Поиск стратегий
Стратегические действия по ликвидации разрывов планирования предусмотрены не только для того, чтобы решать проблемную ситуацию и учитывать тенденции и конкуренцию, но и чтобы использовать сильные стороны фирмы и ее потенциал. Когда принятое решение является чем угодно, но не разрешением кризисной ситуации, наступает время для рефлективного планирования, направленного на:
♦ Рассмотрение ситуации с точки зрения расхождения состояний.
♦ Понимание проблемы.
♦ Рассмотрение сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в ретроспективе или с помощью ситуационного анализа.
♦ Действующие стратегии и политики.
♦ Существующие возможности и потенциал.
Процесс поиска стратегии должен включать в себя элемент вдохновения, а все приходящие идеи должны методично анализироваться. Для многих совершенно обычным является выдвигать идеи, которые тотчас являются верными: гениальная идея иногда является результатом однажды выдвинутой идеи без доказательства. Решение, выдвинутое таким образом, принимается не по причине того, что оно сохранило время, а потому, что оказалось лучшим и эффективным. Часто говорится, что определение необходимой стратегии заключается в наличии необходимого опыта и сущности стратегии, нежели ее процедуры. При отсутствии необходимого опыта поиски стратегии оказываются смутными.
Также необходима оценка стратегии. В результате, мы мысленно проверяем гипотезу о взаимосвязи стратегии и ее возможных выгод, но не тех последствий, которые проявляются в результате побочного действия стратегии. Так, например, IBM может просчитать с некоторой точностью выгоду от продаж новой модели компьютеров, которая ориентирована на ценовую конкуренцию. Сложнее просчитать последствия для имиджа и его ослабление как элитного продукта. Неудивительно, что с таким большим количеством возможных стратегий и бесконечных запутанных способов достижения результата менеджеры будут склонны фокусироваться на стратегиях, которые являются более комфортными для них самих. К сожалению, это зачастую означает, что игра проиграна и развитие идет не по истинному сценарию, а вымышленному решению.
В связи с расширением технологической базы, расширением клиентской базы, увеличением или изменением осуществляемых фирмой функций необходимо внедрение более развитых стратегий. Поскольку расширенные стратегии включают в себя одну или комбинацию стратегий развития, то можно выделить следующие категории:
♦ Выход на рынок сбыта: тот же товар/тот же рынок.
♦ Развитие рынка: тот же товар /новый рынок.
♦ Развитие товара: новый товар/прежний рынок.
♦ Диверсификация и вертикальная интеграция: новый товар/новый рынок.
Хотя вертикальная интеграция является одной из форм диверсификации, продукция, свойственная диверсификации, является результатом деятельности, не связанной вертикально с производством оригинального перечня продукции. Вертикальная интеграция и диверсификация отличаются мотивами, лежащими в основе их применения. Мотивами вертикальной интеграции является желание снизить издержки и/или получить больший контроль над производством и/или распределением. Если вертикальная интеграция учитывает небольшое количество факторов, связанных с внешней средой, то это показывает направление развития фирмы в сторону самодостаточности. Диверсификация, с другой стороны, обычно направлена на использование выгодных возможностей рынка и на уменьшение риска вкладывания всех средств в одно направление. Хотя в отношении последнего можно сказать, что слишком широкая диверсификация не всегда является выгодной.
Существуют также иные инвестиционные цели кроме развития, а именно: удерживание/защита, восстановление, свертывание и прекращение бизнеса. Удерживание/защита бизнеса имеет место, когда фирма не видит возможности развития или удовлетворена текущим положением на рынке. Целью является сохранение существующих потребителей наряду с постоянным привлечением достаточного числа новых. Таким образом, данная стратегия предполагает сохранение позиций фирмы по отношению к конкурентам посредством увеличения предложения продукции и согласования своих действий с теми, которые предпринимает конкурирующая сторона.
Восстановление связано с реструктуризацией организации, или, проще, что следует из самого слова, цель восстановления — «постановка организации на ноги». Фирма, нуждающаяся в применении стратегии восстановления, обычно сталкивается с устойчивой потерей доли рынка, снижением размера прибыли и оборотного капитала, увеличением задолженностей и, возможно, высокой сознательной текучестью управленческих кадров, понимающих, что у фирмы имеются проблемы. Часто причиной спада является то, что фирма отошла от собственного заданного направления и стала предлагать ненужный товар. Этому явлению зачастую способствует неведение организацией причин того, что лежало в основе ее прежнего успеха. Так, в 1990 г. компания Delta Air Lines вынуждена была снизить расходы на обслуживание, как оказалось, не предусмотрев, что это послужит причиной снижения уровня сервиса компании (см., например, The Economist, 20 April 1996).
Свертывание является процедурой мягкого ухода с рынка взамен на высокий рост денежной наличности. Однако не всегда является возможным оставить рынок, и многие марки и виды деятельности продолжают оставаться в состоянии кризиса. Но чаще в данной ситуации фирма пытается покинуть бизнес.
М. Портер утверждал (Porter, 1980,1985), что существует конкурентная схема, характеризующая пять сил, которые определяют конкурентное положение и, в конечном счете, прибыльный потенциал отрасли промышленности. Этими пятью силами являются: угрозы вхождения новых конкурентов, степень существующей конкуренции, давление субститутов, власть потребителей и поставщиков. Он утверждает, что существует три основных стратегии по взаимодействию с этими силами. Целью первой стратегии является лидерство в области издержек для обеспечения ценового преимущества. Опасность данной стратегии состоит в том, что при внедрении технологических новшеств ценовое преимущество будет уничтожено, в то время как чрезмерная фиксация цен будет говорить о нечувствительности компании к изменениям потребностей рынка. Вторая стратегия заключается в дифференциации, посредством которой предлагается что-то уникальное. Проявленная уникальность на рынке создает барьеры вхождения, защиту от конкурентов и субститутов и дает возможность приглушать рыночную власть поставщика посредством размеров закупок. Риск, связанный с данной стратегией, состоит в том, что данная дифференциация может быть скопирована (преимущество неустойчивое) или что конкурентные цены таковы, что с ними слишком сложно конкурировать посредством дифференциации. Третья стратегия* — это осуществление либо ценового преимущества, либо дифференциации, но посредством сегментирования, т. е. применительно не ко всему рынку, а к его определенной части (см. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ).
Многим маркетологам неясно, что все три стратегии являются неразрывными. Таким образом, им трудно себе представить дифференциацию, которая не применима к сегменту рынка, или если стратегия обращена к целому рынку, то предпочитают применять политику фиксированных цен, по которым ничего не купят. В любом случае дифференциация предполагает сегментирование. В данной схеме М. Портер опирается только на ценовое лидерство и дифференциацию. Маркетологи склонялись бы к тому утверждению, что существуют два пути сегментирования: могут быть ценовые сегменты и сегменты, основанные на неценовой дифференциации. Поскольку мы говорим о маркетинговой стратегии, то прежде всего мы имеем в виду неизбежность сегментирования, даже если фирма предлагает один продукт для всего рынка. Но М. Портер доказывал наличие стратегий в области выбора основного направления компании. Так, фирма может фокусироваться на ценовом лидерстве, основанном на производственной эффективности, или на дифференциации посредством собственного маркетинга или развития нового товара. Это зависит от того, как проведено сегментирование. В недавней книге М. Трейси и Ф. Уиерсема (Treace and Wiersema, 1997), получившей отклик М. Портера, говорилось, что лидирующая компания на рынке может подпадать под одну из трех категорий.
♦ Первая категория компаний фокусируется на совершенствовании текущих операций, привлекая широкий рынок низкими ценами товаров.
♦ Вторая категория фокусируется на товарах, лидирующих по стилю или функционированию.
♦ Третья категория делает акцент на наилучшее обслуживание и сервис.