УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ
Учет граждан, нуждающихся в жилой площади, организуется по месту их постоянного жительства в исполкомах местных Советов депутатов трудящихся или по месту работы, на предприятиях.
На крупных предприятиях такой учет может быть организован также в цехах, отделах и подразделениях. Бланки для заявлений получают в исполкоме местного Совета или в фаб-завместкоме.
Постановка граждан, на учет производится по их заявлениям, которые подаются по установленной форме.
К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки медицинского учреждения, санэпидемстанции, бюро технической инвентаризации.
На учет могут быть поставлены граждане, не владеющие в том же населенном пункте жилым домом (или частью дома), пригодным для постоянного проживания, и постоянно проживающие в данной местности:
Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже среднего уровня, достигнутого по данному населенному пункту соответственно в домах местных Советов и домах государственных, кооперативных и общественных организаций;
Имеющие жилую площадь на условиях поднайма в домах местных Советов депутатов трудящихся, государственных, кооперативных, общественных организаций или проживающие в качестве нанимателей в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности:
Занимающие жилую площадь в помещениях, которые по заключению санэпидемстанции не удовлетворяют требованиям жилых помещений;
По две и более семьи, не состоящие в родственных отношениях в одной или смежных неизолированных комнатах;
В общежитиях, предоставленных в связи с трудовыми отношениями, кроме рабочих и служащих, которые по роду своих трудовых обязанностей должны проживать в общежитии по месту работы (линейный эксплуатационный персонал транспорта, связи, газопроводов и т. п.);
В общежитиях и квартирах, заселенных несколькими семьями, и имеющие в составе семьи больных, страдающих болезнями, при которых совместное проживание с ними невозможно.
Эти основные требования распространяются на граждан, получающих жилую площадь на общих основаниях.
Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в жилье, предусмотрены, однако, и другие случаи, когда в отдельные списки включаются некоторые граждане на получение жилой площади, выделяемой целевым назначением.
В такие списки включаются лица, проживающие в условиях, перечисленных выше, но являющиеся инвалидами Отечественной войны членами семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавши без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; больными заразными формами туберкулеза; нанимателями жилых помещений и членами их семей, проживающими в подвалах, в аварийных, ветхих домах и бараках, не подлежащих ремонту, в домах, подлежащих сносу в связи с реконструкцией населенных пунктов, в зданиях гостиниц, школ, учебных заведений и лечебных учреждений в целях освобождения этих зданий для использования по прямому назначению; офицерами и военнослужащими сверхсрочной службы, уволенными из Вооруженных Сил СССР, органов и войск Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР; членами семей военнослужащих, находящихся на службе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте; рабочими и служащими, вновь прибывшими в установленном порядке из других местностей на постоянную работу в связи с расширением или вводом в действие новых промышленных предприятий.
Право состоять на учете для получения жилой площади сохраняется также за лицами, которые уезжают на другое временное жительство, уходят на пенсию, и в некоторых других случаях.
Так, граждане, временно отсутствующие, сохраняют по закону право пользования жилыми помещениями (например, в силу статьи 306 ГК РСФСР) в течение шести месяцев.
Право пользования жилым помещением сохраняется также за нанимателем и соответственно за членами его семьи в случаях призыва на срочную военную службу — в течение всего времени прохождения срочной военной службы; временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы либо в связи с обучением — в течение всего времени выполнения работы или обучения; выезда на лечение в лечебное учреждение — в течение всего времени пребывания в нем.
Состоять на учете для получения жилой площади имеют право также граждане, направленные на работу за границу, — на все время пребывания там; граждане, направленные на работу в районы Крайнего Севера или в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, — на время действия заключенного трудового договора (а также в других случаях бронирования, предусмотренных законодательством); граждане, потерявшие кормильца, состоящего на учете для получения жилой площади, и граждане, перешедшие на пенсию по старости или инвалидности. Пенсионеры обеспечиваются жилой площадью я принимаются на учет наравне с рабочими и служащими. Порядок бронирования для нанимателей и членов их семей распространяется на жилые помещения в домах местных Советов, государственных, кооперативных и общественных организаций.
Постановка на учет и обеспечение жилой площадью лиц, прекративших работу в связи с выходом на пенсию, производится теми предприятиями, в которых работали эти граждане до выхода на пенсию. Исполкомы местных Советов призваны осуществлять систематический контроль по обеспечению пенсионеров жилой площадью.
В тех случаях, когда предприятия не имеют жилой площади, учет лиц, оставивших работу в связи с переходом на пенсию, но нуждающихся в жилой площади, производится в общем порядке. Жилая площадь им предоставляется за счет жилищного фонда местного Совета депутатов трудящихся.
Значительную работу по учету нуждающихся а получении жилой площади проводят жилищно-бытовые комиссии фзмк.
К работе этих комиссий привлекаются не только члены фабричного, заводского, местного комитета, но и другие рабочие, инженерно-технические работники и служащие предприятий.
Наряду с другими вопросами жилищно-бытового обслуживания указанные комиссии обследуют жилищные условия рабочих и служащих, готовят для фабрично-заводского, местного комитета рекомендации о принятии на учет нуждающихся в жилье, об установлении их очередности в предоставлении жилой площади.
Проверка жилищных условий граждан проводится по месту их жительства с составлением соответствующего акта проверки жилищных условий. В нем должны быть записаны фамилии, имя и отчество заявителя, адрес, по которому он проживает, состав семьи, указывается, кому принадлежит дом и занимаемая площадь (местному Совету депутатов трудящихся или ведомству), какой дом (деревянный или каменный), какое число комнат и семей и т. п.; отмечается степень благоустройства дома (наличие газа, канализации, лифта, горячей воды и т. п.); указывается лицо, на которое открыт лицевой счет. В акте перечисляются также члены семьи и другие лица, совместно с ним проживающие, а также место работы и должность.
В акте о проверке жилищных условий могут быть отражены и другие сведения, являющиеся существенными для правильного решения вопроса о постановке на учет лиц, чьи жилищные условия проверяются.
Жилищно-бытовые комиссии на предприятиях, подготавливая предложения по жилищным вопросам, должны учитывать необходимость предоставления жилья в первую очередь нуждающимся рабочим и служащим, инженерно-техническим работникам, имеющим длительный непрерывный трудовой стаж, молодым специалистам, лицам, уволенным из Советской Армии, военнослужащим, инвалидам Отечественной войны, семьям погибших воинов и партизан Отечественной войны.
Важную роль в правильном учете граждан, нуждающихся в жилье, играют комиссии по жилищным вопросам при исполкомах местных Советов. Они состоят из заместителя председателя исполкома (председатель комиссии), представителей общественных организаций, работников жилищно-коммунальных органов, органов здравоохранения, рабочих и служащих, пенсионеров.
Все вопросы и предложения по учету нуждающихся в жилой площади, подготовленные для рассмотрения на исполкомах местных Советов, обязательно предварительно рассматриваются на комиссии по жилищным вопросам. Такие комиссии не только контролируют соблюдение правил учета, но и оказывают большую помощь исполкомам местных Советов и гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Они проводят всю работу свою при самом активном участии представителей профсоюзных органов.
Представитель совета профсоюза предприятия избирается заместителем председателя жилищной комиссии. Подобный статус представителя профсоюза подтверждает ту огромную роль, которую играют органы профессиональных союзов при решении жилищных вопросов на всех стадиях их рассмотрения.
Участие профсоюзных организаций в подготовке и рассмотрении жилищных дел — одна из форм контроля над соблюдением жилищного законодательства, регламентирующего условия и порядок учета граждан, нуждающихся в жилье.
Президиум ВЦСПС неоднократно обращал внимание на необходимость повышения роли профсоюзных органов в рассмотрении и принятии решений по жилищным вопросам. Так, в постановлении Президиума ВЦСПС от 28 мая 1965 года «О недостатках в распределении жилой площади на предприятиях и в организациях Кемеровской области» отмечается, в частности, что советы и областные комитеты профсоюзов обязаны обеспечить строгий порядок в учете рабочих и служащих, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий. Фаб-завместкомам предложено установить строгую очередность получения жилой площади, а списки рабочих и служащих, которым намечено предоставить жилую площадь, вывешивать для ознакомления коллектива.