Альтернативные структуры каналов распределения
Форма, которую принимают каналы распределения для выполнения задач в области сбыта, называется структурой канала сбыта. Если только не используется структура, позволяющая передавать товар от производителя непосредственно потребителю, структура будет состоять из некоторого количества независимых посредников, таких как оптовики, розничные торговцы, агенты, брокеры (см.: РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ: РОЛЬ РЫНОЧНЫХ ПОСРЕДНИКОВ).
Менеджеры должны задуматься над тем, как будут устроены три измерения структуры канала:
1. Длина канала.
2. Интенсивность на различных уровнях.
3. Типы задействованных посредников.
Что касается длины канала, то в развитых странах мира менеджмент обычно может выбирать из трех или четырех вариантов структуры сбыта потребительских товаров: от прямого сбыта до наличия трех уровней посредников в рамках канала. Для каналов промышленных товаров выбор вариантов обычно оказывается еще уже.
Интенсивность, которая характеризует количество посредников, существующих на каждом уровне канала сбыта, обычно классифицируется следующим образом:
♦ интенсивный сбыт — когда используется как можно больше посредников;
♦ избирательный сбыт — когда количество посредников ограничивается посредством тщательного отбора;
♦ эксклюзивный сбыт — когда в данном географическом регионе используется только один посредник.
Что касается типов посредников, существующих на каждом уровне структуры канала сбыта, то они могут быть различными в зависимости от отрасли.
Решения, связанные с какими-либо параметрами структуры канала, а особенно с интенсивностью и типом посредников, должны определяться стратегией каналов и существующими задачами в области сбыта, чтобы обеспечить их соответствие. Например, если в задачах и структуре фирмы подчеркивается высокое внимание к обслуживанию потребителей, этого будет гораздо сложнее добиться при наличии интенсивной структуры сбыта, чем при избирательном сбыте, поскольку большое количество посредников, задействованных в интенсивной структуре, будет труднее отслеживать и контролировать, чем небольшую группу избранных.
Выбор оптимальной структуры
На практике невозможно выбрать оптимальную структуру каналов распределения в прямом смысле слова. Однако можно выбрать эффективную и производительную структуру канала, которая будет способна решать поставленные задачи.
На протяжении последних лет предлагалось множество подходов к решению этой проблемы. Среди методов решения — формальные подходы из области науки управления, финансовые методы бюджетирования капитала, анализ издержек сбыта и появившийся относительно недавно анализ издержек, возникающих при совершении сделок (Dwyer and. Oh, 1988). В основном эти методы не нашли широкого практического применения. Гораздо более широко распространены эвристический подход и подход, основанный на суждении менеджера, которые полагаются помимо личного мнения менеджера на данные об издержках сбыта и потенциальных прибылях. Иногда эти оценочные и эвристические подходы основаны на более формальном определении критериев, используемых для выбора канала сбыта, в сочетании с методами измерения и сравнения, позволяющими установить относительную важность критериев и создать общую схему оценки различных альтернативных структур канала (Rosenbloum, 1999).
Конечно же, в процессе оценивания менеджеры должны также учитывать ряд ключевых переменных, которые обычно связаны с выбором структуры канала сбыта. К наиболее простым из них относятся:
♦ переменные рынка;
♦ переменные товара;
♦ переменные фирмы;
♦ переменные посредников;
♦ поведенческие переменные;
♦ переменные внешней среды.
Местонахождение конечных потребителей, их количество и концентрация, а также характеристики их покупательного поведения — все это ключевые переменные рынка.
Такие факторы, как размеры и вес, цена товара, новизна, технические решения, в противоположность привычным нетехническим характеристикам, и долговечность— это те переменные товара, которые часто оказываются чрезвычайно важными.
Финансовые возможности фирмы, ее размеры, опыт и стремление к контролю над происходящими процессами — все это важные переменные фирмы.
Издержки, доступность услуг и их содержание являются важными переменными посредников, которые менеджеры фирмы должны обязательно принимать во внимание.
Такие факторы, как способность структуры каналов сбыта снижать вероятность возникновения конфликта, при этом максимизируя эффективность коммуникаций, — ключевые поведенческие переменные.
И наконец, такие переменные, как экономические условия, социально-культурные изменения, конкурентная структура, технологии и государственное регулирование, могут быть важными переменными окружающей среды, которые необходимо рассматривать при выборе структуры каналов сбыта.