Цели ценообразования
Анализ окружающей среды вносит решающий вклад в постановку достижимых целей ценообразования, которые соответствуют генеральной цели и стратегии компании, а также оказывает решающее влияние на использование предлагаемых рынком возможностей. Могут преследоваться многие цели ценообразования, и их можно классифицировать как: (1) цели, ориентирующиеся на прибыль (например максимизация прибыли, получение удовлетворительного объема прибыли, достижение окупаемости инвестиций); (2) цели, ориентирующиеся на затраты (например возмещение затрат за определенный период времени, достижение объема для того, чтобы сократить затраты); (3) цели, ориентирующиеся на спрос/продажи (например, рост или поддержание продаж, использование привлекательной цены на один товар для продажи других товаров данной товарной линии, заключение торговой сделки); (4) цели, ориентирующиеся на конкуренцию (например достижение ценового лидерства, недопущение внедрения нового конкурента, удержание других участников рынка от снижения цены).
Компании могут преследовать более одной цели ценообразования: в таком случае цели ценообразования должны быть согласованы, а приоритеты (или взаимосвязь) четко определены (Monroe, 1990). Менеджеры (особенно в сфере розничных продаж) зачастую концентрируют внимание на целях, ориентирующихся на затраты, потому что они упрощают проблему ценообразования (см. раздел 5). Проделывая это, однако, они упускают возможность прибыльного ценообразования, основанного на факторах, ориентирующихся не только на цену (см. раздел 4).
Ряд авторов приводят другие примеры целей ценообразования и их классификации (см., например: Morris and Calantone, 1990; Ansari et al., 1996; Levy and Weitz, 1995; Karande and Kumar, 1995). Особый интерес для нас представляет типология, предложенная Г. Теллисом (Tellis, 1986). Теллис различает три «источника» основных целей ценообразования: компании могут (1) использовать неоднородность потребителей и наличие различных рыночных сегментов; (2) принять конкурентное положение как отправную точку для принятия стратегии ценообразования; (3) сосредоточиться на возможностях, кроющихся в ценообразовании в рамках товарной линии.
Хотя различные цели не являются взаимоисключающими, они показывают «ключевые» моменты ценообразования, представляющие интерес, а также ставят основные рамки для принятия разнообразных стратегий ценообразования, описанных в литературе и наблюдаемых на практике.
Разнообразие стратегий ценообразования было выдвинуто теоретиками и практиками в области маркетинга. Какие из них применимы в конкретной проблемной ситуации, зависит от двух главных факторов (Tellis, 1986; Nagle and Holden, 1995): характеристик окружающей среды (в частности, тех, которые относятся к целевым рынкам), а также целей компании (например по Теллису: связанные с сегментом, конкуренцией, товарной линией). Некоторые типичные стратегии ценообразования описаны ниже.
Сегментационное или дифференцированное стратегическое ценообразование подразумевает различные цены для различных потребительских сегментов, для того чтобы извлечь выгоду из их неоднородности. Так как прямое установление дискриминационных цен может вызвать юридические проблемы, а потребительские сегменты не всегда легко определимы, не многие фирмы выбирают эту стратегию. В попытке сгладить пики спроса в периоды межсезонья устанавливаются пониженные цены, примером могут служить внесезонные продажи модных товаров. «Снятие сливок» относится к стратегии выведения новых товаров по высоким ценам, которые ступенчато понижаются в последующие периоды. Последние две стратегии опираются на ценообразование по временной схеме, которая использует неоднородность потребителей в желании и готовности платить. При внезапном снижении цен постоянная цена продукта поддерживается на высоком уровне, но временные снижения предлагаются в произвольно выбранный момент. Идея, которая лежит в основе этой стратегии, состоит в том, чтобы заставить потребителей, слабо осведомленных о ценах, заплатить полную цену, одновременно позволяя чувствительным к ценам покупателям, которые «ищут», где бы поторговаться, извлечь выгоду от скидок. В некоторых ситуациях могут использоваться схемы более прямого дискриминационного ценообразования, которые основаны на причислении потребителей к определенной рыночной группе. Примерами являются использование различных уровней цен для детей, студентов, зрелых покупателей и новичков или демпинговых цен. Стратегия, которая привлекает повышенное внимание, состоит в использовании скидок на объем покупки, где потребителю предлагаются более выгодные условия покупки, если он покупает большой объем товара (см., например, Dolan, 1987).
До этого момента мы описали примеры, где механизм ценообразования, в первую очередь, связан с характеристиками потребителя. Другие успешно реализуемые стратегии опираются главным образом на неоднородность конкурентных предложений. При «сигнализирующем ценообразовании» компания предлагает свои товары менее высокого качества по завышенной цене; надеясь, что неосведомленные потребители примут эту завышенную цену за индикатор качества. Вполне очевидно, данная стратегия работает только тогда, когда остальные конкуренты следуют «честной» стратегии (менее высокое качество по низкой цене, или высокое качество по высокой цене). Географическое ценообразование становится проблемой, если компания обслуживает географически удаленные рынки, а доставка составляет важную часть текущих затрат. В зависимости от конкурентных условий на данных рынках, а также сложности проникновения, возможно, будет более выгодно устанавливать единые цены для любого рынка, включающие единую сумму затрат на доставку; принимать стратегию FOB (потребители оплачивают расходы по транспортировке) или придерживаться некой «промежуточной» стратегии (зонального ценообразования). Ценообразование на основе кривой опыта, а также стратегия цен проникновения относятся к выведению новых товаров по низким ценам для того, чтобы завладеть конкурентным преимуществом, быстрее достичь эффекта экономии от опыта (в случае с ценообразованием на основе кривой опыта) или закрепиться в сегменте, чувствительном к ценам (в случае с ценами проникновения).
Ряд стратегий применяется компаниями, выпускающими широкий ассортимент товаров. Премиальное ценообразование подразумевает, что товары менее высокого качества в товарной линии предлагаются по цене, не покрывающей затрат, но эти «потери» компенсируются «премиальной» ценой, взимаемой с потребителей за улучшенные версии. Данная стратегия особенно полезна, когда спрос неоднороден (потребители отличаются своими требованиями к качеству и готовностью платить) и когда для товаров в данной партии достижим эффект экономии на масштабе. При имиджевом ценообразовании один и тот же продукт продается под разными названиями (с различающейся стратегией позиционирования) и по разной цене, так что потребители, которые придают большое значение цене как сигналу качества или статуса, приобретут ту версию, которая оценивается ими выше. Связующее ценообразование относится к ситуации, где два или более товара продаются в одной упаковке по специальной цене. Данная стратегия может использоваться для «неабсолютных заменителей» (например, сезонные абонементы в театр), а также для взаимодополняющих товаров (например, комплектация по выбору для автомобилей); она может быть обязательной (товары доступны только в увязке) или необязательной (возможна также покупка товаров по отдельности). Разумным обоснованием для связующего ценообразования является неоднородность спроса: потребители различаются по своим предпочтениям и уровням цен на различные товары, которые представляются им обоснованными. Комплементарное ценообразование применимо, если в партии взаимодополняющих товаров некоторые продаются по очень низкой цене, в то время как на другие уста - навл ивается надбавка. Типичными вариантами являются назначение «убыточного лидера продаж» розничными продавцами, а также «двойное ценообразование» на услуги[23] (см. Tellis, 1986).
В литературе описано разнообразие других стратегий, которые более или менее связаны с теми, которые обсуждались здесь. Как было указано, каждая из данных стратегий будет более или менее пригодной в зависимости от условий конкретного окружения, типа компаний (для обсуждения стратегий розничного ценообразования см. Levy and Weitz, 1995) и целей компании. Также некоторые «первичные» стратегии Теллиса могут быть скомбинированы. В общем, успех стратегии ценообразования будет сильно зависеть от того, как она претворяется в жизнь; от затрат по ее реализации и точности ее осуществления, а также от конкретных уровней цен, установленных в рамках предполагаемой стратегии. Именно эта проблема установления цен будет рассматриваться в следующем параграфе.