ХАРАКТЕРИСТИКИ
Если к предмету, изготовленному из такого материала, как резина, приложить силу (нагрузку), она будет создавать напряжение (деформацию) в этом предмете. При снятии этого усилия напряжение исчезнет и предмет вернется к первоначальной форме.
Мы называем это свойство упругостью. В пружинах автомобиля используется принцип упругости, чтобы смягчить удары от дороги, воспринимаемые кузовом и пассажирами автомобиля; выполняя это, пружины временно хранят энергию, создаваемую прилагаемыми силами.
Стальные пружины хранят эту энергию изгибом (как и рессоры) или скручиванием (как спиральные пружины или торсионы). Энергия освобождается, когда пружина возвращается в свое нормальное состояние.
W1 W2 W3
= к (постоянная)
аз
Например, ниже мы имеем две пружины (пружины А и В). Когда мы прилагаем одинаковую массу (w) к каждой из этих пружин, величина сжатия пружин А и В будет соответственно а и Ь. Если величина сжатия пружины В (Ь) больше, чем величина сжатия пружины А (а), то жесткость (к1 пружины А будет больше, чем жесткость (к21) пружины В (к, > к2). То есть, если нагрузки, прилагае - мы1 е к 2пружинам, равны, пружина с низкой жесткостью будет сжиматься больше, чем пружина с высокой жесткостью. Пружина с низкой жесткостью называется "мягкой", тогда как пружина с высокой жесткостью называется "твердой".
W
SHAPE * MERGEFORMAT
w |
ПРУЖИНА А (ТВЕРДАЯ) |
w |
ПРУЖИНА В (МЯГКАЯ) |
а где w а к |
Прогиб пружины изменяется пропорционально прилагаемой к ней силе (нагрузке). То есть, величина, полученная делением силы (W) на величину прогиба (а), остается постоянной.
Эта постоянная величина (к) называется "жесткостью пружины" или "коэффициентом жесткости пружины".
внешняя сила (нагрузка), в кгс
величина сжатия (деформации), в мм жесткость пружины, в кгс/мм
ОНР 13
На вышеприведенном рисунке а < Ь, поэтому к1 > к2.
Когда колеса автомобиля ударяются о неровности дороги, пружины автомобиля будут быстро сжиматься. Так как каждая пружина, находящаяся под нагрузкой, стремится вернуться к своей первоначальной длине, произойдет ход отдачи, при котором поднимется вверх кузов автомобиля. Однако, поскольку пружина накопила энергию при сжатии, то чтобы освободить эту энергию, ход отдачи должен быть больше ее нормальной длины. Когда кузов автомобиля начнет движение вниз, он сожмет пружину до длины, которая меньше, чем длина пружины при нормальной нагрузке. Поэтому пружина снова совершает ход отдачи вверх. Этот процесс, который называется колебанием пружины, повторяется много раз, но так как каждый ход отдачи меньше предыдущего, автомобиль в конечном счете прекращает движение вверх и вниз.
Если это колебание вверх-вниз оставить бесконтрольным, оно будет не только вызывать некомфортабельную езду, но будет также вести к неустойчивому управлению. Чтобы предотвратить это, предусматриваются амортизаторы (см. стр. 19).
Рисунок колебания |
ОНР 14 |