ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)
АВТОМАШИНЫ МЕНЯЮТ ДОРОГУ
Появление автомобильного транспорта предъявило новые требования к дороге. Она видоизменилась одновременно с усовершенствованием автомобиля.
Если по грунтовой дороге возможно движение конного транспорта даже во время распутицы, то передвижение автомобиля в этих условиях совсем невозможно. В грязи колёса автомашины «буксуют». Это происходит из-за резкого снижения сил сцепления между шинами автомобиля и поверхностью дороги.
В начальный период развития автотранспорта, когда количество автомобилей, их вес и скорость были ещё незначительны, широкое распространение получило так называемое белое шоссе. Оно устраивалось из щебня, уложенного на слой песка. Прочность такого шоссе достигалась путём последовательной россыпи щебня разного размера в несколько слоёв. Первый слой, состоящий из щебня крупного размера, уплотнялся лёгкими катками. Затем укладывался более мелкий щебень и укатывался более тяжёлыми катками с поливкой водой. На него рассыпался заполняющий материал, называемый клинцом или каменной мелочью, он также уплотнялся катками с поливкой водой. Сверху дорогу засыпали мелкими высевками — отходами от камнедробления. Для отвода воды из-под основания шоссе имелись поперечные канавки — воронки.
Белое шоссе имеет ровную поверхность, удобную для езды; однако появление современных автомобилей с большой скоростью и грузоподъёмностью потребовало нового усовершенствования дороги. Дело в том, что при движении автомобилей с большой скоростью на поверхности белого шоссе возникают вихревые потоки воздуха и происходит высасывание каменной мелочи. На дороге быстро
Воронка Рис. 15. Схема строения «белого шоссе». |
Появляются ямы, выбоины и другие разрушения, которые резко снижают скорость движения.
Кроме того, большие скорости движения автомашин потребовали строительства более прямых и ровных дорог, а также различных дорожных сооружений.
Дорога стала сложным инженерным сооружением, размещаемым на специально выделенной для этого полосе земли, называемой полосой отвода.
Кроме земляного полотна дороги на полосе отвода устраиваются боковые водоотводные канавы, резервы, т. е. места, из которых берут грунт при возведении насыпи, и различные производственные сооружения.
Большинство автомобильных дорог обсаживается деревьями, которые украшают её летом, а зимой задерживают снег.
Каким же образом улучшают белое шоссе?
На поверхность шоссе разливают горячий битум [39]) или дёготь. Затем на него насыпают клинец и уплотняют катками. Сверху снова разливают битум или дёготь, рассыпают каменную мелочь и укатывают. На дороге образуется тонкий слой коры, предохраняющий покрытие от быстрого износа.
Иногда белое шоссе подвергают ешё внутренней обработке: верхний слой щебня пропитывают горячим вяжущим материалом — дёгтем или битумом — на глубину до
8 сантиметров и уплотняют. Затем производится поверхностная обработка. Такая дорожная одежда получила название чёрного шоссе.
Однако и такое шоссе разрушается, если по дороге движется большое количество тяжёлых автомобилей. В этом случае строят асфальтобетонное или цементнобетонное покрытие.
Асфальтобетон состоит из щебня, песка, заполнителя (каменная мука) и битума. Приготовление асфальтобетона производится в специальных установках при температуре 160—180 градусов. Горячая масса асфальтобетона вывозится на дорогу, укладывается и уплотняется катками. Такое покрытие устраивают в два слоя.
На тех участках дороги, где происходит особенно большое движение, укладывают цементнобетонные плиты. Их можно укладывать прямо на земляное полотно, покрытое небольшим слоем песка. Плиты располагают с промежутками в 1,5—2 сантиметра и соединяют железными штырями; промежутки заливают смесью битума с песком.