Коммерческое производство
Последняя стадия заключается в запуске товара в коммерческое производство. Сюда относится начало полномасштабного производства (или переход с производства в одном цехе на производство на уровне всего завода).
Одновременно происходит выведение на рынок, при этом реализуются различные элементы маркетингового плана выведения: реклама, стимулирование сбыта и прочие усилия.
Если рассматривать каждый проект в отдельности, коммерческий запуск — это наиболее дорогостоящая из всех стадий. К ней относятся 42,7% всех затрат на проект. Однако большинство проектов не достигают этой стадии, поэтому в процентном соотношении ко всем затратам компании на инновации коммерческий этап составляет 25,6%.
Этот высокий показатель (42,7% стоимости проекта) отражает значительные затраты на выпуск многих товаров на рынок, особенно когда речь идет о потребительских товарах (Procter & Gamble тратит около $100 млн для выведения новой торговой марки на рынок США). Кроме этого, затраты на приобретение основных фондов могут быть велики, особенно когда требуется построить новый завод или закупить новое производственное оборудование.
В процессе создания нового товара необходимо выделить критические точки, т. е. моменты, когда должно приниматься решение о том, продолжать разработку проекта или прекратить ее. Иначе говоря, это точки выбраковки неудачных проектов. Наиболее важными критическими точками являются:
♦ Предварительное отсеивание, которое следует за генерированием идеи и происходит на этапе бизнес-анализа. Здесь принимается решение о том, стоит ли тратить ресурсы на осуществление проекта.
♦ Отсеивание при принятии решения о переходе к разработке, т. е. к третьему этапу. Это решение дает сигнал для начала полномасштабной разработки нового товара и часто основывается на полном финансовом и бизнес - анализе, которые являются результатом усилий, предпринятых на втором этапе.
♦ Отсеивание при принятии решения о запуске, которое позволяет приступить к последней стадии, запуску в коммерческое производство.
Кроме этого, некоторые компании встраивают в процесс конечную критическую точку, после осуществления запуска сигнализирующую об окончании проекта. Здесь проводится ретроспективный анализ того, что произошло, и какие выводы из этого можно сделать.
Трудность принятия решений в критических точках напрямую зависит от прибыльности мероприятий по созданию новых товаров. К сожалению, принятие решения о продолжении или прекращении разработки проекта, а также строгое определение критических точек — это наиболее слабая составляющая процесса из изученных в рамках недавнего бенчмаркингового исследования (Cooper, 1998). Другое исследование выявило, что формальная оценка не производится, особенно после стадии разработки (CooperandKleinschmidt, 1988). В тех же случаях, когда критические точки все же определяются, они размыты, непоследовательны и не имеют критериев для проведения необходимой оценки. Часто задействованы не те лица, которые принимают решение (например, отдел маркетинга принимает решение без участия отдела НИОКР или производственного отдела).
Для того чтобы исправить эти упущения и обеспечить направление ресурсов на перспективные проекты новых товаров, некоторые компании разработали формальный перечень точек принятия решения, своеобразных «ворот» для проектов, дополнив его требуемой отчетностью, критериями для принятия решения о «продолжении» и многофункциональной группой принятия решений, для того чтобы убедиться в том, что только лучшие проекты переходят на следующую стадию.
Существуют три основных формальных подхода к оценке проектов или обозначению критических точек (Cooper, 1993):
1. Технологии измерения выгод, которые учитывают качественные аспекты проектов и включают такие методы, как контрольные вопросы, модели оценки и технологии отбора.
2. Экономические модели, которые включают разнообразные финансовые методы.
3. Портфельные методы, которые рассматривают совокупность проектов, находящихся на стадии разработки, и пытаются направить ресурсы на наиболее перспективный перечень проектов.
Экономические модели наиболее известны и включают ряд стандартных методов, таких как расчет периода окупаемости и дисконтированного потока наличности (внутренняя норма отдачи (IRR) и чистая приведенная стоимость (NPV)). Современные электронные таблицы позволяют легко комбинировать методы, основанные на расчете дисконтированного потока наличности, с анализом эластичности для определения основных рисков и возможных потерь. Несмотря на популярность финансово-экономических методов при оценке новых проектов, следует отметить, что часто они недостаточно хорошо предсказывают возможные события: финансовые данные как ограничены, так и ненадежны, особенно на ранних (перед разработкой) стадиях осуществления проекта (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА).
Контрольные вопросы — это списки наиболее важных при отборе проектов критериев качества (см. КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МАРКЕТИНГЕ). Эти критерии часто включают обязательные характеристики, такие как соответствие нового товара стратегии фирмы и желаниям потребителей, а также его техническую пригодность, соответствие юридическим, экологическим стандартам и стандартам безопасности. Такие характеристики называются критериями типа «обязан соответствовать» и используются как «сортирующие» критерии или критерии начальной отбраковки. Не обязательные, но желательные характеристики (или характеристики типа «следует соответствовать») могут быть определены с помощью модели балльной оценки, где проект оценивается по ряду характеристик (например с использованием шкалы от 0 до 10), которые затем суммируются для получения оценки проекта. Желательные характеристики усиливают привлекательность проекта, порождая различные конкурентные преимущества, совместимость с ресурсной базой фирмы, а также определяют привлекательность рынка и наличие проекта-лидера. Часто к критериям прилагаются веса, чтобы учесть более важные критерии оценки (например преимущества товара важнее его совпадения с направлением деятельности завода). Контрольные вопросы и модели балльной оценки оказались особенно эффективными при проведении четких различий между хорошими и плохими проектами, особенно на начальных этапах, когда финансовые методы ненадежны.
Управление портфелем — это самое современное направление инновационного менеджмента. Его суть заключается в том, чтобы относиться к новому товару и другим инновационным проектам как к инвестициям и применять к ним концепции управления инвестиционным или финансовым портфелем. Цель заключается в поиске такого портфеля проектов, который максимизирует его ценность, позволяет достичь необходимого баланса проектов и отражает стратегию фирмы (Cooper et al., 1998). Популярной методикой, позволяющей наглядно изобразить портфель проектов, стали пузырьковые диаграммы. Один из наиболее популярных методов ее построения заключается в изображении схемы рисков и достижений, состоящей из четырех квадрантов, в которых располагаются в зависимости от «шансов на успех» и «ценности для компании» все проекты по созданию новых товаров (Evans, 1996, Roussel etal., 1991).