ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)
ОСОБЕННОСТИ МОРСКИХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Морские пути сообщения по своей протяжённости очень велики, они пересекают весь земной шар.
Кроме того, морским судам приходится часто бороться с действием больших волн и сильных ветров. Поэтому они строятся значительных размеров, имеют большую прочность и остойчивость.
Океанские пассажирские суда — это морские гиганты, достигающие иногда свыше 300 метров в длину! Такой
Корабль имеет несколько палуб, оборудован удобными каютами, бассейном для купанья, кинотеатром и т. д. Он может вместить 2—3 тысячи человек.
Очень большими бывают и морские грузовые суда — длиной в 100—150 метров; они способны перевозить тысячи тонн груза.
В морском флоте имеется также много специальных судов, предназначенных для перевозки каких-либо определённых грузов — угля, руды, леса, нефти. Так, для жидкого топлива используются танкеры. Такое название они получили благодаря разделению грузового помещения на отдельные отсеки-танки. Скоропортящиеся продукты перевозятся в холодильных судах — рефрижераторах. Для обеспечения морского судоходства во льдах применяются специальные суда — ледоколы.
На морских путях сообщения, как и на речных, существуют различные предупреждающие знаки и сигналы. Так, на подходах к портам устанавливаются створные
Знаки, указывающие кораблю направление хода. Границы мелей и подводных камней обозначаются бакенами и буями (рис. 22). В простейшем виде буй — это тот же поплавок, укреплённый на якоре. Современные морские буи оснащены автоматически действующими сигналами — световыми или звуковыми.
На морском берегу, в опасных для судов местах, устанавливаются маяки. Они имеют мощные источники света.
Рис. 23. Морской маяк |
Загорающиеся через определённые короткие промежутки времени. Мигающий свет хорошо заметен издали. Маяки располагаются обычно в опасных для корабля местах или вблизи них (рис. 23).
Наряду со световыми сигналами, в наше время нашла широкое распространение сигнализация при помощи радио. Такие сигналы передаются при помощи радиомаяков, которые бывают направленными и ненаправленными. Радиомаяки строятся на подходах к портам или в других местах, важных для мореплавания. Они автоматически передают свои позывные сигналы, которые принимаются на судах с помощью особого приёмника, называемого радиопеленгатором.
Радиопеленгатор позволяет определить направление позывного сигнала, а значит, и местоположение судна относительно маяка.
Направленные радиомаяки посылают свои сигналы в одном направлении; это позволяет судну ориентироваться в море даже при отсутствии радиопеленгатора при помощи обыкновенного приёмника и секундомера.
Радио позволяет всем морским судам поддерживать связь со своей страной во всё время их дальнего плавания. Морские порты поддерживают радиосвязь с приписанными к ним судами.
Морские порты в зависимости от географического расположения бывают: береговые, находящиеся на открытом морском побережье в защищённых или полузащищённых бухтах; устьевые, расположенные в устьях судоходных рек; внутренние, находящиеся в реках в отдалении от устья или на искусственных каналах; островные, расположенные на островах.
При строительстве портов учитывается то обстоятельство, что уровень воды у морских берегов постоянно меняется. Дующий с моря ветер часто нагоняет к берегу большие массы воды и вызывает подъём её уровня.
Другой причиной колебания уровня воды у морских берегов являются приливы и отливы. Они отличаются строгой периодичностью. На побережье открытого моря ежесуточно происходит, как правило, два прилива и два отлива. Колебание уровня во многих местах достигает нескольких метров [42]).
Порты, расположенные в устьях рек или на побережье морей и океанов, обычно ограждаются от открытого моря или выступом берега, когда имеется естественная бухта, или молами и волноломами.
В морских портах (рис. 24) различают внешнюю и внутреннюю части. Во внешней располагается рейд, который используется для стоянки судов, их укрытия и маневрирования. Рейд ограждается от открытого моря выступом берега или искусственными ограждениями. Во внутренней части порта располагается гавань. Здесь размещаются устройства для технического осмотра и ремонта судов, производится разгрузка судов, их погрузка и снабжение топливом.
По характеру своей работы морские порты могут быть торговыми, военными, рыбачьими и т. п.
Рис. 24. Схема устройства морского порта. |
Советское правительство уделяет большое внимание развитию морского флота в нашей стране.
Многие миллионы тонн грузов, необходимых для нужд нашего народного хозяйства, перевозят советские суда. На всех морях и океанах мира плавают под красным флагом корабли великой Советской державы.