Бизнес-портфель
Идея товарного портфеля, естественно, позаимствована из области управления инвестициями, когда инвестор стремится обладать набором ценных бумаг, отвечающих его потребностям. Обычно эти потребности заключаются в желании получить доход, сопровождающемся желанием обеспечить прирост капитала. В свою очередь, теория управления инвестициями происходит из более широкой экономической области, где портфель может включать любое имущество и целью портфельного анализа является определение состава идеального или оптимального портфеля, учитывающего основные предпочтения относительно постоянных или изменяющихся прибылей, долго - или краткосрочного дохода и т. д. Из этого следует, что формирование товарного портфеля сильно зависит от общих целей организации и ее взгляда на соотношение между риском и доходом. После того как соотношение определено, становится возможным определить товары, необходимые для установления желаемого баланса.
Одним из первых эту идею рассмотрел Питер Друкер (Peter Drucker), который в статье «Managing for Business Effectiveness» («Управление эффективностью бизнеса»), опубликованной в «Harvard Business Review», предложил классифицировать товары, разделив их на несколько категорий: начиная от «кормильцев» — сегодняшних, завтрашних и вчерашних, через «середняков» (т. е. способных стать успешными при условии правильного управления) и заканчивая «неудачниками» и «провальными».
Классификация П. Друкера основывалась на доле, вносимой товаром в общую прибыль. После того как диагноз поставлен, рецепт прост — поддерживать сегодняшних и завтрашних кормильцев, решать, что делать с середняками, и избавляться от неудачников и провалов. При условии что можно измерить значение критериев количественно (в других случаях в качестве критериев используются прибыльность, рост рынка, доля рынка, и т. д.), классификация является относительно простой задачей.
Бизнес-портфель представлен на рис 4.
Различается четыре вида товаров, каждый из которых требует отличной от других маркетинговой стратегии. Товары, обладающие большой долей рынка, на растущих рынках, называются «звездами»: это привлекательные с конкурентной точки зрения товары, имеющие высокий уровень продаж на расширяющихся рынках. Хотя «звезды» требуют значительных инвестиций как на маркетинг, так и на доработку, они высокоприбыльны в связи с рыночной жизнеспособностью. Если инвестициями правильно управлять, эти товары в будущем станут «дойными коровами»; в противном случае, когда рынок больше не будет расти, они станут «собаками». «Дойной коровой» называется утвердившийся на рынке товар, на который приходится большая доля более не растущего рынка. Объемы продаж будут большими на емких рынках, принося постоянную прибыль, отсюда — популярность торговой марки. Если рост рынка высокий, но доля рынка мала, потребуется большое количество инвестиций для того, чтобы сделать товар «звездой». Это
Звезды |
Вопросительные знаки |
Дойные коровы |
Собаки |
Высокий Рост рынка Низкий |
Высокая Низкая
Доля рынка Рис. 4. Бизнес-портфель
сложная ситуация, поскольку низкая доля рынка не приносит большой прибыли на инвестиции. Если укрепление конкурентных позиций считается недостижимым, советуется избавиться от этого товара. «Собаки» имеют слабые конкурентные позиции на рынках с низкими темпами роста. У них мало шансов увеличить долю рынка, и большой прибыли они не приносят. Наряду с этим если «собака» имеет относительно сильные позиции в рыночном сегменте, то такой товар может приносить достаточно дохода для того, чтобы можно было его классифицировать как «дойную собаку», что может продолжаться до тех пор, пока прибыли не станут неприемлемо малыми. Полезность использования диагностического инструмента такого характера заключается в возможности принятия решений о стратегическом использовании ресурсов. Как можно было заметить, доля рынка, отражающая конкурентную позицию, также показывает и количество необходимых инвестиций, и количество получаемого дохода по каждому виду товара в портфеле. Таким образом, она позволяет теоретически представить себе денежные потоки. В таком случае, какую бы стратегическую ориентацию не выбрала фирма в отношении товарной политики и дифференциации, должен быть баланс между приносящими и потребляющими денежные ресурсы товарами в портфеле фирмы.
Как и многие модели, разработанные для содействия управлению маркетингом, бизнес-портфель можно критиковать по ряду положений. Прежде всего эта концепция игнорирует многие факторы внешней среды, которые оказывают влияние на принятие решений относительно ассортимента: технологические изменения, юридические требования, социальные тенденции и политическую ситуацию, а также потенциал новых товаров. Кроме того, встречаются случаи, когда, несмотря на высокую долю рынка и его рост, цеповая конкуренция может отрицательно повлиять на прибыли. Точно так же и преимущества экономии от масштаба, которые предположительно присущи «дойным коровам», могут исчезнуть из-за введения инноваций в технологию производства товаров, хотя это и позволяет снизить издержки на коротких временных интервалах.
К большинству моделей менеджмента необходимо относиться не как к панацеям-стратегиям и их возможным результатам, а как к вспомогательным инструментам для принятия решений, которые углубляют понимание текущего положения компании и будущих возможностей.
Бизнес-портфель — это одна из нескольких аналитических моделей, которые иногда развивались крупными компаниями. Например, «Матрица выбора политики» компании Shell (рис. 5) основана на конкурентных возможностях компании и прибыльности различных видов деятельности.
Этой модели подобно также Обследование для оценки бизнеса, разработанное компанией General Electric, которое использует «привлекательность отрасли» и «сильные стороны бизнеса» для создания другой матрицы, три на три. Обе модели предлагают схожие способы структурирования мышления менеджера об имеющихся и будущих товарах. В конечном итоге любая компания может создать концепцию портфеля для применения в конкретных отраслях, для Своих товаров и рынков, уделяя особое внимание применяемым критериям и их измерению. Более подробно о том, как создавать портфели, можно прочитать у Й. Винда и В. Махаяна (Wind and Mahajan, 1981).
Деинвестирование |
Постепенное |
Удвоить усилия |
избавление |
или избавиться |
|
9 |
6 |
3 |
Взятие под опеку |
||
Постепенное |
Взятие под опеку |
Постараться |
избавление |
активизироваться |
|
8 |
5 |
2 |
Развитие |
||
Извлечение |
Развитие |
Выведение |
прибыли |
4 |
в лидеры |
7 |
Выведение |
1 |
в лидеры |
Прибыльность видов деятельности |
Слабые |
Конкурентные возможности Средние компании |
Сильные |
Непривлекательная Средняя Привлекательная |
Рис. 5. Матрица выбора политики |