Оптовая торговля: роль рыночных
Адель И. Эл-Ансари Луис У. Стерн
1. Причины появления современных оптовиков
2. Структура оптовой торговли
3. Выбор и использование оптовиков
4. Критическая оценка
5. Резюме
Предметом данной статьи является функционирование специализированных рынков, на которых осуществляется посредничество между производителями и организационными покупателями, т. е. речь пойдет об оптовиках. Оптовая торговля связана с деятельностью тех субъектов, которые сбывают товар розничным продавцам или другим торговцам, а также и/или промышленным, благотворительным или коммерческим потребителям, но которые не продают большой объем товаров конечным потребителям.
Конечно, принять данное определение как истину означает, что каждая продажа, осуществленная любой организацией любому потребителю, кроме конечного потребителя, является «оптовой операцией». Под это определение будут подпадать все фирмы-производители (за исключением случаев небольшого объема продаж, осуществляемых через заводские отделы сбыта для индивидуальных потребителей), равно как и продажи, произведенные такими разнообразными организациями, как гостиницы, страховые компании и бухгалтерские фирмы, когда они имеют дело с «промышленными, благотворительными и коммерческими потребителями» при резервировании мест, осуществлении благотворительных планов или подготовке ежегодных отчетов. Следовательно, почти все организации (за исключением тех, которые работают с конечными потребителями) участвуют в оптовой торговле, а их сделки классифицируются как оптовые операции.
1. Причины появления современных оптовиков
Функции оптовика формируются исходя из экономической задачи координирования производства и потребления или, согласно В. Олдерсону (Alderson, 1971), сопоставления разнородных запросов на разных уровнях в рамках канала распределения (см. КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ). Таким образом, оптовики помогают устранить несоответствие между местами, в которых производятся товары, и точками, где они потребляются или используются.
Процесс подбора является ключом к экономической жизнеспособности оптовиков. Зачастую случается так, что количество, в котором производятся товары или характеристики, которыми они наделяются по своей сути, не соответствуют либо количеству, в котором они затребованы, либо характеристикам, желательным для тех, кто их потребляет или использует. Участники посреднического канала (такие как оптовики или розничные продавцы), в сущности, решают проблему расхождения между ассортиментом товаров и услуг, которые требуются промышленным или индивидуальным потребителям, и ассортиментом, предоставляемым непосредственно отдельными производителями (см.: УПРАВЛЕНИЕ КАНАЛАМИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ; РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ). Другими словами, производители выпускают большие объемы ограниченного спектра товаров, в то время как потребители покупают несколько наименований из огромного количества разнообразной продукции. Посредники уменьшают данное расхождение в ассортименте, позволяя таким образом потребителям избежать непосредственного общения с производителями для того, чтобы удовлетворить их потребности.
Оптовики могут участвовать в нескольких или во всех маркетинговых потоках (например собственность, физическое владение, информация, финансы, решение проблемных ситуаций, переговоры, заказ и оплата). Однако причиной существования оптовиков является «добавленная ценность», которую они предоставляют своим поставщикам и потребителям, как показано на рис. 1. Экономическое обоснование их деятельности базируется как раз на том, что они могут сделать для клиентуры, будь то розничные покупатели или организации (например больницы, школы, рестораны), производители или любой другой рыночный субъект. Например, в случае с промышленными товарами, необходимыми для сборки некоторого продукта (например транзисторов для радиоприемников), возможно, будет дешевле для покупающей организации возложить бремя размещения, владения, хранения, доставки и заказа товаров на оптовика, чем заказывать их очень большими партиями у производителя, особенно если товары должны храниться довольно долго перед тем, как будут использованы в производственном процессе.