ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТАЛЯМ КОРПУСА СУДНА, ИДУЩИМ НА СБОРКУ ПОД ДУГОВУЮ СВАРКУ КОНСТРУКЦИЙ
Стальной корпус морского судна состоит из десятков тысяч деталей различных габаритных размеров, форм и сложности, изготовленных из стального листового и профильного проката различного сортамента (полособульбового, таврового и др.) и соединенных между собой при помощи различных процессов дуговой сварки плавящимся электродом. Детали корпуса судна из листового проката бывают плоские и гнутые с вырезами внутри детали или по кромкам.
Кромки деталей, как правило, имеют фаски для обеспечения провара на всю толщину свариваемых деталей. Детали из профильного проката также бывают прямолинейные и гнутые с фасками под сварку по кромкам и торцам или без них. На рис. 6,2 в качестве примеров приведены эскизы плоских деталей из листового проката на типовой карте раскроя для тепловой вырезки с минимальными отходами металла и минимальными тепловыми деформациями, а на рис. 6.3 показаны примеры заготовок для различных видов гнутых деталей из листового проката.
При изготовлении деталей корпуса судна важно обеспечить предъявляемое к ним качество, которое оценивается по точности заданных размеров и форм, качеству поверхности и свойств материала детали. Под требованиями к точности размеров и форм понимается степень соответствия фактических размеров и форм деталей их параметрам, заданным соответствующими нормативными документами. А качество поверхности и свойства материала деталей устанавливаются в соответствующих стандартах, сертификатах и технических условиях.
В связи с тем, что качество сварных швов определяет надежность и работоспособность корпуса судна и соответственно судна в целом, а оно зависит от качества деталей, подаваемых на сборку под сварку, то на форму, габаритные размеры деталей и отдельных конструктивных элементов деталей (особенно по кромкам) устанавливаются и контролируются допустимые отклонения. Соблюдение этих отклонений в сочетании с требованиями технологии сборки и сварки должно обеспечить необходимое качество сварных соединений,
В табл. 6.8 приведены допустимые отклонения габаритных размеров для машинной тепловой вырезки плоских деталей из листового проката. Детали корпуса судна, вырезаемые на машинах с ЧПУ, должны
Ри 6 2
соответствовать 1-му классу точности, а на машинах других типов (стационарных и переносных) - 3-му классу точности. Детали международного пространства (флоры, стрингеры) должны соответствовать 2-му классу точности.
Таблица 6.8 Допустимые отклонения габаритных размеров плоских листовых деталей по ГОСТ 14792-80
|
Предельные отклонения вырезанных деталей от прямолинейности установлены в половинном размере от норм, указанных в табл. 6.8.
Допустимые отклонения от плоскости, габаритных размеров и форм плоских и гнутых листовых деталей приведены в табл. 6.9- 6.12, в табл. 6.13 и 6.14 - допустимые отклонения для прямых и гнутых деталей из профильного проката. Допустимые отклонения размеров конструктивных элементов кромок деталей, вырезаемых тепловыми способами и подлежащих сварке в составе собранных конструкций, приведены в табл. 6.15. Указанные в таблицах значения допустимых отклонений на конструктивные параметры деталей являются жесткими для современных процессов изготовления деталей и могут быть обеспечены только при строгом соблюдении технологий и использовании исправного оборудования, особенно для деталей после вырезки и снятия фасок под сварку тепловыми способами.
Технология изготовления деталей корпуса судна включает в себя работы от плазовотехнологической подготовки производства, получения и складирования металла до выдачи готовых и скомплектованных деталей (рис. 6.4). Процесс изготовления деталей
Размеры деталей, мм |
Допустимые отклонения |
Длина: |
|
до 500 |
1,0 мм на размер детали |
св. 500 до 1000 |
1,5 мм на размер детали |
св. 1000 при толщине: |
|
отЗдоб |
2,5 мм на метр |
св. 6 до 14 |
2,0 мм на метр |
св. 14 |
1,5 мм на метр |
Таблица 6.10 |
Допустимые отклонения от плоскости листовых деталей после правки
Допустимые отклонения, мм |
Тины деталей и их параметры |
Номиналь ные размеры, мм |
от требуемой формы кромки Д, |
or габаритных размеров Д |
Эскиз |
перекос Д,=-Д - Д„ |
Детали с прямыми кромками |
it,5 i2,0 г 2,5 |
До 2000 Св, 2000 до 4500 Св. 4500 |
1,0 1.5 1.5 |
hi,0 11,5 i2,0 |
±2,0 ±2,5 ±3.0 |
Детали с криволинейными кромками |
До 2000 Св. 2000 ло 4500 Св. 4500 |
±1,0 ±1,5 ±2,0 |
1,0 1.5 1.5 |
±3,0 |
Вырезы облегчения, срезы на углах деталей, Голубкины и т. п.
Вырезы для набора: непроницаемые проницаемые Положение вырезов для набора |
±2,0 ±2,0 ±2.0 |
JL |
Лопусіііммі отклонения формы my п. і ііісіоньіч. ісіа. К’іі
Донусшчые ні клонений Д при ІО.'ІІЦІІІІЄ. мм |
єн 10 |
Эекин |
СсЧГІІІІЄ II III. мечен і. ієні ш |
Ра. чмс|> .км а. і мм |
фирма. ієні. ні |
.10 10 |
Поперечное |
До 1000 Си. 1000 |
Цн. ІИІІ. іріІЧЄЄКІІЯ и коническая |
j 6 3 5 7 10 |
Парусовидняя и седлообразная
Поперечное
Продольное
До 1000 Си. 1000 До 1000 Св. 1000 ло 3500 Си. 3500 ло 6000 Св. 6000
Поперечное Продольное |
До 2000 Си. 2000 До 1000 Си. 1000 до 3500 Си. 3500 ло 6000 Си. 6000 |
С перекосом |
6 3 3 8 10 |
Волнообразная и сложная |
Поперечное Продольное |
До 1000 С». 1000 до 2000 С». 2000 До 1000 Св. 1000 до 3500 Си. 3500 до 6000 Си. 6000 |
3 4 3 3 4 8 10 |
6 4 8 10 12 |
О юту гая часів Положение о ini - пулом част Прямая чаегь |
±2.0 ±1.0 ±2.0 ±2.0 |
Со сломами |
До 2000 До 100 Со. 100 |
42.0 4 1.0 г 2.0 ±2.0 |
Ж |
'Габ. in на 6.12
Лопусі нмые отклонения формы обечаек
Наименование |
Оболиаче- НИЄ 01К. ІО - нений |
Доиусшмые отк тнения формы обечаек, мм |
Эе к п.) |
||||
цилиндри ческой |
конической |
||||||
Оік. юнения оі шаблона но хорде 1500 им |
а |
2.0 |
2.0 |
||||
Отклонения торцевых кромок от линий окружной», нанесенных на и. шіс. радиуса |
it J |
||||||
бо П. ШСЮ |
h |
2.0 |
3.0 |
||||
меньшего |
А |
- |
5.0 |
||||
Отклонения обрнлмю - іних на ішсоїу 1000 мм |
с |
1.0 |
2.0 |
И r-M |
VI ОЛЬ tcA j. |
ІИК UC’COS t |
|
Задор межле (Орионом кромкой н проверочной плитой |
d |
1.0 |
1.0 |
О |
|||
Отклонения неримеїра |
е |
±2.0 |
±2.0 |
||||
Ol К ІОНЄННЯ формы обрачующеи на ньіеоіу обечайки 1000 мм |
а |
2.0 |
2,0 |
І |
л |
||
Донуп имые от клоиения для пуст ых деталей из профильного проката
|
относится к корпусообрабатывающему виду производства, удельное значение которого составляет 5...8% от общей трудоемкости постройки корпуса судна и более 10% от численности работающих на верфи.
Значение корпусообрабатывающего производства определяется его решающим влиянием на возможность ритмичной работы корпусной группы цехов верфи и на трудоемкость работ при сборке узлов и секций корпуса судна, зависящей от точности формы и размеров изготавливаемых деталей, влияющей на объем пригоночных работ. Большая номенклатура материалов, применяемых для изготовления деталей корпуса судна, диапазон толщин металла (3,0... 100,0 мм), различные формы, конфигурации и размеры деталей вызывают необходимость применения различных технологических процессов и оборудования для их обработки.
Изготовление деталей корпуса судна производится в корпусообрабатывающих цехах, в которых основные технологические операции и сопутствующие им вспомогательные (подъемно-транспортные) выполняются с использованием современных средств механизации и автоматизации. В состав цеха всходят следующие производственные подразделения:
• плаз, включающий участки плазоворазметочных и вычислительных работ, фотолабораторию, участок изготовления шаблонов, копир-чертежей и т. п.;
• склад стали, располагаемый обычно на открытой площадке в непосредственной близости от цеха;
Отклонение |
Обозначение отклонения |
Допуск, VIVI |
Эе к и.) |
|
Отклонение от теоретической линии на плите или шаблоне: |
/ |
|||
для наружных шпангоутов |
а |
2.0 |
/У |
Гм- |
для внутренних шпангоутої |
а |
2,0 |
N |
u |
Изгиб плоскости шпангоута |
Ь |
3.0 |
b |
|
Коробоватость стенки шпангоута |
с |
1,0 |
||
Отклонение головки полособульба |
d |
3,0 |
d |
|
Волнистость кромки шпанюут; |
€ |
2,0 |
||
Асимметрия полки тавра |
g |
±1.5 |
■Aft. i—W-H - UiJJ Ui^J |
|
Ширина полки тавра |
I |
±2.0 |
k Щ |
|
Неперпендикулярность иолки и стенки тавра |
k |
г2.0 |
ы |
|
Утоиение стенки |
“ |
1.0 |
||
Изменение высоты профиля |
- |
±2,0 |
||
Уменьшение высоты бульба или полки |
* |
2,0 |
||
Отклонение от малки при высоте стенки: до 150 мм более 150 мм |
- |
±1,5 ±3.0 |
||
Скручивание на всю длину |
3 |
|||
Вмятины |
- |
1,0 |
Допустимо оік іош'ііия размером коїнчрчкішнплх :) юмечпон кчачечі после и, кчиошж нмрежи
ПрИМОрЫ Ожижении |
Продельное диачеіию. мм |
Наименование оік. іоиенті > ifMeiiіон іеіаїн
1. Оік юненпо о? ла їіііиіоіі формы на vuax лис кишх ичнлен: при шойой редке при и. шиеішоїі редко
2 Оіклот'нпе новерхнопи рола or номинальной;
Д - 1.0 Д - 1.2 Д * 1,6 Д - 1.2 Д « 1.6 Д - 2.0 |
при машинной кисчородной и иладменной релке ири тлішше металла, мм: оі 5 до 15 вкл. си. 15 ^ ЗО ^
* ЗО [4] 50 *
Д =2.3 Д - 3.0 Д * 4.0 |
при ручной и. шметиж редко и кипите мі'іалла, мм.
О! 5 (О 15 ШчЛ си. 15 * ЗО *
» ЗО » 50 »
• жшерхжкть рофсдаемоіо момлла.
поминальная інжерхноеїв рола, реальная шшерхпопь рева
Да = іЗе |
3. Отклонению oi їй* шчины ч ні а скоса кромки под сварку. f рал*
Д h ■■ |
і. Смешение нрнтиеиия /?, мм
Д/ «±і |
5. Отклонение от ралмера притідения с, мм
/ A t |
Ah - =2 Дh - ±6 Ah ~ ±10 Ah - =20 |
m |
Д h |
6. Оік гонение (п і іубиньї мски h н діипьі /, мм **: а) при лккіом. шачеиин h б) при //оі 3 ю 5 вк к нри h си. 5 чо 10 ик і при hi в 10 ю 20 ик к |
/"-і /- =2 f-tZ |
7 Oik ьженне поиермюсіп ласки/oi номинальной при i ivnniie ласки h. мм о і 3 и» 5 пкл св 5 » 10 *
» 10 » 50 »
Окончание іаб. і. 6.15
* Допускаемые шачоипя отклонении or не. іичиїш угла а онрелс іяктя нормативами ип сварку: ГОСТ 5264-69: 14771-79; 8713-79 и ;ір ** Ре. жие изменения длины ласки не допускаются. Учасюк плавною илмоневия длины ласки на любой деіа. ін должен быть не менес 500 мм. |