Более пристальный взгляд на логистику и ее роль
В этом разделе дано определение логистики и, кроме того, особое внимание уделяется некоторым участвующим в логистическом процессе административным видам деятельности. Также здесь обсуждается роль, которую логистика играет в ряду других инструментов маркетинга.
Крупная профессиональная организация в области логистики Council of Logistics Management определяет логистику как «процесс планирования, осуществления и контроля действенного, эффективного движения и хранения товаров, услуг и сопутствующей информации от пункта происхождения до пункта потребления с целью соответствия требованиям потребителя». Уместно сделать несколько комментариев, касающихся данного определения.
Во-первых, логистика включает мероприятия, требующиеся для разработки (планирования), управления (осуществления) и измерения (контроля) движения материалов или конечных продуктов потребителям. Деятельность по разработке (или планированию) включает выбор участников распространения товаров. Участники, включенные в логистический процесс, состоят из оптовиков, дистрибьюторов, розничных продавцов и третьей стороны, предоставляющей услуги, необходимые для обеспечения хранения, транспортировки и широкого спектра услуг по добавлению ценности товару. Решение о транспортных услугах подразумевает выбор транспортного средства и перевозчика. Административный аспект логистики включает составление графика и реализацию мероприятий по соответствию требованиям потребителя и облегчению процесса товародвижения. Управленческий аспект включает обработку заказов, выбор партнера и отправку груза. Измерение (контроль) включает мероприятия по отслеживанию процесса, чтобы убедиться, что одновременно удовлетворяются требования потребителя и эффективно используются ресурсы фирмы. Типичная система контроля включает мониторинг уровня обслуживания заказчика, производительности, использования активов и уровня качества (см.: УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ЗАБОТА О НИХ; ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ).
Во-вторых, поскольку логистика исторически была сфокусирована на движении товаров, современные определения этого предмета стали трактовать его более широко, чтобы включить услуги и предоставление информации, так как заказчики обычно требуют, чтобы товары, услуги и сопутствующая информация доставлялись одновременно. Примеры сопутствующих информации и услуг включают обеспечение документацией на заказ и отгрузку, руководством по эксплуатации, сведениями о гарантиях, счетах и обратный информационный поток.
В-третьих, логистика включает движение товара и его хранение от пункта происхождения до пункта потребления. Эта сфера охватывает движение сырья и компонентов от поставщиков к производителям, а также движение готовых продуктов к пунктам распределения и, в конце концов, к потребителям. Хотя это отдельно не оговаривается, данная дисциплина также включает мероприятия, относящиеся к процессу переработки, обработке возвращенного груза и отзыва товаров (см.: УПРАВЛЕНИЕ КАНАЛАМИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ; КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ).
Хотя логистика была определена как самостоятельная дисциплина, важно отметить, что она также является решающим компонентом маркетинговой деятельности фирмы. Вклад логистики в маркетинговую деятельность компании обсуждается ниже.
Маркетинг-микс фирмы определяется как комбинация товара, цены, стимулирования и места сбыта, совокупность которых направлена на предоставление наибольшего удовлетворения потребителю (см. МАРКЕТИНГ-МИКС). Товар является материальным продуктом или услугой, желаемыми потребителем. В общем смысле логистика обеспечивает доставку или исполнение правил, перечисленных ранее. Фирмы должны принимать множество основополагающих решений при разработке маркетинговой стратегии. Некоторые из таких решений включают:
♦ Каких оптовиков или дистрибьюторов включать в структуру каналов распределения.
♦ Насколько обширна обслуживаемая географическая зона.
♦ Метод продажи конечному потребителю (перепродажи или прямая торговля).
♦ Стратегия создания запасов, касающаяся хранения и отпуска товара.
Создание запасов означает, что запасы произведены в соответствии с прогнозом или планом потребительского спроса. Обслуживание заказа подразумевает производство на заказ и передачу его заказчику (в соответствии с существующим спросом). Подходящий товар, цена и комплекс продвижения товара бесполезны без надежной и своевременной доставки продукта. Своевременная поставка порождает ценность, потому что позволяет потребителям приобретать товары или услуги по мере необходимости. Для потребителя доступность или своевременная доставка так же важны, как цена и ассортимент (см. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОДАЖ).
1. Цепочка ценности в логистике
Цепочка ценности в логистике связывает все виды деятельности, требующиеся для обеспечения прибыльности операций, как единый процесс, соединяющий бизнес с заказчиками. В некоторых ситуациях цепочка ценности создается профессиональной фирмой, которая контролирует все виды деятельности, начиная с добычи сырья до розничных продаж. Такая профессиональная интеграция наблюдается в нефтяной промышленности, где фирмы контролируют добавляемую ценность товара, начиная от добычи вплоть до конечной розничной продажи.
Более типичная цепочка ценности включает несколько независимых фирм, таких как поставщики материалов, производители, оптовики, розничные продавцы и фирмы, предоставляющие услуги по логистике. По причине потенциальной эффективности и существенных выгод большинство фирм объединяются воедино в цепочке ценности для интеграции некоторых видов деятельности. Такое сотрудничество является чертой, которая отличает традиционный канал распределения от цепочки ценности. Рисунок 1 представляет традиционный канал распределения в сравнении с интегрированной цепочкой ценности. Как показано, традиционный канал включает множество участников, каждый из которых старается оптимизировать свою индивидуальную деятельность. Например, каждый участник канала распределения может стремиться к минимизации собственных складских запасов вместо координирования деятельности по снижению товарно-материальных запасов в единой цепочке ценности. Интегрированная цепочка ценности пытается координировать деятельность участников для того, чтобы снизить излишки и устранить дублирование.
Цепочка ценности облегчает комбинацию потоков добавления ценности. Тремя важнейшими такими потоками являются товарно-материальный, информацион-
Традиционный канал распределения Поток товарно-материальных ценностей
|
Информационный поток |
||
Поток наличности |
--------------- ► |
Рис. 1. Традиционный канал распределения и интегрированная цепочка ценности |
ный и финансовый поток. Информационный поток охватывает торговую деятельность, прогнозирование, планирование и оформление заказов, что должно быть воплощено в планы размещения, производства и добычи. Как только произведены материалы, приводится в движение поток товарно-материальных ценностей, в ходе которого создается готовый продукт и потребителям передаются права собственности на конечный продукт на оговоренных условиях продажи. Финансовый поток от конечного потребителя к поставщику обеспечивает прибыль, требующуюся для координирования и реализации общих усилий по добавлению ценности. Таким образом, процесс добавления ценности не рассматривается в контексте традиционных функций, таких как обработка заказа, транспортировка, поддержание товарных запасов и складирование, но скорее он представляется с точки зрения трех взаимосвязанных потоков, которые создают ценность для конечного потребителя.
Перед тем как обсуждать каждый поток в деталях, необходимо сделать два замечания. Во-первых, процесс добавления ценности, представленный на рис. 1, распространяется не только на производителей. Розничные продавцы и оптовики, как правило, вовлечены в физическое распространение и деятельность по обработке товара, даже если не происходит никакой заметной перемены в форме продукта. Тем не менее оптовики и розничные продавцы являются ключевыми вкладчиками в процесс добавления ценности. Оптовики формируют товарный ассортимент от многих производителей, позволяя розничным продавцам приобретать желаемые конечные комбинации в малых объемах. Розничные продавцы формируют более широкий спектр товаров, доступных потребителям. Такое составление ассортимента и позиционирование являются существенным элементом процесса добавления стоимости.
Второе наблюдение состоит в том, что привычный поток товарно-материальных ценностей в направлении конечного потребителя должен временами быть обращен в противоположную сторону. Возможность отзыва товаров лежит в основе принятия жестких стандартов безопасности, сроков годности товаров и ответственности за опасные материалы. Обратная логистика также необходима по причине возросшего количества законов, запрещающих уничтожение и поощряющих переработку контейнеров и упаковочных материалов. Обратная логистика не всегда вписывается в рамки принятых экономических характеристик. Однако способность к реверсивному движению является социальной ответственностью, которая должна быть включена в проектирование системы логистики. Важнейшее требование обратной логистики состоит в необходимости максимального контроля, когда существует угроза здоровью или подрыву доверия (например просроченные или непригодные товары). В этом смысле программа отзыва схожа со стратегией всеобъемлющего обслуживания потребителя, .которая должна строиться на основе бездефектности, не обращая внимания на расходы. Действия фирмыJohnson &Johnson в период тай - ленолового кризиса являются классическим примером способности компании осуществлять максимальный контроль. Таким образом, текущие требования к обратной логистике начинаются с самых простых, таких как прием тары на переработку, до максимального контроля критических объемов отказов от товара. Важным моментом является то, что здравая стратегия логистики не может быть разработана без тщательной оценки требований обратной логистики.