Базовые условия, влияющие на управление закупками
Покупающие компании демонстрируют значительные различия при управлении закупками. Некоторые из этих различий можно объяснить различием базовых условий, в которых работают компании. Характеристики рынка снабжения предполагают определенные возможности для работы по закупкам. Технология компании также окажет здесь существенное воздействие. Фирмы, производящие массовую продукцию, должны очень отличаться по своим покупательским стратегиям и поведению от тех компаний, которые производят товар по заказу клиента.
В этом параграфе рассматриваются два условия, которые оказывают важное воздействие на управление закупками. Первое условие имеет внешнюю природу, так как связано с характеристиками предмета покупки, например закупать стандартизированное сырье или машины высокой сложности — это два принципиально разных решения. Второе условие, внутреннее, касается способа организации закупки в покупающей компании.
Воздействие характеристик продукта
Разнообразие подходов в менеджменте закупок частично можно объяснить характеристиками приобретаемого продукта. Существует очевидная разница между основным оборудованием для крупного объекта «под ключ» и промышленными поставками для более или менее быстрого применения. Приобретение комплекта основного оборудования практически всегда характеризуется технической сложностью, капитальными вложениями и длительным сроком службы. Поэтому переговоры, предшествующие решению о покупке, будут продолжительными и всеобъемлющими, включая обсуждение альтернативных проектов и возможностей. Один из важных вопросов состоит в том, как новое оборудование будет работать наряду с имеющейся техникой и оборудованием? Другие подлежащие обсуждению важные вопросы состоят в выявлении возможности получения сервисных услуг, запасных частей и обучении персонала. Этот тип покупки обычно охватывает в покупающей компании большое количество людей и подразделений. Одно из важных свойств такой покупки заключается в том, что выбор оборудования, возможно, надолго ограничит свободу компании-покупателя. Выбранное оборудование будет в большой степени определять, какое сырье и средства технического обслуживания будут покупаться в будущем.
Промышленное снабжение (для техобслуживания, ремонта и работ) очень отличается от представленного выше типа покупки. Подобные закупки включают большое количество продуктов (крепления, ручной инструмент, клеи и т. п.), эти товары закупаются часто, но не регулярно, так как спрос на них колеблется. Отсутствие таких товаров в необходимый момент может стать серьезной проблемой для покупающей компании. Поэтому в связи с приобретением промышленных приспособлений, технической оснастки и инструментов возникают существенные административные сложности. Основная проблема в отношении закупок этого типа состоит в том, чтобы создать хорошо работающие системы заказа и поставки. Продуктивность достигается через установление определенного «рутинного» порядка для закупок в целом, а не через совершение каждой отдельной сделки наиболее продуктивным образом.
Между двумя такими крайностями, как закупки основного оборудования и товаров для техобслуживания, располагаются другие типы покупок. Одна из них касается сырья и материалов на различных стадиях обработки — это важный исходный продукт для многих компаний. Такие товары чаще всего более стандартизированы. Обычно создается глобальный рынок этих товаров. Цены на нем колеблются в соответствии с циклами спроса и предложения. Поэтому ожидаемые изменения цены являются важными детерминантами в процессе выбора времени для подобной покупки. Многие компании покупают компоненты различного рода для сборочных операций. Закупка компонентов характеризуется периодичностью поставок. Важно правильно воспользоваться этой периодичностью для достижения продуктивности. Существенным отличием таких покупок является необходимость адаптации компонентов друг к другу и к общей ситуации производства покупающей компании.
Таким образом, очевидно, что покупаемые товары различаются благодаря их специфическим характеристикам в качестве предмета приобретения. Такое разнообразие естественно для закупок всех компаний, поскольку каждая из них закупает несколько разновидностей товаров. Основным результатом этого разнообразия является то, что компании трудно найти одно идеальное решение в отношении организационно-административного порядка работы. Трудности относятся к компетенции технической, административной или снабженческой служб.
Операции по закупкам могут быть организованы двумя существенно отличными друг от друга способами: централизованным или децентрализованным. Централизованный способ закупок имеет три основных преимущества. Первое — это экономия от масштаба закупок, когда одномоментный заказ товаров по своим объемам обычно больше, чем могло бы быть при децентрализованном способе. Второе преимущество состоит в том, что возможно координировать совместные действия всех подразделений компании-покупателя в отношении отдельных поставщиков. Наконец, третье преимущество централизации — это возможность более эффективного распределения ресурсов. Примером этого является рост профессионализма сотрудников, занятых закупками, специализирующихся в приобретении конкретных товаров. Основной недостаток централизованной организации закупок заключается в том, что могут возникнуть проблемы с внутренними коммуникациями между отделом закупок и другими подразделениями (производственным, научно-исследовательским и т. д.). Между ними могут быть существенные расхождения как в физическом смысле, так и во мнениях и установках, что особенно характерно для больших компаний. Между производственниками и снабженцами может легко возникнуть деление на «своих» и «чужих».
Проблема такого рода гораздо легче разрешается в децентрализованной организации. Защитники децентрализованных структур считают, что закупки не должны быть чьей-то специализированной функцией, а должны являться неотъемлемой частью функционирования компании. С начала 1980-х гг. децентрализация закупок становится все более и более распространенной. Одна из причин этого состоит в том, что фирмы в целом изменили свое отношение в пользу децентрализации. Когда отделы компании и ее структурные подразделения несут все больше экономической ответственности за свою собственную работу, трудно удержать закупки, составляющие самые большие затраты, под контролем центра. Самая очевидная проблема децентрализованной организации закупок — это падение профессионализма тех, кто осуществляет покупку. Их навыки приобретают более общий характер, и им недостает компетентности и умения для того, чтобы осуществлять выбор покупки среди чрезвычайно широкого набора существующих товаров.
Выбор между централизацией и децентрализацией всегда требует компромисса. Установка на выгоды одного способа всегда будет чревата жертвами потенциальных выгод другого. По этой причине закупщикам всегда придется прилагать усилия к устранению недостатков выбранной организационной формы. Децентрализованная организация закупок может быть уравновешена центральным отделом закупок, ответственным за составление групповых соглашений с целью экономии усилий. Централизованную организацию можно дополнить закупщиками в низовых подразделениях, которые отвечают за приобретение конкретных компонентов. Это позволяет комбинировать эти две крайности. Как показывает исследование крупных компаний скандинавских стран, такие промежуточные типы там наиболее распространены (рис. 2).
Первоначально организация закупок фирмы определялась внутренними факторами. Со временем всевозрастающую роль стали играть внешние факторы. Когда на закупаемые товары уходит почти две трети общих затрат, становится оче-
Централи - Децентрализованные зованные |
В Полностью централизованные Н Централизованная закупка стратегических товаров, децентрализованная закупка повседневных товаров □ Децентрализованная закупка, дополняемая центральным отделом закупок ■ Децентрализованная закупка, сочетающаяся с добровольной кооперацией различных отделов II Полностью децентрализованные
Рис. 2. Организация закупок в крупных скандинавских фирмах Источник: Gad. de and Hekansson, 1993.
видным, что внешним факторам следует уделять большее значение. Покупающая компания должна быть организована таким образом, чтобы обмен с поставщиками был бы облегчен, насколько это возможно.