Информационные технологии и маркетинг
Роберт Д. Базелл, Раджендра С. Сисодия
1. Введение
2. Информационные технологии и маркетинговые программы
3. Изменение маркетинговых процессов
4. Информационные технологии и будущее маркетинга
5. Резюме
Недавние разработки в сфере информационных технологий (ИТ) привели к их все более широкому использованию в маркетинге. Эти изменения коснулись всех основных элементов маркетинговых программ: разработки товара, ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, оптимизации процесса продаж и систем распространения. С помощью ИТ развиваются системы поддержки маркетинговых решений (СПМР), помогающие менеджерам принимать оптимальные решения в отношении различных элементов программы.
Однако существуют перспективы для более существенных преобразований маркетингового процесса посредством ИТ — например реинжиниринг традиционных систем. Также видятся перспективы для развития ориентированных на ИТ приложений и их внедрения в маркетинговые процессы.
На протяжении всей своей истории теория и практика маркетинга определялись изменениями технологии сбора, хранения, передачи и анализа информации. Для принятия разумных решений менеджеру необходима точная и своевременная информация об уровне продаж, потребителях, действиях конкурентов и другие сведения о рынке. Для привлечения потенциальных потребителей маркетологу столь же важно общаться с ними.
В данной статье мы опишем и проанализируем направления ИТ, влияющие на маркетинг. В начале 1980-х гг. эволюция ИТ привела к особенно значительным изменениям в маркетинге. Среди ключевых нововведений были измерение объемов розничных продаж с помощью единой системы сканирования данных, оснащение торговых представителей переносными компьютерами, использование менеджерами программ по планированию, применение электронных систем обработки заказов, и наконец, общение и взаимодействие поставщиков и потребителей с помощью Интернета. Хотя эти и сопутствующие изменения произошли не так давно, они являются продолжением тех направлений, развитие которых было очевидно еще для прошлого поколения. В статье, опубликованной в 1965 г. в «Гарвардском деловом обозрении», Дж. Диболд (Diebold, 1965) точно предсказал многие пути развития ИТ, которые могли бы повлиять на роль менеджера. Тогда же появились статьи в «Business Week» и «Sales Management», рассказывающие об использовании компьютеров в маркетинге, в первую очередь в сферах инвентаризации и отчетности. Ф. Котлер (Kotler, 1966) говорил о «системе маркетинговой информации и анализа», очень похожей на появившуюся в конце 1970-х гг. «систему поддержки маркетинговых (управленческих) решений».
Несмотря на то что и теоретики, и практики маркетинга предсказывали, как повлияют ИТ на развитие практического маркетинга, перемены, начавшиеся в 1960-е гг., не проходят легко и гладко. Для того чтобы произошло то, что так давно предсказано, нужны огромные усилия, творчество и инвестиции. Изменения происходят постепенно, с каждым новым поколением технического и программного обеспечения.
Ключевые разработки в сфере ИТ
Сфера использования ИТ в маркетинге постоянно расширяется благодаря растущим возможностям и эффективности телекоммуникаций и систем переработки информации. В обеих сферах полезные менеджеру инструменты становятся все мобильнее, проще в использовании, более действенными и менее дорогостоящими. В следующих параграфах мы подытожим некоторые из важнейших направлений.
Обработка информации: мощности больше, затрат меньше
Компьютерные аппаратные системы развились очень быстро от ранних моделей на базе мэйнфреймов до моделей на базе настольных или портативных компьютеров, связанных в сеть клиент-сервер внутри фирмы и через Интернет или частные сети с поставщиками, потребителями и пр. Развитие мощных портативных компьютеров позволили производителям обеспечить сферу продаж и обслуживающий персонал возможностями «мобильной компьютеризации».
Миниатюризация также позволила производителям использовать для широкого ассортимента товаров систему «компьютерных чипов».
Появились офисные копировальные аппараты, автомобили, электроприборы, лифты и другие вещи со встроенными микропроцессорами, позволяющими диагностировать и предвидеть необходимость обслуживания.
Стоимость аппаратного обеспечения относительно возможностей значительно упала за период с 1980 до 1990 г.
Снижение стоимости компонентов проявилось в снижении затрат, усилении конкуренции и агрессивной ценовой политике производителей, стремящихся к расширению рынков сбыта.
К 1998 г. упрощенные настольные компьютеры продавались дешевле $1000, и уже шла речь о более дешевых машинах, которые будут обеспечиваться программными средствами в основном через сеть.
Хранение данных: возможности больше, доступ легче, затраты меньше Параллельно с достижениями в аппаратном обеспечении компьютеров расширяются возможности и снижается стоимость хранения данных. Разрабатываются современные системы размещения видеоизображения с высоким разрешением вместе с быстро растущим количеством цифровых данных.
Многосторонние цифровые диски (DVD-ROM) обладают большими возможностями хранения информации, чем предшествующие способы, кроме того, развиваются и новые технологии.
Изображение: разрешение более высокое, менее громоздкое и более дешевое
Основные достижения в технологии изображения заключались в усовершенствовании и удешевлении так называемых жидкокристаллических дисплеев (активный матричный дисплей), используемых в обычных компьютерах и ноутбуках.
Другие технологии, находящиеся в процессе развития — это новые типы домашних панельных дисплеев и цифровое высококачественное телевидение (HDTV).
Программное обеспечение: пользоваться легче, выбор больше
Всеобщее внедрение «графического пользовательского интерфейса» (ГПИ), начатое компанией APPLE в своих компьютерах «Macintosh» и позднее внедренное в системе Windows, позволило компьютеру стать более доступным.
Количество и разнообразие программ, многие из которых специализировались на маркетинге, продолжает стремительно расти. Разработки программ - приложений ускорились, отчасти благодаря доступности программной поддержки разработки программного обеспечения и целевых программных инструментов.
Сети: возможности растут, стоимость снижается
Оптические кабели и цифровая технология произвели революцию в телекоммуникационных сетях. Телекоммуникационные компании уже установили большое количество оптико-волоконных кабелей в своих сетях и планируют проводить линии к частным лицам. Стоимость телекоммуникаций снижается частично благодаря приватизации государственных систем и появлению новых частных конкурирующих носителей. Во многих странах компании кабельного телевидения стали предлагать «кабельные модемы», которые обеспечивают большую широту частот, чем традиционная телефонная связь.
Беспроводные системы: от голоса к данным
Использование беспроводной голосовой связи и беспроводной передачи данных сильно возросло. В данной области появилось несколько технологий, в том числе системы сотовых и пейджинговых стандартов и радиочастотные системы. Быстрорастущая популярность Интернета подстегивается ростом спроса на беспроводную передачу данных.