Каково будущее организации маркетинга?
Принимая во внимание описанное разнообразие, предсказать будущее организации маркетинга сложно. Несмотря на это, Институт маркетинговых наук предлагает ряд интересных взглядов на основе собственной коллекции эссе (Lehmann &Jocz, 1997).
С. Грейсер (Greyser) раскрывает понятие «перегруппированного маркетинга» как «одновременное усиление ориентации и ограничение формального закрепления функций», поддерживая тем самым мнение, что крупные централизованные и специализированные маркетинговые организации вряд ли выживут.
Ф. Вебстер полагает, что успех ждет те организации, которые хорошо знают свой уровень компетенции и квалификации и ориентируются на собственных потребителей, изыскивая возможности и процедуры для обеспечения лучшего качества. Характеристики могут быть такими:
♦ Ориентация не на продукт или технологию, а на потребителя, с компетенцией в области информации о рынке, которая связывает требования рынка и возможности фирмы.
♦ Взаимодействие с потребителями рассматривается как основной стратегический актив, отраженный в соглашениях с основными покупателями
и партнерами в розничной сети, интегрирующих всю маркетинговую деятельность вокруг интересов потребителя.
♦ Связь стратегии и организационных соглашений с помощью гибких процессов создания ценности, которые меняются в ответ на перемены в окружающей среде.
♦ Организация и ее возможности будут основным конкурентным оружием — клиенты будут покупать скорее не сам продукт, а систему создания потребительной стоимости, и угрозу можно ожидать от тех конкурентов, которые для выхода на рынок фундаментально реорганизуют свои системы.
♦ Для успешной организации маркетинга необходимы навыки структуризации сложных стратегических процессов, многие из которых считались не имеющими отношения к маркетингу.
На основе аналогичного анализа Дж. Дэй (Day) показывает возникновение гибридных организационных структур. Они сочетают в себе вертикальные структуры, организованные вокруг функций или отделов, с горизонтальными, или ориентированными на процесс, структурами (например процесс разработки нового продукта или выполнения заказа).
Сценарий организации будущего Дж. Дэя, отображенный на рис. 2, зависит от сферы деятельности и стратегических устремлений компании. Его модель эволюции предполагает, что традиционная иерархическая организационная структура ведет к вертикальному структурированию функций или отделов. Вертикальная организация функционально хороша и технически компетентна, однако ее слабость — в традиционной проблеме координации между различными специализированными отделами, что выражается в медленном реагировании и негибкости.
С другой стороны, горизонтальная, или ориентированная на процесс, организация структурирует фирму вокруг нескольких стратегически важных или
Традиционная
иерархическая
структура
Накладывающаяся процессная структура |
Функциональная структура |
структура |
Процессная структура |
Накладывающаяся функциональная структура |
Горизонтальная структура |
Рис. 2. Развивающиеся маркетинговые организации (Adapted from Day, 1997)
рабочих процессов, таких как формирование и выполнение заказов. Каждый процесс состоит из действий, выполняемых различными специалистами. Возникают новые роли ответственных за процесс, инструкторов и ведущих координаторов.
Несмотря на это, Дж. Дэй отмечает, что не все фирмы хотят или могут переключиться на горизонтальную форму — им необходимо также развивать навыки работы «по вертикали». Дж. Дэй описал гибридные формы, которые получаются в результате комбинирования горизонтальных процессов коммерческой деятельности с интегрирующими и специальными функциями. Гибридная структура показана на рис. 2 как формирующаяся в результате наложения структуры процесса на традиционную функциональную структуру и наложения функциональной структуры на структуру процесса, с возникновением промежуточных этапов между традиционной иерархической и горизонтальной структурами.
Дж. Дэй полагает, что такая гибридная модель — прототип будущего в деле внедрения новых интерактивных маркетинговых стратегий, которые будут регулироваться с помощью диалога с потребителями. Его взгляд на будущее организации маркетинга основан на четырех посылках:
♦ Фирмы будут все больше развиваться в направлении гибридной формы организационной структуры, сочетая лучшие особенности горизонтальной и вертикальной форм.
♦ Гибридные организационные формы, основанные на стратегии и основных возможностях фирмы, будут очень разнообразны, а особую важность приобретет комплектование групп функциональных специалистов и команд, отвечающих за процессы.
♦ Усовершенствование информационных сетей приведет к тому, что внутри - организационные группы будут объединяться для лучшего и скорейшего принятия решений, а также для разработки более согласованных стратегий на основе информации от клиента, а не информации о клиентах.
♦ Так как стратегии становятся более интерактивными, приводя к более тесному контакту с потребителями и каналами распределения, то возникает необходимость в более масштабном распространении информации и прав по принятию решений по всей организации.
Подобные прогнозы подчеркивают фундаментальные изменения, происходящие в организации маркетинга, и задачи, встающие перед фирмами в новых условиях. Далее мы более подробно рассмотрим, какие организационные формы возникают и почему.