы. Это может быть сделано точным выбором торговой марки (например марки моторного топлива). С другой стороны, может понадобиться анализ требований, и спецификация будет разработана на основе этого анализа. Этому процессу соответствует термин «проектирование стоимости». Если в этот процесс возможно вовлечение продавца, то он
Таблица 1 Модель сетки организационного покупательского поведения Робинсона—Фэриса
|
Источник: Robinson and Fans, 1967. |
будет в состоянии влиять на окончательную спецификацию. Он может поделиться своими знаниями с клиентом с целью последующей оценки технических требований и заключения контракта. В некоторых ситуациях организация-клиент может просто указать, чего она хочет достичь, и пригласить поставщиков предложить свои варианты спецификации (спецификация по применению). Здесь клиент для решения своей проблемы полагается на компетентность поставщика (Dyer and Ouchi, 1993).
Организации осуществляют поиск поставщиков самыми разнообразными способами. С точки зрения поставщика важно выяснить, как клиент ищет альтернативных поставщиков. Также важно установить, сколько поставщиков при этом рассматриваются. Во многих ситуациях необходимое количество поставщиков определяется стандартными рабочими процедурами. Этот вопрос связан со стоимостью контракта. Организация может настаивать, чтобы ответственный за покупку сотрудник получил расценки как минимум от трех поставщиков, если предполагается покупка больше чем на 2500 фунтов стерлингов. Это может вызвать проблемы в случае, если существует ограниченное количество компетентных поставщиков.
Данные ряда исследований также показывают, что большинство промышленных покупателей не заглядывают слишком далеко в поиске новых поставщиков. Есть сильная тенденция к инерции. Существующие поставщики предпочтительнее новых источников снабжения.
Важно также понимать, какие источники информации используются для нахождения поставщиков. Официальные средства массовой информации (профессиональная пресса, выставки и прямой маркетинг), как правило, создают осведомленность. Для оценки и выбора поставщиков используются и неформальные источники (личные встречи и отзывы других клиентов). Некоторые источники информации, такие как персональные контакты, признаются более надежными по сравнению с формальными контактами. В частности, так бывает в случае рассмотрения новых продуктов или услуг от неизвестных поставщиков.
На этапе, когда клиент составляет список возможных поставщиков, важно понять критерии, применяемые для выбора поставщиков, включаемых в него. Часто список составляется исключительно из тех поставщиков, о которых клиент в данный момент осведомлен. В ситуации прямой повторной покупки существующий поставщик является единственной фирмой в списке.
В ситуации модифицированной повторной покупки или первичной покупки список критериев может оказаться более обширным. Многие государственные организации-покупатели используют установленную форму списка критериев, предъявляемых поставщикам. Организация-покупатель регулярно объявляет регистрацию компаний, заинтересованных в поставке покупателю конкретного продукта или услуги. Поставщики, не входящие в действующий список, оцениваются, и если их сочтут подходящими, то они включатся в список претендентов, чьи заявки на поставку будут рассматриваться позже. Этот процесс предварительной квалификации обязателен для любой организации, желающей снабжать покупателей из данного сектора.
Многие другие крупные организации, например крупнейшие розничные торговцы и основные нефтяные компании, также используют этот подход. Типичные факторы, рассматриваемые на стадии предварительной квалификации, могут включать финансовое положение поставщика, его квалификацию и предыдущий опыт, компетентность конкретных сотрудников, место расположения, стандарты качества (все более значимы сертификаты BS 5750 и ISO 9000), производственные навыки, навыки дизайна и умения в области дистрибьюции.
В некоторых ситуациях клиент может обнаружить, что ни один поставщик полностью не удовлетворяет его критериям предварительной квалификации. Это позднее может привести к развитию предприятия поставщика. Например, орга - низация-покупатель может помочь поставщику внедрить необходимые процессы и сертифицировать по стандартам BS 5750 или ISO 9000. Там, где есть только один одобренный поставщик, клиент может предпочесть развить второго поставщика и довести его до соответствия его требованиям, одобренным стандартом, чтобы он тем самым создал элемент соревнования {Dyer and Ouchi, 1993).
Выбор поставщика осуществляется на основе спецификации, проводимой на более ранней стадии процесса покупки. Первым рассматриваемым критерием является, как правило, техническое соответствие продукта или услуги поставщика требованиям покупателя. Качество этого соответствия будет зависеть от того, насколько хорошо клиент определил параметры своего требования и передал их потенциальным поставщикам. Это будет также зависеть от качества реакции поставщика. Оба эти процесса зависят от умений покупающей и продающей организаций. Поэтому именно здесь, как правило, значительно чаще, чем на других стадиях процесса покупки, возможна неправильная интерпретация требований.
Качество технического решения проблемы клиента должно оцениваться экономически. Два конкурирующих решения проблемы клиента могут иметь очень разные технические характеристики и различную стоимость. В результате от покупателя может потребоваться поиск компромисса между дополнительными техническими выгодами и соответствующими им более высокими ценами. Часто этот процесс захватывает несколько участников из различных функциональных служб организации. Каждый из них имеет свои собственные критерии и стремится повлиять на процесс различными способами. В случаях прямой повторной покупки процесс выбора будет коротким, а функция покупки, вероятнее всего, — единственной сферой, вовлеченной в него. Главной проблемой обсуждения между покупателем и продавцом будет цена.
В ситуациях модифицированной повторной покупки и первичной покупки в принятии окончательного решения, скорее всего, будут участвовать больше людей. Процесс продлится дольше и охватит больший диапазон вопросов. Умение поставщика состоит в том, чтобы в ходе подготовки сделки и выдвижения предложения клиенту идентифицировать потребности каждого из членов группы, отвечающей за покупку (ее называют «закупочным центром» или «подразделением по принятию решений»).
Финальные стадии процесса включают размещение заказа и последующее управление поставщиком. Организации различаются по тем значениям, которыми они формально оценивают деятельность поставщика, и тем критериям, которые они при этом применяют. Там, где деятельность поставщика оценивается по какой-то форме, оценка может включать мониторинг качества продукта, услуги или доставки. Некоторые организации-покупатели используют оценки по этим критериям для решений по поводу будущих заказов.