ОСНОВЫ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Газовая сварка чугуна
Газовая сварка чугуна является одним из старейших способов восстановления деталей (наращивание обломанных частей ушков, за - плавки изношенных отверстий в некорпусных деталях и пр.) При за-
варке трещин газовую сварку практически не используют, так как процесс этот связан с общим подогревом детали.
В качестве присадочного материала обычно применяют чугунные прутки марки Б. Хорошие результаты дают также прутки, отлитые из выбракованных чугунных деталей. С целью предотвращения окисления кромок свариваемого металла, извлечения из сварочной ванны окислов и неметаллических включений, предохранения расплавленного металла от воздействия воздуха при газовой сварке применяют флюсы. Чаще всего используют флюс, состоящий из молотой прокаленной буры или смеси из 56% буры, 22% углекислого натрия и 22% углекислого калия.
Пространственное положение детали при газовой сварке чугуна должна быть таким, чтобы сварку можно было вести в нижнем положении. Для сварки чугуна применяется нормальное пламя, причем расплавление металла ведется восстановительной зоной пламени. Горелка выбирается с наконечником из расчета расходования 100л. ацетилена в час на 1 мм толщины свариваемого металла.
Технология наращивания обломанной части детали с помощью газовой сварки имеет следующую последовательность: о Нагревают место наплавки докрасна и посыпают флюсом, расплавляют флюс и металл и одновременно при помощи стального прутка с загнутым концом удаляют с поверхности сварочной ванны появляющиеся «светящиеся» пузырьки.
о После очистки ванночки приступают к сварке. Для этого берут присадочный пруток, нагревают его докрасна, опускают в сварочную ванну, после чего плавят присадочный пруток одновременно с основным металлом. Производя зигзагообразное движения горелкой и помешивание прутком в сварочной ванне, заполняют ее металлом. Горелку и сварочный пруток долго на одном месте не следует задерживать, ими надо все время манипулировать, то приближая их к сварочной ванне, то удаляя. Если этого не делать, то жидкий металл будет вытекать из сварочной ванны. Чтобы не создавать сильное давление пламени на сварочную ванну, угол наклона горелки по отношению к свариваемой поверхности делают меньшим, чем при сварке стали. Процесс сварки следует вести быстро, высокая скорость способствует сохранению состава металла.
о Охлаждение детали после сварки нужно производить медленно и равномерно. Крупные детали можно накрыть листовым асбестом, а мелкие положить для медленного охлаждения в ящик с песком. Охлаждение детали на сквозняке приводит к отбеливанию чугуна, а иногда и к появлению трещин.
В ремонтном производстве для заварки трещин на обрабатываемых поверхностях корпусных деталей широко применяют газовую сварку чугуна цветными сплавами без подогрева детали в сочетании с дуговой сваркой. В качестве присадочного материала применяют латунь. Низкая температура плавления латуни позволяет сваривать чугун не доводя его до плавления и не вызывая в нем особенных структурных изменений и внутренних напряжений. Применение этого процесса позволяет получить плотные сварочные швы, легко поддающиеся механической обработке.
Технология заварки трещин латунью в чугунных деталях включает в себя следующие операции:
о Снятие с кромок трещин фасок под углом разделки 70. 80°.
о Грубую обработку фасок (желательно с образование насечки).
о Очистку листа сварки от грязи, масла и ржавчины.
о Подогрев подготовленных к сварке мест пламенем газовой го
релки до температуры 900. 950°С. о Нанесение на подогретую поверхность слоя флюса.
о Нагрев в пламени горелки конца латунной проволоки.
о Натирание латунной проволокой горячих кромок трещины (латунь должна накрывать фаски тонким слоем). о Сварка трещины.
о Медленный отвод пламени горелки от детали. о Покрытие шва листовым асбестом.