История развития закупочной функции
Первые статьи, имеющие отношение к закупочной функции, появились на рубеже XIX и XX вв. (Fearon, 1968). Первые две книги, представляющие аналитический взгляд на данную функцию, вышли в 1928 г. Однако большая часть литературы о закупках стала появляться начиная с 1950-х гг. Это отражает растущий интерес к потенциальному вкладу закупок в эффективную работу организации.
Во многих странах экономическое развитие привело к росту специализации, вследствие чего возросла взаимозависимость организаций. Когда организации не производят каждую деталь конечного продукта и выбирают третью сторону, у которой можно купить компоненты, они становятся зависимыми от закупочной функции в том, чтобы эффективно получить недостающий компонент. Современные тенденции развития предполагают, что важность покупки будет расти, поскольку организации сконцентрируют внимание на развитии своих основных производств, в которых они компетентны, и дополнят их в случае необходимости покупными продуктами и услугами от самого выгодного поставщика (Hamel and Prahalad, 1993).
Традиционная роль закупочной функции заключается в том, чтобы купить нужный в данном случае продукт или услугу с заданными техническими условиями по наилучшей возможной цене. Также эта функция гарантирует своевременную доставку продукта в нужное для организации время. В соответствии с этим традиционным взглядом требования технических условий и доставки, как правило, устанавливаются другими внутренними функциями организации, что ведет функцию покупки к концентрации на достижении наилучшего возможного варианта цены и на обеспечении своевременных поставок.
По традиции считалось, что основная роль покупки ограничена решениями в отношении цены, переговорами и заключением контрактов. Это отражено в относительно низком статусе, который придается роли покупки во многих организациях (Keogh, 1993). Главное исключение здесь — розничная торговля, где закупки исторически признавались в качестве одной из самых важных функций организации (Parkinson and Hogarth-Scott, 1993).
Начиная с 1950-х гг. целые поколения ученых и консультантов по менеджменту заявляли, что путь к преуспеванию организаций состоит в придании покупке более существенной стратегической роли. По их подсчетам, покупаемые материалы и услуги во многих отраслях промышленности составляют значительную долю общей стоимости производства (Reck and Long, 1988). В таких отраслях управление затратами или снижением себестоимости может иметь существенное и непосредственное воздействие на рентабельность. Управление себестоимостью может быть более эффективным способом поддержания рентабельности, чем удержание доли рынка. Удержание доли рынка обычно требует маркетинговых расходов, а в снижение себестоимости по определению входит снижение расходов.
Стратегическая роль покупки также заключается в повышении качества расходов. Покупка включает взаимодействие между организацией и рынками-по - ставщиками. Профессионально осуществляемая функция покупки идентифицирует те изменения на рынках поставляемой продукции, которые могут представлять угрозу или давать новые возможности. Например, если фирму-по - ставщика приобретает один из ее главных конкурентов, это снижает возможные варианты поставки, доступные покупателю. Переговоры с альтернативным поставщиком могут быть более трудными из-за отсутствия конкуренции. Альтернативные поставщики могут уже иметь контрактные отношения с конкурентами самой организации. В этой ситуаций покупка отслеживает положение имеющихся поставщиков. Там, где проблемы предвидятся заранее, возможно создание альтернативных источников поставки для снижения зависимости от нескольких ключевых поставщиков.
С другой стороны, использование новых технологий может радикально улучшить производственную деятельность по сравнению с существующими технологиями и дать серьезные преимущества в конкуренции с теми компаниями, которые будут продолжать использовать старые технологии. Роль покупки состоит в том, чтобы непрерывно сканировать рынки поставщиков и выявлять технологические перемены, которые могут вести к крупным изменениям для организации. Появляется все больше доказательств того, что очень часто исток существенных новаций состоит в том, что организация-покупатель стимулирует поставщиков разрабатывать новые продукты или технологические процессы для удовлетворения своих потребительских нужд.
В некоторых организациях функция покупки привела к расширению диапазона функций управления снабжением (Keogh, 1993). Они включают управление качеством, проектирование и анализ стоимости, планирование расходов материалов. Для поставщиков становится все более необходимым демонстрировать таким компаниям, что они работают на приемлемых стандартах качества. Некоторые организации-покупатели теперь придерживаются политики не покупать у компаний, не имеющих сертификатов BS 5750 или ISO 9000 (см. МАРКЕТИНГОВАЯ ЭТИКА). Применение методик проектирования и анализа стоимости также обеспечило покупающие организации методами, позволяющими систематически выявлять технические качества конкретного продукта или услуги и гарантировать, что компания покупает именно то, что ей требуется по этим техническим условиям. Планирование расходов на материалы также привело к развитию отношений с ключевыми поставщиками для управления уровнями наличного ассортимента товаров по принципу JIT (just-in-time — точно вовремя).
Каждый из этих профессиональных аспектов покупательского решения имеет значение для маркетингового поведения потенциальных поставщиков. Навыки управления ресурсами растут во многих организациях, что предъявляет серьезный вызов традиционным маркетинговым решениям. Организация-покупатель сейчас все больше контролирует рынок. Маркетинговый вызов состоит в том, чтобы идентифицировать требования клиентов к каждому из этих элементов и вырабатывать подобающий ответ.