Инновации в маркетинге часто основаны на инновациях в области упаковки
Кроме создания добавленной ценности другим громким словом в сегодняшнем маркетинге являются инновации. Или, иными словами, генерирование новых творческих идей, которые позволяют лучше удовлетворять потребности потребителей. В наши дни не просто разумно, но и крайне необходимо рассматривать такие характеристики потребительских товаров, как новизна, способность развлекать, смежные области применения и развитие взаимоотношений между потребителями. Мы оставили позади тот мир, в котором можно было довольствоваться традиционными элементарными функциями товаров. Недостаточно вытереть жидкость для мытья окон тряпкой: сегодня естественно, что она будет заключена в баллончик с распылителем, снабженный механизмом долива, позволяющим сэкономить деньги в долгосрочном периоде. Недостаточно произвести простой брусок мыла для душа: в наши дни требуется упаковка, которую можно открыть, закрыть, вылить порцию мыла и удобно подвесить в душе так, чтобы содержимое не пролилось при случайном открывании.
Инновации происходят во многих областях. Чаще всего они выражаются в новых интерпретациях уже существующих или известных характеристик. Одним из неистощимых источников инновационного вдохновения является комбинирование вещей, которые, кажется, невозможно объединить. На самом деле, они моїут казаться настолько несовместимыми, что сама идея отодвигается как неосуществимая. Десятилетиями стоматологи в США говорили своим пациентам, что наилучшими средствами для очистки зубов являются сода и перекись водорода. Эти два компонента не могли сочетаться — они были слишком химически активными по отношению друг к другу. Итак, тема была закрыта.
Компания Unilever, однако, настойчиво продолжала искать решение и нашла его, применив особый вид упаковки (использовала возможности). Она изобрела двуполостной тюбик, снабженный миниатюрным механизмом типа насоса, который комбинировал оба ингредиента в момент выдавливания. На первый взгляд изобретение было поразительно простым, однако для того, чтобы разработать именно такой контейнер, потребовались огромная внутренняя энергия и мастерство в создании новых видов упаковки.
Годами больницы и иные медицинские учреждения использовали маленькие пластиковые капсулы, в которые можно было поместить лишь несколько миллилитров лекарства или другого жизненно важного медицинского препарата. Эта форма упаковки явилась стартовой точкой для компании Elizabeth Arden при разработке их капсул времени, содержащих вещество нового поколения — керамиды, препятствующие старению. Используемая форма упаковки преподносила керамиды с абсолютно правильной точки зрения: научно обоснованная, почти медицинская, ценная, дорогостоящая, вымеренная доза вещества, элемент косметической привлекательности которому придавала правильная политика торговой марки и другие сопутствующие элементы. Другие марки сейчас пользуются идеей Arden. Данная упаковка создала совершенно новый потребительский сектор.
В последние годы упаковка привела к появлению многих других новаторских идей. «Muller Yoghurt» придал новое значение слову «йогурт» и тому, как его следует употреблять, создав свою знаменитую упаковку с двумя отделениями. Более дорогостоящая, менее эффективно использующая пространство, более сложная для производства, более неудобная в торговле, более расточительная на материалы, однако абсолютно новая упаковка пришлась по вкусу покупателям, которые стремились к новому взгляду на йогурт и индивидуальному подходу к его потреблению.
Дозаправляемые контейнеры, сложная упаковка, упаковка, подходящая для повторного использования, более удобная для открывания и хранения, с направляющими элементами, растворимая упаковка, пиво, которое разливается из контейнера (как если бы его наливали из бочки), насосы, аэрозоли, упаковка для использования в микроволновых печах, упаковка для хранения малого и большого количества товара — мир разрывается от инноваций в области упаковки. И по мере того, как темпы прогресса ускоряются, потребители требуют, чтобы товары были лучше, выбор был больше и предлагались они быстрее, чем когда-либо.
Одной из важнейших задач для менеджера любой торговой марки является правильное понимание вопросов ее позиционирования (см. БРЕНДИНГ И УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМИ МАРКАМИ):
♦ Дифференцирована ли марка?
♦ Существует ли ясно понимаемая причина, по которой потребителям следует ее приобретать?
♦ Удовлетворяет ли она функциональные и эмоциональные потребности?
♦ Оправдывает ли марка ожидания?
Это основополагающие вопросы из области маркетинга, однако маркетологи их слишком часто игнорируют. Преуспевающие марки обладают (или по крайней мере когда-то обладали) четкой стратегией позиционирования (см. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ).
Во многих случаях упаковка продолжает или подчеркивает общую стратегию позиционирования, и это наиболее часто встречаемое соотношение между этими двумя элементами. Четкое представление о позиционировании позволяет дать ясные указания дизайнеру и получить взамен реальное решение, подходящее для торговой марки. Упаковка товаров марки «Body Shop» является основой их позиционирования как экологически чистых, незатейливых, не слишком обремененных рекламой, пригодных для повторного использования и экономичных. Корм для домашних животных марки «Sheba» продается в небольших гибких упаков - ках-подносах, которые выглядят достаточно привлекательными и, кажется, подошли бы и для людей, а дизайн — невызывающий и своеобразный. Упаковка ясно и точно отражает позиционирование торговой марки.
Некоторые категории товаров более сложны, и здесь необходимо рассматривать упаковку как неотъемлемую часть всего коммуникационного комплекса. В таких случаях очень важно проанализировать другие средства передачи информации о товаре, такие как телевизионная реклама, что позволит принять точное решение относительно роли упаковки. На рынке пива, например, телевидение часто используется для того, чтобы придать марке отличительную индивидуальность (обеспечить эмоциональную сторону позиционирования), а упаковка говорит об оригинальных свойствах товара, его ценности, происхождении и т. д. (обеспечивает функциональную сторону). Аналогичным образом можно рассматривать упаковку/рекламу торговых марок «Campari» и «Malibu».
Для некоторых торговых марок косметики (например «Chanel») упаковка и телевизионная реклама дополняют друг друга, играя вместе с тем свои, отличные друг от друга, роли. Баланс, достигнутый между рекламой и упаковкой, позволяет обоим средствам информации играть свою индивидуальную роль наиболее эффективно.
Слишком часто эти взаимодополняющие роли обсуждаются лишь поверхностно и соответствующие возможности дизайна и рекламы не объединяются вовремя. Решение о том, будет ли упаковка характеризовать «весь товар» или же играть четко определенную роль, подчеркивая один или два конкретных аспекта, является очень важным.