ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
ИМПУЛЬСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Преобразователь включен в цепь переменного тока ротора (см. рис. 1.5,6). За период коммутации происходит чередование двух симметричных схем включения ротора: на интервале ротор замкнут накоротко, в течение 8б — во все фазы ротора включены сопротивления |/?д. Поскольку роторные и статорные цепи симметричны, скорость о)к можно выбирать произвольно. Примем
(Ок:=:=0«
На отрезке Є5 схема включения асинхронной машины соответствует схеме ЗТТ при управлении со стороны статора и описывается матрицей Аі (см. табл. 2.1). При подключенных во все фазы ротора добавочных сопротивлениях схема включения машины может быть также описана с помощью матрицы Аь только в этом случае вместо R2 используется сумма (#2+#д). Обозначим эту модифицированную матрицу через Ai9. При выбранной частоте коммутации /к=6/г/0, тгР=jt/3/г, а значения єб и ее определяются по (2.74). Матрица W рассчитывается по формуле, аналогичной (2.75).
Так как расчетный интервал не синхронизирован с переменным напряжением, то его начало (время то) может быть выбрано произвольно. Его можно совместить, например, с началом положительной полуволны напряжения иА{то=—п/2) или с ее положительным максимумом (|то=0). Так как время то определено, то можно сразу же определить вектор начальных условий V(to), приведя уравнение состояния к виду (2.57). Работу рассмотренного преобразователя иллюстрирует рис. 2.15.
Преобразователь включен в цепь выпрямленного тока ротора (см. рис. 1.5,а). Схемы включения роторных цепей, приводящие к несимметрии ротора, изменяются как за счет замыкания ключа К, так и вследствие переключения вентилей моста, поэтому примем о)к = о). Как указано в [48], в установившихся регулировочных режимах практически во всем возможном диапазоне изменения среднего момента имеет место первый режим коммутации моста, когда угол перекрытия вентилей не превышает п/3.
Для упрощения расчетов будем считать, что в пределах периода роторного тока тг содержится кратное шести число периодов коммутации ключа К [47], т. е.
тг=6/гтк. (2.93)
Так как Tr=2ji/s, из (2.93) получаем
(2.94) 59 |
s—зг/3/ztk—f к/6/zfo.
/к=300 Гц; £0=0,4; Y=0,5; Ц.=0,74; ЯЛ=39Л2 Рис. 2.16. Расчетные осциллограммы токов фаз а статора ias, ротора iar и момента для двигателя МТ012-6 при управлении в роторе, схема рис. 1.5,а: /к=300 Гц; ©=0,5; Y=0,7; Лд=ЗЭ/?2; LR=0,2 (Lg+Lr) / — интервалы проводящего состояния вентилей моста; II — интервалы проводящего состояния ключа К |
Согласно принятому допущению, при заданной частоте коммутации расчет возможен для скольжений, удовлетворяющих условию (2.94). При выполнении этого условия, которое практически не ограничивает возможностей расчета, роторные токи обладают ТрехфазНОЙ И ПОЛУВОЛНОВОЙ Симметрией (g = 6), ЧТО ПОЗВО' ляет выбрать значение расчетного интервала в соответствии с (2.81) TP=Tr/6=ji/3s.
Начало расчетного интервала (момент то) совместим с началом бестоковой паузы длительностью о перед открытием вентиля 1 (см. рис. 1.5,а). Следовательно, на отрезке времени а выполняется условие iar=idr= 0, При То^Т^То+О имеет место двухфазное включение ротора с подключенным Ra (7=15) и за - шунтированным Rr (/= 16) —см. табл. 2.2.
Рассмотрим, как определяется матрица Ai5. При inr=0, udr рассчитывается по (2.82): Udr—L0Dias, иь, о=— (Raibr--Lp, Dibr),
ис, о=0. Из первого уравнения (2.82) следует, что ua, o=LDias+ +г/0,0. Подставив значения иа, о, и-ь, о, и^о в (2.83), получим
ио'о ~ 0,5 f^o^as (R&ibr ~b L^Dibr)]. (2.95)
Из (2.82) и (2.95) следует, что
Мы — 0,5 LJ)ias 0,5 (RJbr ~f" LADihr), | gg.
ucr — — 0,5 L0Dias - f - 0,5 (Raibr - j - LJDi^). j
Зная иы, ucr, определяем uqr, используя (2.79) с учетом того„ что в рассматриваемом случае ibr=—icr и іьг=УЗідг/2:
uqr=— 0,5 (Rpiqr+LpDiqr). (2.97)
Как и в предыдущих схемах управления со стороны ротора,. Ni5=Nb R15=R9. С учетом особенностей рассматриваемой схемы включения можно определить матрицу А15, компоненты которой приведены в табл. 2.2.
Все элементы матрицы Ai6 такие же, как и матрицы А15, если принять і? д=0.
На остальной части расчетного интервала (тР — а) имеет место трехфазное включение ротора с подсоединением к выводу b'Rд и Ья(і=7) или только ЬД(і= 18)—см. табл. 2.2. В этом: случае иа,0 = 0, ис,0 = 0, ub,0 = (Raibr--LRDibr).
Определим «0,0 из (2.83):
Щ'0=—{Rnibr-~LRDibr) /3. (2.98)
Используя (2.82), находим
uar — {Rjbr “Ь ^дDibr)/3; 1
«*= - 2 (RJbr + KDibr)l^ (2.99)
ucr = (RJbr + LRDibr)/3. ’
Как следует из (2.79), udr=uar, а
V = - (Ядhr + LJ)itr)lVa. (2.100)'
Выразим в уравнениях для иа, и uqr ток ibr через проекции обобщенного вектора роторного тока:
(2.101) |
udr= —3—LRDidrf6 — LaDiqr/2 КЗ; 1 «V = ««*'*/2 V3-RJJ2 + LmDidr/2VW-LlDiJ2. J
Рассмотренные особенности схемы включения позволяют рассчитать компоненты матрицы Ai7, приведенные в табл. 2.2. Матрица Ais образуется из Ai7 при подстановке Ид=0.
Рассмотрим метод отыскания W, т0, V(t0) [47]. Так как выполняется условие (2.93), то расчетный интервал тр=птк. Определим число целых периодов коммутации ключа К на интервалах а и тР—а, обозначив соответственно П и л2:
Hi = L°/%], (2.102)
п2 = [п — о/хк], I
где символ [ ] указывает на вычисление целой части соответствующего выражения. Предположим, что т0 совпадает с моментом замыкания ключа К. Очевидно, на промежутке о кроме пх целых тактов коммутации содержится часть («-(-1) такта 67=0]—я і тк. Обозначим через Ев время включенного состояния ключа К
(e8 = YTK), через Eg — время ОТКЛЮЧЄННОГО СОСТОЯНИЯ К [е9 = Тк—є8=(1—Y)Tk] И запишем выражения для матрицы W:
W = т — (еА1^веА18Е8^«2 ^А15еВеА16е8^п1 при е? Q.
ду _ Y __________ ^еА17е»еАІ8е8^п1!еА17Є»<2 Aid (е8—е7)^АІвЄ7 ^Аце,^
X еА1'!В)"1 при 0<є? г^е8; (2.103)
Yy _ у ^Аі7Є9^А|8е8^И2еАі7 (xk 87^ ys
^ gA,5 (£7—Є8) gA18e8 ^A15ee еА^єв^Пг при є7>є8.
Из условия, ЧТО idr (То) =0, могут быть найдены То и V (to) при известной матрице W. Однако для вычисления W по (2.103) необходимо знать время двухфазного включения ротора а. Границей этого интервала является момент, когда начинает проводить вентиль 1 выпрямительного моста (см. рис. 1.5,а) из-за того, что напряжение иа, с, (отрицательное при х<То-| о) становится равным нулю при Т=То-|-0.
Напряжение иа, с - в схеме с отключенной фазой ротора выражается так:
( 3 L0 j/з LaL0
иа'с' = ~T~rsRi—~V LsLr + 0,5 LsLa - L02 lds +
і f з r у/ъ LnLo n rs Г 3 L°a „
~2~ ~ ~T~ LsLr + 0,5LsLa — V) Rl) + [~TT7 ® — 4 /?Д +
I / и. л » I. 3
"* 2 LsLr + 0,5IsLfl— L02 ТД R* + °’5/?д) J *flr + ~2~ TJ +
1/3 |
3 La
L„L |
дИ> |
(2.104) |
4 LsLr + 0,bLsLn — L0a И^’ |
1/3 |
В (2,104)^входят компоненты вектора V (т0 —|— о), который определяется следующим образом:
(2.105) |
V (і0 + о) = V (т0) (eAl*8® ekl°e°)n' при е7 = 0;
V (*се - j - о) = V (т0) (eAl5®8 вА»ве8)п1 еА1вє7 при о < є7 ^ e8j
V (х0 + о) = V (т0) (ех"е° еАі*Єв)Пі eAl«e* eAl5 (Е7—*«) при є, > є8.
Вычисление величин а, то, V(x0) по взаимно связанным условиям возможно лишь приближенно, с помощью ЦВМ, в следующей последовательности: необходимо задаваться а, вычислять т0, V(t0) и проверять выполнение равенства (2.104). Целесообразно запрограммировать этот алгоритм, изменяя о в цикле, начиная со значения, меньше которого с заведомо быть не может, с шагом До, соответствующим требуемой точности расчета.
Рис. 2.16 иллюстрирует работу импульсного преобразователя в цепи выпрямленного тока.
Укажем, что предложенный метод может быть использован и при расчете других систем, содержащих мостовые выпрямители. 62